Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

АРКА ТИТА


После пожа­ра в эпо­ху Неро­на верх­няя часть Свя­щен­ной доро­ги (ско­рее все­го, она назы­ва­лась cli­vus Sa­cer) закан­чи­ва­лась сту­пе­ня­ми хра­ма Вене­ры и Ромы. Все еще мож­но увидеть часть древ­ней базаль­то­вой доро­ги и по ее бокам, на север­ной и южной сто­ро­нах, остат­ки фун­да­мен­тов двух вели­че­ст­вен­ных соору­же­ний с пиляст­ра­ми (Hor­rea Pi­pe­ra­ta­ria). Под доро­гой сохра­ни­лось базаль­то­вое покры­тие вре­мен Авгу­ста, веду­щее к Пала­тин­ско­му хол­му. Свя­щен­ная ули­ца пери­о­да рес­пуб­ли­ки про­ле­га­ла не по это­му пути, а пово­ра­чи­ва­ла на восток, в направ­ле­нии Карин. Пере­пад уров­ней этих улиц лег­ко виден как раз в месте рас­по­ло­же­ния арки Тита. Это соору­же­ние, постро­ен­ное на моще­нии эпо­хи Неро­на, кажет­ся повис­шим в возду­хе вме­сте с его фун­да­мен­том, выяв­лен­ным во вре­мя рас­ко­пок уров­ня, пред­ше­ст­ву­ю­ще­го эпо­хе Неро­на.

Арка сохра­ни­лась бла­го­да­ря тому, что была частью укреп­ле­ния Фран­джи­пане. Не доста­ет боль­шин­ства пило­нов, отре­ста­ври­ро­ван­ных с помо­щью тра­вер­ти­на Вала­дье­ром в 1822 г., — собы­тие, о кото­ром гла­сит соот­вет­ст­ву­ю­щая над­пись на атти­ке со сто­ро­ны Фору­ма. С дру­гой сто­ро­ны атти­ка сохра­ни­лась под­лин­ная над­пись, бла­го­да­ря кото­рой мож­но точ­но опо­знать соору­же­ние, не упо­ми­наю­ще­е­ся в антич­ной лите­ра­ту­ре, если не счи­тать сомни­тель­ный отры­вок Мар­ци­а­ла. Арка на рельеф­ном изо­бра­же­нии в гроб­ни­це Гате­ри­ев эпо­хи Доми­ци­а­на или Тра­я­на (на кото­рой мож­но про­честь ar­cus in Sac­ra Via Sum­ma, т. е. «арка в верх­ней части Свя­щен­ной доро­ги») не может быть аркой Тита, пото­му что та не нахо­ди­лась на Свя­щен­ной доро­ге. Над­пись на арке Тита гла­сит: Se­na­tus / po­pu­lus­que ro­ma­nus / di­vo Ti­to di­vi Ves­pa­sia­ni f(ilio) / Ves­pa­sia­no Augus­to («Сенат и рим­ский народ боже­ст­вен­но­му Титу, сыну боже­ст­вен­но­го Вес­па­си­а­на, Вес­па­си­а­ну Авгу­сту»). Упо­ми­на­ние Тита как «боже­ст­вен­но­го» озна­ча­ет, что в то вре­мя, когда дела­ли эту над­пись, импе­ра­тор был мертв.

Таким обра­зом, арку мож­но отне­сти к пери­о­ду после 81 г., и, ско­рее все­го, она была соору­же­на по при­ка­зу послед­не­го импе­ра­то­ра дина­стии Фла­ви­ев Доми­ци­а­на, бра­та Тита и сына Вес­па­си­а­на. Неко­то­рые дати­ру­ют эту арку еще более позд­ним пери­о­дом — эпо­хой Тра­я­на — из-за релье­фов, похо­жих на релье­фы этой эпо­хи, и срав­ни­вая соору­же­ние с аркой Тра­я­на в Бене­вен­то, напо­ми­наю­щей про­пор­ци­я­ми, архи­тек­тур­ны­ми и деко­ра­тив­ны­ми дета­ля­ми арку Тита. Тем не менее, отне­се­ние даты воз­веде­ния арки к более позд­не­му пери­о­ду мож­но исклю­чить, посколь­ку ими­та­ция архи­тек­тур­но­го сти­ля по про­ше­ст­вии два­дца­ти лет явля­ет­ся совер­шен­но нор­маль­ным явле­ни­ем в антич­ном мире. Воз­мож­но, этот стро­го пла­стич­ный стиль, свой­ст­вен­ный релье­фам эпо­хи Тра­я­на, мог появить­ся на несколь­ко лет рань­ше, в позд­ний пери­од Фла­ви­ев, на что ука­зы­ва­ют и дру­гие при­зна­ки. Арка име­ет один про­стой мощ­ный про­лет, под­черк­ну­тый четырь­мя полу­ко­лон­на­ми с каж­дой сто­ро­ны. Ее шири­на — 13,5 м, высота — 15,4 м, глу­би­на — 4,75 м. В клю­чах сво­да рас­по­ло­же­ны фигу­ры Ромы и Гения рим­ско­го наро­да, а над архи­воль­том изо­бра­же­ны на зем­ном шаре летя­щие Вик­то­рии со зна­ме­на­ми.

Ввер­ху в цен­тре на неболь­шом фри­зе, сохра­нив­шем­ся толь­ко на восточ­ной сто­роне, изо­бра­жен три­умф Вес­па­си­а­на и Тита над иуде­я­ми в 71 г. — собы­тие, в честь кото­ро­го и была постро­е­на арка. Внут­ри арки на двух боль­ших релье­фах изо­бра­же­ны еще два эпи­зо­да это­го три­ум­фа. На южной стене — нача­ло цере­мо­нии — шест­вие через Три­ум­фаль­ную арку. Послед­няя, с дву­мя квад­ри­га­ми над ней, нахо­дит­ся спра­ва; по направ­ле­нию к арке, сле­ва напра­во, несут fer­cu­la (носил­ки) с тро­фе­я­ми. Добы­чей явля­ют­ся сереб­ря­ные тру­бы и семи­свеч­ник (это его самое древ­нее изо­бра­же­ние) из Иеру­са­лим­ско­го хра­ма. На дуго­об­раз­ных таб­лич­ках, веро­ят­но, были напи­са­ны назва­ния заво­е­ван­ных горо­дов и побеж­ден­ных наро­дов. На север­ной стене арки изо­бра­жен куль­ми­на­ци­он­ный момент три­ум­фа: Тит едет на квад­ри­ге, перед ним идут лик­то­ры с бес­по­рядоч­но накло­нен­ны­ми фас­ци­я­ми. Боги­ня Рома дер­жит лоша­дей за узды, в то вре­мя как Вик­то­рия, нахо­дя­ща­я­ся на повоз­ке, увен­чи­ва­ет импе­ра­то­ра. Далее сле­ду­ют алле­го­ри­че­ские фигу­ры рим­ско­го наро­да и Сена­та (пер­вый — обна­жен­ный до поя­са, вто­рой — в тоге). Эти релье­фы — одни из самых зре­лых и зна­чи­тель­ных образ­цов древ­не­рим­ско­го исто­ри­че­ско­го релье­фа.

В цен­тре сво­да, бога­то укра­шен­но­го кес­со­на­ми, изо­бра­жен Тит вер­хом на орле, летя­щем к небе­сам. Дан­ный образ свя­зан с апо­фе­о­зом и с обо­жест­вле­ни­ем импе­ра­то­ра после его смер­ти. Эта сце­на поро­ди­ла гипо­те­зу, что, как и колон­на Тра­я­на, арка так­же явля­лась местом погре­бе­ния само­го Тита, и его тело нахо­ди­лось в поме­ще­нии, рас­по­ло­жен­ном внут­ри атти­ка. Но это пред­по­ло­же­ние не под­твер­жда­ет­ся.

Воз­ле арки с южной сто­ро­ны вид­ны остат­ки поди­у­ма, слу­жив­ше­го, по неко­то­рым дан­ным, осно­ва­ни­ем четы­рех­сто­рон­ней арки, пре­вра­тив­шей­ся, в свою оче­редь, в баш­ню в пери­од сред­не­ве­ко­вья. У под­но­жия арки в нача­ле ХХ века было обна­ру­же­но соору­же­ние пери­о­да ран­ней импе­рии со мно­же­ст­вом неболь­ших ком­нат. Ана­лиз архео­ло­ги­че­ских нахо­док и орга­ни­че­ских мате­ри­а­лов (к при­ме­ру, остат­ков пищи) поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что построй­ка явля­лась гости­ни­цей, слу­жив­шей так­же домом тер­пи­мо­сти.

См. также:
АРКА ТИТА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
© 2004 г. Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 105—106.
© 2006 г. Пере­вод с итал. Алек­сан­дры Данилев­ской.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Аттик с посвятительной надписью со стороны Капитолия.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Римского форума и прилегающих районов.

Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Весты, Колизей, арка Тита, базилика Юлия, храм Кастора и Поллукса, атрий Весты, дом Тиберия).
Рим, Римский Форум.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум. Панорама.
(Курия Юлия, базилика Эмилия, храм Весты, храм Божественного Юлия, храм Антонина и Фаустины, храм Ромула, базилика Максенция, арка Тита.)
Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА