С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

БОЛЬШОЙ ЦИРК



На про­стран­стве меж­ду Пала­ти­ном и Авен­ти­ном нахо­дил­ся цирк, в кото­ром про­во­ди­лись состя­за­ния на колес­ни­цах, обыч­но запря­жен­ных чет­вер­ка­ми лоша­дей. Эти скач­ки вос­хо­дят еще ко вре­ме­нам Тарк­ви­ния Древ­не­го. Поз­же скач­ки ста­ли непре­мен­ным атри­бу­том Рим­ских игр, про­во­див­ших­ся 4—18 сен­тяб­ря. Цирк зани­мал огром­ную пло­щадь: 600 м в дли­ну и 100 м в шири­ну; за собы­ти­я­ми мог­ли наблюдать 150000 зри­те­лей, воз­мож­ное чис­ло кото­рых к 4 в. н. э. воз­рос­ло до 380000 чело­век.

Сна­ча­ла это было вре­мен­ным соору­же­ни­ем, где зри­те­ли раз­ме­ща­лись на дере­вян­ных ска­мьях. Но вско­ре, когда про­те­кав­шая по долине река была забра­на в тру­бу, были воз­веде­ны три­бу­ны, сло­жен­ные из кам­ня. В 4 в. до н. э. появи­лись так назы­ва­е­мые кар­це­ры — стой­ла, откуда начи­на­ли бег лоша­ди. Сна­ча­ла они были изготов­ле­ны из рас­кра­шен­но­го дере­ва, а поз­же ста­ли мра­мор­ны­ми. Места для зри­те­лей рас­по­ла­га­лись в три яру­са, верх­ний из кото­рых был дере­вян­ным.

По цен­тру аре­на была разде­ле­на на две части длин­ной низ­кой сте­ной, кото­рую в тече­ние сто­ле­тий укра­ша­ли все новые и новые про­из­веде­ния искус­ства и памят­ни­ки. В 10 г. до н. э. сюда был достав­лен из Гелио­по­ля обе­лиск Рам­се­су II (в насто­я­щее вре­мя нахо­дит­ся на пьяц­ца дель Попо­ло), а в 4 в. н. э. — обе­лиск Тут­мо­су III из Фив (сей­час его мож­но увидеть на пьяц­ца ди Сан-Джо­ван­ни в Лате­ране). В цен­тре раз­ме­ща­лись семь шаров, с помо­щью кото­рых отме­ча­ли чис­ло прой­ден­ных кру­гов. Агрип­па уста­но­вил для этой цели семь брон­зо­вых дель­фи­нов. Со вре­ме­нем сте­на покры­лась огром­ным чис­лом памят­ни­ков, ниш и неболь­ших свя­ти­лищ. У окон­ча­ния сте­ны Клав­дий поста­вил ост­ро­вер­хие стол­бы (me­tae), где колес­ни­цы долж­ны были совер­шать раз­во­рот. В середине южно­го полу­круг­ло­го участ­ка нахо­ди­лись ворота, вме­сто кото­рых во 2 в. до н. э. поста­ви­ли Арку Стер­ти­на. Поз­же, в 81 г. н. э., вме­сто нее появи­лась дру­гая арка, кото­рой Сенат дал имя импе­ра­то­ра Тита в честь победы над иуде­я­ми.

В насто­я­щее вре­мя на месте цир­ка оста­лась широ­кая поля­на с чет­ки­ми очер­та­ни­я­ми цир­ка, остат­ка­ми закруг­ле­ний дорож­ки и кар­це­ров.

София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 98.
См. также:
Большой цирк (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Большой цирк (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: Дворец Домициана, Дом Флавиев и Дом Императоров • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Дом Августов • Проходной дом •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 15 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Инв. № 27 (зал I).
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
3. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Инв. № 27 (зал I).
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг-ленос с изображением скачек амуров на колесницах (фронтальная панель).
Мрамор. 130—192 гг. н. э.
Инв. № 2348.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 20.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с изображением скачек амуров на колесницах (фронтальная панель).
Мрамор. 130—192 гг. н. э.
Инв. № 2356.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 12.
6. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с изображением скачек амуров на колесницах в Великом цирке.
Серебро со следами позолоты. I в. до н. э. — I в. н. э.
Выс. 8 см; диам. 9,5 см, вес 355 г.
Инв. № 145510.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент фронтальной стенки детского саркофага с изображением скачек на колесницах.
Мрамор. 130—192 гг. н. э.
Инв. № 250.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 11.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с изображением скачек на колесницах (фронтальная панель).
Мрамор. 130—140 гг. н. э.
Инв. № I 1130.
Вена, Музей истории искусств.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с изображением скачек амуров на колесницах в Великом цирке.
Серебро со следами позолоты. I в. до н. э. — I в. н. э.
Выс. 8 см; диам. 9,5 см, вес 355 г.
Инв. № 145510.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Рим.
Облицовочная плитка Кампана с рельефным изображением сцены скачек.
Терракота. I в. н. э.
Инв. № S 877.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 3)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 11 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
2. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна, в эгиде и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI, в обрезе: S. C.
Описание по Коэну: Большой Цирк; снаружи и спереди, на плане, десять, двенадцать или тринадцать арок (зависит от изображения цирка на разных экземплярах), и справа большая арка, на которой спереди возвышается квадрига; на втором плане, на заднем фасаде и с каждой стороны арка, увенчанная спереди квадригой, и четырехколонный храм, на вершине которого находится статуя; во внутренней части Цирка в середине большой обелиск и с каждой стороны группа из трех объединенных обелисков меньшего размера; слева от большого обелиска виден всадник, а справа маленький барьер, служащий границей для бегунов. (На некоторых экземплярах всадник изображен справа, а барьер слева и кроме того, слева изображена мчащаяся квадрига).
Описание по BMCRE: Вид Большого Цирка, изображенного украшенным фронтально колоннадой, с аркой, обозначающей ворота, увенчанной квадригой анфас, справа, и, позади нее, выше, подобная арка, с квадригой, и другая арка, увенчанная квадригой, стоящие друг против друга справа и слева; стороны Цирка не видны, но дальний конец обозначен линией колоннад с четырехколонным храмом, на вершине фронтона которого находится бюст Сола (?) в лучевой короне, около левого конца; в центре внутренней части большой обелиск, и на небольшом расстоянии слева и справа от него три меньших обелиска, стоящих на невысоких колоннах; между обелисками «spina»; сразу же слева от большого обелиска всадник, сразу справа от него небольшие ворота.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
3. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА