Словарь античности

МЕРКУРИЙ, бог тор­гов­ли, куп­цов и при­бы­ли в Древ­нем Риме; на ран­ней ста­дии раз­ви­тия тор­го­вых отно­ше­ний (445 до н. э.) ему был посвя­щен храм. Мер­ку­рия отож­дествля­ли с гре­че­ским Гер­ме­сом. Счи­тал­ся вест­ни­ком богов и поэто­му изо­бра­жал­ся с жез­лом (каду­це­ем), в кры­ла­том шле­ме. В запад­ных про­вин­ци­ях Мер­ку­рия отож­дествля­ли с одним из кельт­ских богов, культ кото­ро­го полу­чил широ­кое рас­про­стра­не­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 85 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Меркурий.
Пентелийский мрамор. С греческого оригинала нач. IV в. до н. э.
Голова приставлена, ноги и руки с атрибутами современные.
Инв. № MC 60.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Гермеса.
Мрамор. Римская работа сер. II в. н. э. по греческому образцу V в. до н. э.
Обширная реставрация и дополнения Фердинандо Лисандрони, 1778—1779.
Инв. № 967.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 6.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios, тип Лудовизи) - деталь.
Крупнозернистый мрамор.
Римская копия второй половины I в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э.
Инв. № 124479.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios, тип Лудовизи).
Крупнозернистый мрамор.
Римская копия второй половины I в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э.
Инв. № 124479.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гермес.
Пентелийский мрамор. Эпоха Августа.
Инв. № 241.
Афины, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios, тип Лудовизи).
Крупнозернистый мрамор.
Римская копия второй половины I в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э.
Инв. № 124479.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios) — деталь.
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Инв. № 8624.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор. IV в. н. э.
Инв. № 6705.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios) — деталь.
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Инв. № 8624.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор. III в. н. э.
Инв. № MC 329.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 8)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Секстанс, бронза
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Меркурия в крылатом петасе вправо; выше две точки.
РЕВЕРС: ROMA под корабельным носом, обращённым вправо; впереди две точки; выше C IVNI.
2. Асс, медь
Август
Бизацена, Малый Лептис, 10 г.
АВЕРС: IMP. C. D. F. A. P. M. P. P. — обнаженная голова Августа влево.
РЕВЕРС: ΛΕΠΤΙC — драпированный бюст Меркурия, в крылатой шапке, влево; он держит крылатый кадуцей.
Внизу: A
3. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
4. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
6. Секстанс, медь
Рим, 130 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст Меркурия, в хламиде и в крылатом петасе, вправо, с кадуцеем над плечом; сзади
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, наверху надпись M. VARG. [VAR — монограммой], внизу ROMA, перед носом
7. AE 32, медь
Траян
ФРИГИЯ, Гиераполь, 98—117 гг.
АВЕРС: ΑΥ ΚΑΙ ϴΕΟΥ ΥΩ ΝΕΡΒΑ ΤΡΑΙΑΝΩϹ Ε ΓΕΡΜΑ — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах влево.
РЕВЕРС: ΙΕΡΑΠΟΛΕΙΤΩΝ — Афина, повернувшись вправо, и Гермес, повернувшись влево, стоят лицом друг к другу. Афина, в шлеме, держит в правой руке копье, левую положив на круглый щит, который стоит рядом с ней. Гермес, обнаженный, но с хламидой на левой руке, держит кошелек в правой руке и кадуцей в левой.
8. Секстанс, медь
Сардиния, 211 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст Меркурия, в хламиде и в крылатом петасе, вправо, с кадуцеем над плечом; наверху
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, наверху надпись ROMA, перед носом C, внизу
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА