Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

БАЗИЛИКА ЮЛИЯ


Бази­ли­ка Юлия зани­ма­ет терри­то­рию меж­ду хра­мом Сатур­на и хра­мом Касто­ра; её гра­ни­цы более точ­но обо­зна­че­ны дву­мя глав­ны­ми ули­ца­ми, веду­щи­ми к Фору­му и беру­щи­ми нача­ло от реки Тибр: назва­ние этих улиц — Vi­cus Iuga­rius на запад­ной сто­роне, и Vi­cus Tus­cus — на восточ­ной. Воз­мож­но, соору­же­ние бази­ли­ки в ее сего­дняш­них раз­ме­рах вызва­ло изме­не­ние направ­ле­ния этих улиц и их новую про­клад­ку (под сохра­нив­шей­ся до наших дней брус­чат­кой были най­де­ны руи­ны соору­же­ний пери­о­да Рес­пуб­ли­ки). Зда­ние, дли­ной в 101 и шири­ной в 49 мет­ров, сто­ит на месте одной из самых кра­си­вых древ­них бази­лик, — бази­ли­ки Сем­п­ро­ния, постро­ен­ной в 170 г. до н. э. цен­зо­ром Тибе­ри­ем Сем­п­ро­ни­ем Грак­хом, отцом извест­ных Тибе­рия и Гая.

Как нам извест­но от Ливия, для это­го Гракх снёс дом Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го, кото­рый воз­вы­шал­ся на этом месте, а так­же при­ле­гаю­щие лав­ки ремес­лен­ни­ков. Бази­ли­ка Юлия, без­услов­но, была намно­го боль­ше Сем­п­ро­ни­е­вой, зани­мая так­же место, где рань­ше были тор­го­вые лав­ки (Ta­ber­nae Ve­te­res), кото­рые пред­ше­ст­во­ва­ли древ­не­му зда­нию и слу­жи­ли допол­не­ни­ем новым ремес­лен­ным лав­кам (Ta­ber­nae No­vae), рас­по­ло­жен­ным на дру­гой сто­роне пло­ща­ди, перед бази­ли­кой Эми­лия. Стро­и­тель­ство было нача­то при Цеза­ре, воз­мож­но уже в 54 г. до н. э., вме­сте с рестав­ра­ци­ей бази­ли­ки Эми­лия и стро­и­тель­ст­вом ново­го Фору­ма Цеза­ря (как об этом вспо­ми­на­ет Цице­рон в сво­ем пись­ме к Атти­ку). Стро­и­тель­ство было завер­ше­но при Авгу­сте, но бази­ли­ка вско­ре сго­ре­ла во вре­мя вели­ко­го пожа­ра в 9 г. до н. э. Постро­ен­ная зано­во, она была посвя­ще­на двум при­ем­ным сыно­вьям импе­ра­то­ра, Гаю и Луцию, но сохра­ни­ла пер­во­здан­ные имя и вид. Постра­дав во вто­рой раз во вре­мя пожа­ра при Карине (283 г.), вос­ста­нов­ле­на Дио­кле­ти­а­ном. К сожа­ле­нию, из-за посто­ян­ных гра­бе­жей от антич­но­го зда­ния мало что сохра­ни­лось: прак­ти­че­ски лишь один поди­ум, кото­рый под­ни­ма­ет­ся на несколь­ко сту­пе­ней (семь в восточ­ном углу и един­ст­вен­ную в запад­ном). Даже кир­пич­ные пиляст­ры, кото­рые мож­но увидеть сего­дня, это резуль­тат рестав­ра­ции про­шло­го сто­ле­тия. Одна­ко мож­но все-таки вос­со­здать чер­теж: зда­ние, осо­бо гран­ди­оз­ное, вклю­ча­ло в себя пять нефов: боль­шой цен­траль­ный зал (82 × 18 м) был окру­жен со всех четы­рех сто­рон двой­ны­ми пор­ти­ка­ми: так как внеш­ний пор­тик, с видом на Форум, имел ряд двух­этаж­ных арок, цен­траль­ный зал в таком слу­чае был в три эта­жа.

Здесь рас­по­ла­гал­ся три­бу­нал цен­тум­ви­ров. Зана­ве­сы или дере­вян­ные пере­го­род­ки дели­ли зал на сек­то­ры, давая воз­мож­ность работать четы­рём три­бу­на­лам одно­вре­мен­но.

Толь­ко в слу­чае очень важ­ных слу­ша­ний исполь­зо­вал­ся весь зал. Одно из таких опи­са­но Пли­ни­ем Млад­шим, кото­рый рас­ска­зы­ва­ет, что на одном из его про­цес­сов тол­па навод­ни­ла не толь­ко сам зал, но и верх­ние гале­реи.

На сту­пе­нях бази­ли­ки, веду­щих к Фору­му и на полу гале­рей до сих пор вид­ны следы мно­го­чис­лен­ных игр (в шаш­ки, филет­то), эти места долж­но быть зани­ма­ли без­дель­ни­ки и шало­паи, кото­рых было пол­но на пло­ща­ди. Кро­ме того, граф­фи­ти вос­про­из­во­дят ста­туи, веро­ят­но, сто­я­щие вокруг. Так, бли­же к цен­тру фаса­да, вид­ны два осно­ва­ния с над­пи­ся­ми: opus Po­lyc­li­ti и opus Ti­mar­chi, на кото­рых, веро­ят­но, в свое вре­мя воз­вы­ша­лись две ста­туи извест­ных гре­че­ских скуль­п­то­ров (ори­ги­на­лы, а не копии), при­ве­зен­ные сюда пред­по­ло­жи­тель­но в Севе­ро­ву эпо­ху (судя по эпи­гра­фи­че­ско­му сти­лю). Одна из них была постав­ле­на на базу с над­пи­сью с име­нем пре­фек­та горо­да 416 г. Габи­ния Вет­тия Про­би­а­на и гла­ся­щую о том, что ста­туя была пере­ве­зе­на в бази­ли­ку Юлия из дру­го­го места. Этот факт (о кото­ром свиде­тель­ст­ву­ют так­же и дру­гие най­ден­ные тут же ана­ло­гич­ные базы для ста­туй) мож­но свя­зать с раз­граб­ле­ни­ем Рима Ала­ри­хом, про­изо­шед­шим несколь­ки­ми года­ми ранее.

Неко­то­рые про­бы грун­та, взя­тые из глу­би­ны в цен­тре бази­ли­ки, про­ли­ли свет на руи­ны дру­го­го зда­ния (воз­мож­но бази­ли­ки Сем­п­ро­ния), более древ­не­го, вклю­чаю­ще­го в себя так­же имплю­вий част­но­го дома, кото­рый при­знан домом Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го.

Сре­ди вто­ро­сте­пен­ных архео­ло­ги­че­ских нахо­док — два арха­ич­ных терра­ко­то­вых анте­фик­са, дати­ру­е­мых кон­цом VI — нача­лом V вв. до н. э., кото­рые мож­но отне­сти к более древ­не­му пери­о­ду сосед­не­го хра­ма Касто­ра. Поза­ди бази­ли­ки Юлия, к ней при­мы­ка­ли лав­ки, кото­рые, веро­ят­нее все­го, выхо­ди­ли на одну из древ­них дорог. По ту сто­ро­ну этой доро­ги, в зоне, куда еще не дошли рас­коп­ки, и где нахо­ди­лась боль­ни­ца Уте­ше­ния, дол­жен быть храм, посвя­щен­ный боже­ст­вен­но­му Авгу­сту. На углу доро­ги и Vi­cus Tus­cus («Этрус­ская ули­ца») долж­на была сто­ять ста­туя Вер­тум­на, боже­ства этрус­ско­го про­ис­хож­де­ния; этрус­ские жите­ли, посе­лив­ши­е­ся в Риме во вре­мя цар­ст­во­ва­ния Тарк­ви­ния При­с­ка, дали назва­ние и рай­о­ну. По древ­ней тра­ди­ции счи­та­лось, что ста­туя ука­зы­ва­ла на гра­ни­цу болота Велаб­ра, еще до стро­и­тель­ства Боль­шой Кло­аки (Cloa­ca Ma­xi­ma).

См. также:
БАЗИЛИКА ЮЛИЯ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Базилика Юлия (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 2004 — Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 87—88.
© 2006 — Пере­вод с итал. Ека­те­ри­ны Соболе­вой.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум. Панорама.
(Курия Юлия, базилика Эмилия, храм Весты, храм Божественного Юлия, храм Антонина и Фаустины, храм Ромула, базилика Максенция, арка Тита.)
Рим, Римский Форум.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План части Римского форума.
Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности, план-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рим, Римский Форум.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Юлия.
Вид с Капитолия.
54—44 гг. до н. э.
Рим, Римский Форум.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Обращение Константина к гражданам Рима на Форуме (Oratio).
Рельеф фриза северной стороны арки (т. н. фриз Константина).
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Обращение Константина к гражданам Рима на Форуме (Oratio).
Рельеф фриза северной стороны арки (т. н. фриз Константина).
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия, курия Юлия.

Рим, Римский Форум.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА