Словарь античности

МЕНАДЫ (греч. безум­ст­ву­ю­щие), спут­ни­цы гре­че­ско­го бога Дио­ни­са, почи­тав­ше­го­ся так­же под име­нем Вак­ха (лат. Bac­chus). Поэто­му их назы­ва­ли вак­хан­ка­ми. Во вре­мя куль­то­вых шест­вий Дио­ни­са мена­ды в шку­рах пят­ни­сто­го оле­ня, раз­ма­хи­вая факе­ла­ми и тир­са­ми, изо­бра­жа­ли сви­ту бога и в безум­ном тан­це устрем­ля­лись через леса и горы. В экс­та­зе они тер­за­ли дете­ны­шей зве­рей и пили их кровь. Начи­ная с антич­ной эпо­хи сюжет менад часто раз­ра­ба­ты­вал­ся в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (ста­туя Ско­па­са). Чаще все­го их изо­бра­жа­ли вме­сте с Дио­ни­сом.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА.
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ТОРЕВТИКА. Греция.
Дервенийский кратер.
Бронза.
330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пляшущая менада.
Мрамор.
Берлин, Государственные музеи.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Спящая вакханка, сатир и амур.
Сардоникс. Римская работа. I в.
2,2 × 3,1 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ТОРЕВТИКА. Греция.
Дервенийский кратер.
Бронза. 330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде силена и менады.
Терракота. VI в. до н. э.
Высота — 0,6 м.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Силен и менада (фрагмент сцены пира Диониса).
Торцовая стенка саркофага.
Белый мрамор. Середина II в. н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (левая сторона).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ваза Сосибия.
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа ок. 50 г. до н. э.
Париж, Лувр.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА