С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

БАЗИЛИКА ЮЛИЯ


В 54 г. до н. э. Цезарь начал стро­и­тель­ство боль­шой бази­ли­ки меж­ду древни­ми Южной и Тус­ской ули­ца­ми, кото­рые шли от Тиб­ра (работа была завер­ше­на Авгу­стом). Бази­ли­ка Юлия сто­я­ла на месте ста­рой бази­ли­ки Сем­п­ро­ния, постро­ен­ной Тибе­ри­ем Сем­п­ро­ни­ем в 169 г. до н. э., после того как он раз­ру­шил сто­яв­ший здесь дом Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го. В ходе недав­них рас­ко­пок обна­ру­жи­лись остат­ки част­но­го дома глу­бо­ко ниже уров­ней двух бази­лик. Новая бази­ли­ка была боль­ше преды­ду­щей и даже потес­ни­ла сто­яв­шую здесь ста­рую меняль­ную лав­ку. Тем не менее невоз­мож­но опре­де­лить раз­ме­ры бази­ли­ки, так как от нее мало что оста­лось, кро­ме поди­у­ма.

Это был про­стор­ный зал, окру­жен­ный дву­мя ряда­ми колонн из необо­жжен­но­го кир­пи­ча и тра­вер­ти­на, внеш­ний ряд имел двух­уров­не­вую арка­ду, внут­рен­ний — трех­уров­не­вую.

Внут­ри, в мень­ших по раз­ме­ру залах, про­хо­ди­ли заседа­ния раз­лич­ных граж­дан­ских три­бу­на­лов. Без­дель­ни­ки, обыч­но запол­няв­шие пло­щадь, сиде­ли на сту­пень­ках сна­ру­жи и про­во­ди­ли вре­мя в празд­но­сти.

Поза­ди бази­ли­ки, вдоль длин­ной сто­ро­ны, рас­по­ла­га­лось несколь­ко меняль­ных лавок, рядом с хра­мом Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста.

См. также:
Базилика Юлия (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
БАЗИЛИКА ЮЛИЯ (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 34—35.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • Святилище Юпитера Хранителя •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
(арка Септимия Севера, храм Кастора и Поллукса, колонна Фоки, базилика Юлия, дом Тиберия).
Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
(Колонна Фоки, базилика Юлия, Новые ростры, пьедестал колонны в честь 10-летия тетрархии, храм Сатурна, арка Септимия Севера.)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия, курия Юлия.

Рим, Римский Форум.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА