Словарь античности

МЕЧ, колю­щее и рубя­щее ору­жие из брон­зы или желе­за, исполь­зу­е­мое гре­ка­ми и рим­ля­на­ми. Наряду с пря­мы­ми суще­ст­во­ва­ли так­же изо­гну­тые мечи. Те и дру­гие содер­жа­лись в нож­нах, кото­рые кре­пи­лись на пере­вя­зи, пере­ки­ну­той через пле­чо, или на поя­се. Меч с зуб­цом для захва­та ору­жия про­тив­ни­ка изве­стен с кон­ца брон­зо­во­го века. Одновре­мен­но появил­ся дву­руч­ный меч; в желез­ном веке име­лись раз­но­об­раз­ные его виды.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: Дворец Домициана, Дом Флавиев и Дом Императоров • ЭРГАДЕИДА • ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 164 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Смерть Цезаря.
Жан-Леон Жером (1824—1904).
Холст, масло. Ок. 1859—1867 гг.
Балтимор (США), Художественный музей Уолтерсов.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Смерть Юлия Цезаря.
Винченцо Камуччини (1771—1844).
Холст, масло. 1798 г.
Неаполь, Национальный музей Каподимонте.
3. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Инв. № 969.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробная стела Прокла и Проклидов.
Мрамор.
Афины, Национальный археологический музей.
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Аид и Персефона во дворце с Орфеем и другими обитателями Загробного мира.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Большой саркофаг Лудовизи. Деталь фронтальной панели.
Проконнесский мрамор. Сер. III в.
Инв. № 8574.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель (деталь).
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Правая боковая панель.
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва грека и амазонок.
Пентелийский мрамор. Рельефная панель фриза со сценами амазономахии. Середина IV в. до н. э.
Инв. № 3614.
Афины, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 21 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Марк Эмилий Лепид, триумвир
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: M. LEPIDVS III VIR R. P. C. (Marcus Lepidus triumvir reipublicae constituendae) — непокрытая голова Лепида влево.
Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. MVSSIDIVS T. F. LONGVS IIII VIR A. P. F. (Lucius Mussidius Titi filius Longus, quatuorvir auro publico feriundo) — обнаженный Марс, в коринфском шлеме, стоит склонившись вправо, держит в правой руке копье и в левой паразоний (поясной кинжал, BMCRR) или меч (RRC, HCRI) в ножнах, с ремнем; его левая нога поставлена на щит.
Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа, обращённая вправо. Слева полукругом вниз CAESAR, справа полукругом вверх AVGVSTVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм под куполом, с четырьмя колоннами; внутри Марс в шлеме и плаще, повёрнутый влево, оглядывается назад, в правой руке держит легионного орла (aquila), в левой — короткий меч (parazonium), с трофеем (или военным значком?) над левым плечом. Внизу в поле MART VLT. Линейная кайма.
3. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа, обращённая влево. Слева полукругом вниз CAESAR, справа полукругом вверх AVGVSTVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм под куполом, с четырьмя колоннами; внутри Марс в шлеме и плаще, повёрнутый влево, оглядывается назад, в правой руке держит легионного орла (aquila), в левой — короткий меч (parazonium), с трофеем (или военным значком?) над левым плечом. Внизу в поле MART VLT. Линейная кайма.
4. Антониниан, посеребренная медь
Кар
Антиохия, VIII мастерская, 282—283 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. CARVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: VIRTVS AVGG. — император стоит вправо, в левой руке паразоний, принимает Викторию на глобусе от Юпитера, стоящего влево со скипетром в левой руке.
Верхнее поле:
Нижнее поле: H
В обрезе: XXI
5. Денарий, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Верности (Fides) вправо, в лавровом венке, крестообразных серьгах и ожерелье; волосы уложены сзади в узел и спадают локонами вниз на шею; справа FIDES, слева A. LICINIVS.
РЕВЕРС: Всадник галопирует вправо, оглядывается и правой рукой тащит за волосы пленника, который держит в левой руке щит, а в правой меч; ниже NERVA; выше III VIR. Кайма из точек.
6. Антониниан, медь
Кар
282—283 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. CARVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: VIRTVS AVGGG. — император стоит вправо, в левой руке паразоний, принимает Викторию на глобусе от Юпитера, стоящего влево со скипетром в левой руке.
Верхнее поле:
Нижнее поле: Δ
В обрезе: XXI
7. Денарий, серебро
Август
Эмерита, 25—23 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR AVGVST. — обнаженная голова Октавиана вправо. По краю линия.
РЕВЕРС: P. CARISIVS LEG. PRO PR. — круглый щит, украшенный в центре умбоном, внутри которого пятиугольник с обивкой, помещен между наконечником копья с коротким древком слева и кривым мечом (махайра, копис) с закрытой рукоятью с перекладиной справа. По краю линия.
8. Денарий, серебро
Рим, 56 г. до н.э.
АВЕРС: C. MEMMI. C. F. (Caius Memmius Caii filius) — голова Цереры, в венке из колосьев, вправо, серьга в форме креста; волосы сзади собраны в пучок и спадают вдоль шеи.
РЕВЕРС: C. MEMMIVS IMPERATOR (Caius Memmius, imperator) — обнаженный пленник со связанными сзади руками стоит на правом колене вправо, у основания трофея из оружия с греческим щитом.
9. Квинарий, серебро
Август
Эмерита, 25—23 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVST. — обнаженная голова Октавиана вправо.
РЕВЕРС: P. CARISI. LEG. — Виктория в драпировке стоит вправо и обеими руками возлагает венок на трофей, состоящий из шлема, доспехов и т.п.; напротив, у основания трофея покоятся обоюдоострый кинжал и кривой меч с закрытой рукоятью. По краю линия.
10. Денарий, серебро
Август
Эмерита, 25—23 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Октавиана вправо. По краю линия.
РЕВЕРС: P. CARISIVS LEG. PRO PR. — круглый щит, украшенный в центре умбоном, внутри которого пятиугольник с обивкой, помещен между наконечником копья с коротким древком вверху и кривым мечом (махайра, копис) с закрытой рукоятью с перекладиной внизу. По краю линия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА