Словарь античности

МЕЧ, колю­щее и рубя­щее ору­жие из брон­зы или желе­за, исполь­зу­е­мое гре­ка­ми и рим­ля­на­ми. Наряду с пря­мы­ми суще­ст­во­ва­ли так­же изо­гну­тые мечи. Те и дру­гие содер­жа­лись в нож­нах, кото­рые кре­пи­лись на пере­вя­зи, пере­ки­ну­той через пле­чо, или на поя­се. Меч с зуб­цом для захва­та ору­жия про­тив­ни­ка изве­стен с кон­ца брон­зо­во­го века. Одно­вре­мен­но появил­ся дву­руч­ный меч; в желез­ном веке име­лись раз­но­об­раз­ные его виды.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПОСИЯ • ДАМОСИЯ • ПРОЦЕССЫ ПО ДОГОВОРУ • ЭЙСИТЕРИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Галл, убивающий свою жену и себя (известный также как «Галл Лудовизи» или как «Самоубийство галата»).
Фригийский мрамор (marmor Docimenum).
Римская копия нач. II в. н. э. бронзового эллинистического образца ок. 230—220 гг. до н. э. Реставрация каррарским мрамором, работа Ипполито Буцци.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Галл, убивающий свою жену и себя (известный также как «Галл Лудовизи» или как «Самоубийство галата»).
Фригийский мрамор (marmor Docimenum).
Римская копия нач. II в. н. э. бронзового эллинистического образца ок. 230—220 гг. до н. э. Реставрация каррарским мрамором, работа Ипполито Буцци.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
4. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
Приписывается вазописцу Пифону.
Глина.
Ок. 360—320 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Фрагмент фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
Туф, покрытый стуком.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Галл, убивающий свою жену и себя (известный также как «Галл Лудовизи» или как «Самоубийство галата»).
Фригийский мрамор (marmor Docimenum).
Римская копия нач. II в. н. э. бронзового эллинистического образца ок. 230—220 гг. до н. э. Реставрация каррарским мрамором, работа Ипполито Буцци.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл и немейский лев.
Чернофигурная амфора. Аттика.
Мастер Мюнхен 1410.
Глина. 530—520 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
2. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 77—78 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Слева стоит Веспасиан в военной одежде, обращенный влево, опирается правой рукой на стоящее вертикально копье и поддерживает паразоний, лежащий на левой руке; справа стоит Виктория, обращенная влево, держит правой рукой венок над головой Веспасиана и пальмовую ветвь в левой руке.
В обрезе: COS. VIII
3. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив левую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, облокотившись левой рукой на щит; возле нее два круглых щита, один продолговатый и шлем.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
6. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONTIF. MAX. TRIB. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
7. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
NERO CLAVD CAESAR AVG GER P M TR P IMP P P, laureate head of Nero to right with globe at point of bust / Roma seated to left on a cuirass, holding Victory in her right hand and a parazonium with her left; three shields and a helmet behind her; S-C across fields, ROMA in exergue.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее два (три?) круглых щита и шлем.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита и поножи.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Сестерций, орихалк
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DACIA — Дакия, в тунике и плаще, сидит на скале влево, скрестив ноги и поставив правую ногу на шар, держит аквилу в правой руке и кривой меч — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита, один продолговатый и шлем (?).
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА