С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Арка Тита (Ar­cus Ti­ti), воз­ведён­ная в честь Тита и в память об оса­де Иеру­са­ли­ма в верх­ней части Свя­щен­ной доро­ги (in sum­ma Sac­ra via) (рельеф Гате­ри­ев1, CIL. VI. 19151)(1), но закон­чен­ная и посвя­щён­ная лишь после его смер­ти (CIL. VI. 945). Эта арка не упо­ми­на­ет­ся в антич­ной лите­ра­ту­ре, хотя, воз­мож­но, на неё наме­ка­ет Мар­ци­ал (Spect. 2), с.46 цита­ту см. в ста­тье Do­mus Aurea (с. 167). Тео­рия о том, что эта арка была постро­е­на при Нер­ве и Тра­яне, неправ­до­по­доб­на(2). В Сред­ние века она была частью кре­по­сти Фран­джи­па­ни; в верх­ней части ароч­но­го про­хо­да была соору­же­на ком­на­та, а уро­вень доро­ги был зна­чи­тель­но пони­жен, так что открыл­ся тра­вер­ти­но­вый фун­да­мент. Стро­е­ние было так силь­но повреж­де­но, что в 1822 г. его снес­ли, а Вала­дье отстро­ил его, вос­ста­но­вив зна­чи­тель­ную часть атти­ка и внеш­нюю часть обо­их тра­вер­ти­но­вых стол­бов. Поэто­му фриз и над­пись сохра­ни­лись толь­ко со сто­ро­ны, обра­щён­ной к Коли­зею. Фун­да­мент арки сто­ит на мосто­вой Пала­тин­ско­го спус­ка (q. v. Cli­vus Pa­la­ti­nus), поэто­му неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что изна­чаль­но арка рас­по­ла­га­лась север­нее и была пере­дви­ну­та после стро­и­тель­ства хра­ма Вене­ры и Ромы(3).

Одна­ко гораздо более веро­ят­но, что мосто­вая дати­ру­ет­ся эпо­хой до прав­ле­ния Неро­на и что место­по­ло­же­ние арки было един­ст­вен­но воз­мож­ным, учи­ты­вая суще­ст­во­ва­ние вести­бу­ла Золо­то­го дома. Арка постро­е­на из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра, её шири­на 13,5 м, высота 15,4 м и глу­би­на 4,75 м. Высота ароч­но­го про­ёма 8,3 м, шири­на 5,63 м. Над ним рас­по­ло­жен про­стой антаб­ле­мент и аттик высотой 4,4 м с над­пи­сью, сохра­нив­шей­ся толь­ко на восточ­ной сто­роне. По бокам на квад­рат­ном поста­мен­те сто­ят кан­не­ли­ро­ван­ные полу­ко­лон­ны. Капи­те­ли этих колонн явля­ют собой самый ран­ний при­мер ком­по­зит­но­го сти­ля. На внут­рен­них сте­нах арки рас­по­ло­же­ны два зна­ме­ни­тых релье­фа(4), на южном изо­бра­же­на добы­ча, взя­тая в Иеру­са­лим­ском хра­ме (стол хле­бов пред­ло­же­ния, семи­свеч­ник и сереб­ря­ные тру­бы), кото­рую вно­сят в Рим в три­ум­фе, а на север­ном — Тит, сто­я­щий в квад­ри­ге, коней кото­рой ведёт Рома, и Вик­то­рия, увен­чи­ваю­щая импе­ра­то­ра лав­ро­вым вен­ком в то вре­мя, как он про­ез­жа­ет через три­ум­фаль­ную арку. В цен­тре потол­ка ароч­но­го про­ёма, отде­лан­но­го кес­со­на­ми (la­cu­na­ria), рас­по­ло­жен рельеф, изо­бра­жаю­щий обо­жест­вле­ние Тита, на кото­ром орёл уно­сит его (или, ско­рее, его бюст) в небе­са. На фри­зе2 изо­бра­же­на про­цес­сия воен­ных и граж­дан­ских лиц, а так­же живот­ные, кото­рых ведут на жерт­во­при­но­ше­ние; три чело­ве­ка несут воз­ле­жа­щую фигу­ру, в кото­рой мож­но узнать пер­со­ни­фи­ка­цию реки Иор­дан. В антре­воль­тах изо­бра­же­ны обыч­ные кры­ла­тые Вик­то­рии, а на зам­ко­вых кам­нях — Рома (или боги­ня Доб­ле­сти (Vir­tus)) со сто­ро­ны Коли­зея и Гений рим­ско­го наро­да (Ge­nius po­pu­li Ro­ma­ni) (или бог Счаст­ли­во­го Исхо­да (Bo­nus Even­tus)3, или бог Чести (Ho­nos)) со сто­ро­ны Фору­ма. По сво­е­му типу это самая про­стая арка из сохра­нив­ших­ся в Риме; боко­вые сто­ро­ны стол­бов, не укра­шен­ные релье­фа­ми, име­ют ниши, похо­жие на окна.


Cur­tis C. D. Ro­man Mo­nu­men­tal Ar­ches // Supple­men­ta­ry Pa­pers of the Ame­ri­can School of Clas­si­cal Stu­dies in Ro­me. Vol. 2. 1908. P. 47—49;
Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 201—203;
Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 247—250;
Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. 3 (Ch. Hül­sen). Ber­lin, 1906. S. 15—16 и ссыл­ки;
Ros­si­ni L. Gli ar­chi trion­fa­li, ono­ra­rii e fu­neb­ri deg­li an­ti­chi Ro­ma­ni. Ro­ma, 1836. P. 31—37;
D’Es­pouy H. Frag­ments del’Ar­chi­tec­tu­re An­ti­que. T. 1. Pa­ris, 1896. P. 95; T. 2. Pa­ris, 1905. P. 80;
Strong E. Scul­tu­ra Ro­ma­na da Augus­to a Cos­tan­ti­no. Fi­ren­ze, 1924. P. 105—118;
de Rug­gie­ro E. Il Fo­ro Ro­ma­no. Ro­ma, 1913. P. 448—454;
Vie­de­bantt O. Fo­rum Ro­ma­num // RE. SupplBd. 4. 1924. Sp. 479;
An­der­son W. J., Spiers R. P., Ashby T. The Ar­chi­tec­tu­re of An­cient Ro­me. Lon­don, 1927. P. 116, 117;
Hül­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne / Transl. H. H. Tan­zer. New York, 1928. P. 52.

См. также:
АРКА ТИТА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
АРКА ТИТА (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
Арка Тита (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1В насто­я­щей ста­тье этот рельеф отне­сён к эпо­хе Фла­ви­ев (это же мне­ние см.: Strong E. Scul­tu­ra Ro­ma­na da Augus­to a Cos­tan­ti­no. Fi­ren­ze, 1924. P. 120, 130—131); но тогда слож­но объ­яс­нить при­сут­ст­вие на нём боги­ни Ромы, кото­рую в ином слу­чае мож­но счи­тать аллю­зи­ей на сосед­ний храм Вене­ры и Ромы (Hel­big W. Füh­rer durch die öf­fentli­chen Sammlun­gen Roms / Aufl. 3 hsg. W. Ame­lung. № 1193). Зна­че­ние этой про­бле­мы воз­рос­ло, так как была пред­при­ня­та попыт­ка сде­лать выво­ды о состо­я­нии амфи­те­ат­ра Фла­ви­ев в момент при­хо­да Тита к вла­сти. Одна­ко у нас нет для это­го осно­ва­ний, ибо арка Тита несо­мнен­но при­сут­ст­ву­ет на релье­фе и столь же несо­мнен­но была воз­веде­на лишь после его смер­ти.
  • 2О рисун­ке в Вин­дзо­ре (инв. № 8182), кото­рый может изо­бра­жать утра­чен­ную часть фри­за, см.: Fro­thingham A. L. A Lost Sec­tion of the Frie­ze of the Arch of Ti­tus? // AJA. Vol. 18. 1914. P. 479—483.
  • 3Не Фор­ту­на, посколь­ку это фигу­ра муж­чи­ны.
  • (1)Spa­no G. Sul ri­lie­vo se­polcra­le deg­li Ate­rii rappre­sen­tan­te al­cu­ni edi­fi­ci di Ro­ma // At­ti del­la Rea­le Ac­ca­de­mia di ar­cheo­lo­gia, let­te­re e bel­le ar­ti di Na­po­li. Vol. 24. 1906. P. 227—262.
  • (2)McFay­den D. The Da­te of the Arch of Ti­tus // CJ. Vol. 11. 1915. P. 131—141.
  • (3)Ashby T. Re­cent Ex­ca­va­tions in Ro­me // CR. Vol. 16. № 5. 1902. P. 286; Hül­sen Chr. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom. II. Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num 1902—1904 // MDAIR. Bd. 20. 1905. S. 118; Brunswick F. Die Ausgra­bun­gen am Ti­tus­bo­gen // Ber­li­ner Phi­lo­lo­gi­sche Wochenschrift. Bd. 28. 1908. Sp. 1034—1035; Pi­ga­niol A. Les ori­gi­nes du Fo­rum // MEF­RA. T. 28. 1908. P. 247—248.
  • (4)Wace A. J. B. Frag­ments of Ro­man His­to­ri­cal Re­liefs in the La­te­ran and Va­ti­can Mu­seums // PBSR. Vol. 3. 1905. P. 276—279; Wace A. J. B. The Re­liefs in the Pa­laz­zo Spa­da // Vol. 5. 1910. P. 178; Strong, cit.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Arcus Titi, с. 45—46.
    © 2020 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Септизодий • Базилика Павла • Арка Тита • Арка Константина •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Апофеоз Тита.
    Рельеф на своде арки Тита.
    81—96 гг.
    Рим, Римский Форум, Арка Тита.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид Коровьего Поля.
    Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Палатин. Деталь макета Рима.
    Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
    Рим, Музей Римской культуры.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Панорама Римского форума и прилегающих районов.

    Рим, Римский Форум.
    5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев.
    Мрамор.
    Правление Домициана (81—96 гг.).
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    Вид из Табулярия.
    (Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    Вид из Табулярия.
    (Храм Весты, Колизей, арка Тита, базилика Юлия, храм Кастора и Поллукса, атрий Весты, дом Тиберия).
    Рим, Римский Форум.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум. Панорама.
    (Курия Юлия, базилика Эмилия, храм Весты, храм Божественного Юлия, храм Антонина и Фаустины, храм Ромула, базилика Максенция, арка Тита.)
    Рим, Римский Форум.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Венеры и Ромы.
    Вид с Палатина.
    Рим, Римский Форум.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА