Словарь античности

АВГУСТА (лат. вели­че­ст­вен­ная).


1. В эпо­ху Импе­рии сакраль­ный титул жен рим­ских импе­ра­то­ров: сна­ча­ла Ливии, вдо­вы Авгу­ста, назван­ной так соглас­но его заве­ща­нию, со вре­мен Доми­ци­а­на — всех жен нахо­див­ших­ся у вла­сти импе­ра­то­ров.


2. Назва­ние мно­гих горо­дов и коло­ний. Наи­бо­лее извест­ны­ми из них явля­ют­ся Augus­ta Eme­ri­ta (Мерида), Augus­ta Prae­to­ria (Аоста), Augus­ta Rau­ra­co­rum (Кай­зе­ра­угст воз­ле Базе­ля), Augus­ta Sue­si­co­num (Суа­сон), Augus­ta Tau­ri­no­rum (Турин), Augus­ta Tre­ve­ro­rum (Трир), Augus­ta Tu­ro­num (Тур) и Augus­ta Vin­de­li­cum (Аугс­бург).

См. также:
АВГУСТА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРЕТ, ЕРЕТ • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ДАРА • ДЕРБА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Ливия.
Сардоникс.
Начало I в. Переработана в XVIII в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Ливия с бюстом Божественного Августа.
Сардоникс.
После 14 г. н. э.
Оправа: 17 в., золото, эмаль.
Вена, Музей истории искусств.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Август, Ливия и Нерон.
Сардоникс.
Рим. I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Ливия.
Оникс.
Начало I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).
Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женский портрет.
Мрамор.
Конец II — начало I в. до н. э.
Переработка в портрет Ливии после 42 г. н. э.
Салоники, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия (Юлия?) и Тиберий.
Южная процессия (деталь).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Ливии. Тип «Фаюм — Копенгаген».
Белый мрамор. 4—14 гг. н. э.?
Сен-Реми-де-Прованс, Археологическое хранилище Дома семьи де Сад.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Ливии.
Мрамор. Нач. I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: SALVS AVGVSTA — драпированный бюст Ливии в образе Салюс (Здоровье) вправо.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
2. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
3. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: IVSTITIA — драпированный бюст Ливии в образе Юстиции (?) вправо, на голове надета стефана, украшенная цветочным орнаментом; волосы уложены в узел на затылке.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
4. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
5. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
6. Дупондий, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: PIETAS — бюст Ливии (?), в образе Благочестия (Pietas), в драпировке, с покрытой головой, в стефане, вправо.
РЕВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. RESTIT.
В центре, большими буквами: S. C.
7. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
8. Дупондий, медь
Клавдий
Рим, 41—42 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS — голова Августа, в лучистом венце, влево.
В поле, внизу, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: DIVA AVGVSTA — Ливия, в драпировке, в венке из зерновых колосьев, сидит влево на украшенном троне, держит зерновые колосья в правой руке и длинный факел — в левой.
9. Денарий, серебро
Тиберий
Лугдун, 14—37 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. — женская фигура (Ливия в образе Пакс), в драпировке, сидит на стуле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит ветвь в левой руке и длинный скипетр — в правой. Ножки стула украшены орнаментом. Внизу под креслом — одинарная линия.
10. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE / AVGVST. — легенда вверху в три линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА