Словарь античности

МЕНАДЫ (греч. безум­ст­ву­ю­щие), спут­ни­цы гре­че­ско­го бога Дио­ни­са, почи­тав­ше­го­ся так­же под име­нем Вак­ха (лат. Bac­chus). Поэто­му их назы­ва­ли вак­хан­ка­ми. Во вре­мя куль­то­вых шест­вий Дио­ни­са мена­ды в шку­рах пят­ни­сто­го оле­ня, раз­ма­хи­вая факе­ла­ми и тир­са­ми, изо­бра­жа­ли сви­ту бога и в безум­ном тан­це устрем­ля­лись через леса и горы. В экс­та­зе они тер­за­ли дете­ны­шей зве­рей и пили их кровь. Начи­ная с антич­ной эпо­хи сюжет менад часто раз­ра­ба­ты­вал­ся в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (ста­туя Ско­па­са). Чаще все­го их изо­бра­жа­ли вме­сте с Дио­ни­сом.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо, украшенное камеей с изображением сатира и нимфы.
Золото, сердолик, оникс. Ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пляшущая менада. Декоративный подвесной медальон (oscillum).
Мрамор.
Конец I в. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с плящущими менадами.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. по греческому образцу V в. до н. э.
Турин, Музей древностей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с плящущими менадами.
Мелкозернистый мрамор.
Римская копия 2-й пол. I в. н. э. по греческому образцу V в. до н. э. скульптора Каллимаха.
Тунис, Национальный музей Бардо.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийские сцены.
Мрамор. 2-я половина I в. н. э.
Геркуланум, Антиквариум (в депозитарии).
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Ариадна.
Камея.
Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ваза Сосибия.
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа ок. 50 г. до н. э.
Париж, Лувр.
8. ГЛИПТИКА.
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Силен и менада (фрагмент сцены пира Диониса).
Торцовая стенка саркофага.
Белый мрамор. Середина II в. н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с дионисийской сценой.
Мелкозернистый мрамор.
1-я пол. I в. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА