С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА


Для тех, кто попа­да­ет в Рим со сто­ро­ны виа Фла­ми­ниа, мав­зо­лей, Горо­ло­гий и алтарь Мира кажут­ся выстро­ен­ны­ми в один ряд. Мав­зо­лей, на созда­ние кото­ро­го Авгу­ста, веро­ят­но, вдох­но­ви­ли вели­че­ст­вен­ные гроб­ни­цы гре­че­ских царей, а может, и гроб­ни­ца само­го Алек­сандра Македон­ско­го, был постро­ен в 29 г. до н. э. Само назва­ние «мав­зо­лей» свя­за­но с дина­сти­че­ски­ми гроб­ни­ца­ми и тра­ди­ци­ей име­но­вать их подоб­ным обра­зом, начи­ная с Мав­со­ла, царя Карии. За обра­зец так­же были взя­ты гроб­ни­цы знат­ных рим­лян.

С века­ми зда­ние мав­зо­лея меня­лось и исполь­зо­ва­лось для самых раз­лич­ных целей. В 1600-х годах семей­ство Колон­на пере­де­ла­ло его в кре­пость, затем в каме­но­лом­ню, здесь раз­би­ва­ли вино­град­ни­ки и сады, потом устро­и­ли театр, а после кон­церт­ный зал, в кото­ром высту­пал Тос­ка­ни­ни. В 1936 г., нако­нец, нача­лись рас­коп­ки зда­ния и изу­че­ние его остат­ков. Хотя облик мав­зо­лея мож­но рекон­струи­ро­вать толь­ко пред­по­ло­жи­тель­но, име­ет­ся общее пред­став­ле­ние на этот счет. Зда­ние име­ло внеш­нее осно­ва­ние, или огра­ду, из тра­вер­ти­на высотой око­ло 12 м. На южной сто­роне нахо­дил­ся вход, кото­ро­му пред­ше­ст­во­ва­ли два обе­лис­ка. Здесь имел­ся зна­ме­ни­тый авто­граф импе­ра­то­ра: дея­ния Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста. Копию авто­гра­фа (совре­мен­ное вос­про­из­веде­ние), кото­рый мож­но счи­тать духов­ным и поли­ти­че­ским заве­ща­ни­ем Авгу­ста, сего­дня мож­но видеть на стене пави­льо­на алта­ря Мира.

«Я вос­ста­но­вил Капи­то­лий и театр Пом­пея, затра­тив на это огром­ные сред­ства, но не стал высе­кать на них свое имя. Я вос­ста­но­вил акве­ду­ки, кото­рые со вре­ме­нем раз­ру­ши­лись во мно­гих местах, в два раза уве­ли­чил коли­че­ство воды в водо­про­во­де, извест­ном как водо­про­вод Мар­ция, под­ведя к нему воду из ново­го источ­ни­ка. Я завер­шил стро­и­тель­ство фору­ма Юли­ев и бази­ли­ки меж­ду хра­мом Касто­ра и Пол­лук­са и хра­мом Сатур­на, эту работу начал и почти закон­чил мой отец; а когда бази­ли­ку уни­что­жил пожар, я начал стро­и­тель­ство более круп­ной, посвя­щен­ной моим детям… Будучи по воле Сена­та избран­ным кон­су­лом в шестой раз, я вос­ста­но­вил в горо­де 82 хра­ма богов… Став кон­су­лом в седь­мой раз, я вос­ста­но­вил виа Фла­ми­ниа от горо­да до Ари­ми­на и все мосты…»

Внут­рен­няя струк­ту­ра, пред­став­ляв­шая собой цилиндр диа­мет­ром 87 м, была доволь­но слож­ной. Она состо­я­ла из несколь­ких кон­цен­три­че­ских стен, боль­шин­ство из кото­рых не име­ли про­хо­да. Пер­вое коль­цо из туфа было тол­щи­ной 4,35 м. Вто­рое и третье коль­ца были сло­же­ны по тех­но­ло­гии опус рети­ку­ла­тум и соеди­ня­лись ради­аль­ны­ми сте­на­ми, созда­вав­ши­ми недо­ступ­ные поме­ще­ния. Сле­дую­щая сте­на тол­щи­ной 5 м выхо­ди­ла нару­жу и обра­зо­вы­ва­ла вто­рой этаж. Отсюда начи­нал­ся коридор, окру­жав­ший цел­лу в цен­тре все­го соору­же­ния.

Цел­ла так­же была круг­лой, в нее попа­да­ли через вход, рас­по­ло­жен­ный на одной оси с внеш­ним вхо­дом. Во внут­рен­них сте­нах рас­по­ла­га­лись три ниши, в кото­рых были захо­ро­не­ны чле­ны импе­ра­тор­ской семьи, вклю­чая Мар­цел­ла, Окта­вию, Агрип­пу, Луция и Гая Цеза­рей. В цен­тре сто­я­ла высо­кая колон­на, выхо­див­шая нару­жу, в кото­рой была высе­че­на неболь­шая квад­рат­ная ком­на­та, где хра­нил­ся прах импе­ра­то­ра. Высту­пав­шая часть колон­ны, веро­ят­но, под­дер­жи­ва­ла ста­тую Авгу­ста, а так­же отме­ча­ла место­на­хож­де­ние гроб­ни­цы.

См. также:
МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
Мавзолей Августа (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Мавзолей Августа (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
© 2001 г. София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 72—73.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Бой быков в мавзолее Августа.
Акварель Б. Пинелли (1781—1835).
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мавзолей Августа.
Гравюра Джузеппе Вази, 1754 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мавзолей Августа.
Гравюра из «Видов развалин Древнего Рима» Ало Джованьоли, 1619 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мавзолей Августа.
Гравюра Марко Саделера, 1660 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Развалины мавзолея Августа.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
1756 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Солнечные часы Августа (Horologium Augusti), Алтарь Мира и Мавзолей Августа
по реконструкции Эдмунда Бюхнера (Edmund Buchner) (из Buchner 1976).
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мавзолей Августа. Идеализированная реконструкция.
Гравюра Петри Шенка, 1705 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Мавзолей Августа. Реконструкция Дж. Гатти.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Мавзолей Августа. Реконструкция по Х. фон Хесбергу.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Мавзолей Августа. Реконструкция.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА