С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

АРКА ТИТА


Арка, кото­рая сто­ит в сед­ло­вине меж­ду хол­ма­ми Велия и Пала­тин, сохра­ни­лась почти нетро­ну­той, отча­сти пото­му, что вхо­ди­ла в фор­ти­фи­ка­ци­он­ные соору­же­ния семей­ства Фран­джи­па­ни. Памят­ник с един­ст­вен­ным фор­ник­сом из пен­те­лик­ско­го мра­мо­ра был постро­ен Доми­ци­а­ном в честь его бра­та Тита, кото­ро­го обо­же­ст­ви­ли после смер­ти в 81 г. н. э. Четы­ре полу­ко­лон­ны с кан­не­лю­ра­ми обрам­ля­ют внеш­ние сто­ро­ны двух стол­бов, кото­рые в свою оче­редь под­дер­жи­ва­ют высо­кий фрон­тон с памят­ной над­пи­сью. На зам­ко­вых кам­нях и архи­воль­тах изо­бра­же­ны Гений рим­лян, Рим и кры­ла­тые Победы. Арка посвя­ще­на победе Вес­па­си­а­на и его сына Тита над иуде­я­ми в 71 г. н. э. Наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ные деко­ра­тив­ные дета­ли укра­ша­ют инте­рьер арки, они изо­бра­жа­ют два важ­ных эпи­зо­да Иудей­ской вой­ны. На сво­де арки изо­бра­же­на сце­на апо­фе­о­за Тита, орел воз­но­сит его на небе­са. Эти релье­фы явля­ют­ся частью неоэл­лин­ской тен­ден­ции, они демон­стри­ру­ют трех­раз­мер­ный под­ход, вво­дя про­стран­ст­вен­ный объ­ем. Дей­ст­ви­тель­но, глу­бо­кая пер­спек­ти­ва рез­ных сцен, изо­бра­жаю­щих дви­же­ние про­цес­сии к три­ум­фаль­ной две­ри (панель на южном стол­бе), очень ори­ги­наль­на. Зри­тель как бы почти втя­ги­ва­ет­ся в нее, ста­но­вит­ся участ­ни­ком сце­ны. И хотя опре­де­лен­ный клас­си­че­ский эффект все же сохра­ня­ет­ся, совер­шен­но оче­вид­но, что худож­ник пытал­ся исполь­зо­вать новую кон­цеп­цию про­стран­ства.

См. также:
АРКА ТИТА (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 45.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Святилище Юпитера Хранителя •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита. Деталь: Тит и Виктория.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Каприччо с храмом Венеры Счастливой и Ромы Вечной, Рим.
Жан-Батист Лаллеман (1716, Дижон — 1803, Париж).
Черный мел, корпусная краска.
Аукционный дом Кристи, Лондон.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Аттик с посвятительной надписью со стороны Капитолия.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Римского форума и прилегающих районов.

Рим, Римский Форум.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА