Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АВГУ́СТА

Augus­ta. Из мно­гих горо­дов это­го име­ни достой­ны заме­ча­ния:

1) Augus­ta Eme­ri­ta на Ана­те в Лузи­та­нии, н. Мерида, — коло­ния Авгу­ста для отстав­ных 5-го и 10-го леги­о­нов. Dio Cass. 53, 26. Strab. 3, 151;

2) Augus­ta Prae­to­ria, город салас­сов в цис­аль­пий­ской Гал­лии, в дурий­ской долине, н. Аоста. Dio Cass. 53, 25. Strab. 4, 206;

3) Augus­ta Rau­ri­co­rum, глав­ный город рау­ри­ков, н. Ауст у Базе­ля;

4) Augus­ta Sues­sio­num, преж­ний No­vio­du­num, глав­ное местеч­ко Свес­си­о­нов в Бель­гий­ской Гал­лии, н. Суас­сон (Sois­son);

5) Augus­ta Tau­ri­no­rum на Паде в цис­аль­пий­ской Гал­лии, н. Турин. Liv. 21, 38;

6) Augus­ta Tre­vi­ro­rum на Мозел­ле, н. Трир. Tac. hist. 4, 62. 72;

7) Augus­ta Vin­de­li­co­rum, глав­ный город Вин­де­ли­ции или Rae­tia se­cun­da, на р. Лике (Лех), н. Аугс­бург, в 14 г. до Р. Х. коло­ни­зо­ван Авгу­стом после побед Дру­за, веро­ят­но, она — splen­di­dis­si­ma Rae­tiae pro­vin­ciae co­lo­nia у Tac. Germ. 41.

См. также:
АВГУСТА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 193.
См. по теме: ЭБОРАК • ЭГЕСТА, ЕГЕСТА • ЭЙОН, ЕЙОН • ЭЙРКТА, ЕРКТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарный рельеф с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев (правый фрагмент).
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Ливии из виллы Мистерий.
Мрамор.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Боскореале, Антиквариум.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус.
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Ливии. «Тип с косой» (Zopftypus), или тип «Копенгаген 616».
Бронза, глаза из эмали и чёрного камня.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия (или Друзилла?).
Гипсовый слепок.
Оригинал: пентелийский мрамор, правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Рим, Музей Римской культуры.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия в образе Цереры.
Мрамор.
Рим (?). 15—45 гг. н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия.
Базанит.
Около 31 до н. э.
Париж, Лувр.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Ливия.
Оникс.
Начало I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).
Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: SALVS AVGVSTA — драпированный бюст Ливии в образе Салюс (Здоровье) вправо.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
2. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
3. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: IVSTITIA — драпированный бюст Ливии в образе Юстиции (?) вправо, на голове надета стефана, украшенная цветочным орнаментом; волосы уложены в узел на затылке.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
4. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
5. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
6. Дупондий, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: PIETAS — бюст Ливии (?), в образе Благочестия (Pietas), в драпировке, с покрытой головой, в стефане, вправо.
РЕВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. RESTIT.
В центре, большими буквами: S. C.
7. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
8. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE / AVGVST. — легенда вверху в три линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
9. Дупондий, медь
Клавдий
Рим, 41—42 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS — голова Августа, в лучистом венце, влево.
В поле, внизу, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: DIVA AVGVSTA — Ливия, в драпировке, в венке из зерновых колосьев, сидит влево на украшенном троне, держит зерновые колосья в правой руке и длинный факел — в левой.
10. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — голова Августа в лучистом венце влево. Перед ним — пучок молний, над головой — звезда.
РЕВЕРС: Женская фигура (Ливия в образе жрицы или Благочестие (Pietas, под покрывалом, в драпировке, сидит вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА