С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

БАЗИЛИКА ЮЛИЯ (Ba­si­li­ca Iulia) — на южной сто­роне фору­ма, меж­ду vi­cus Tus­cus и vi­cus Iuga­rius. Веро­ят­но, ее стро­и­тель­ство начал Эми­лий Павел от име­ни Цеза­ря в 54 г. до н. э. (ср. труд­ный для пони­ма­ния фраг­мент Cic. ad Att. IV 16. 8 — пись­мо, напи­сан­ное в этом году, и ком­мен­та­то­ров, осо­бен­но Becker, Top. 301—306; Jord. I. 2. 394; и, про­тив это­го, AJA 1913, 25, n. 2); бази­ли­ка была посвя­ще­на в 46 г., в неза­вер­шен­ном состо­я­нии (Mon. Anc. IV. 13; Hier. a. Abr. 1971), достро­е­на Авгу­стом, вско­ре после это­го сго­ре­ла, была вос­ста­нов­ле­на Авгу­стом в рас­ши­рен­ном виде, и вновь посвя­ще­на в 12 г. н. э. в память о Гае и Луции Цеза­рях (Mon. Anc. IV. 13—16; Cass. Dio LVI. 271; Suet. Aug. 29). Одна­ко не ясно, было ли зда­ние окон­ча­тель­но достро­е­но к момен­ту вто­ро­го посвя­ще­ния (ср. Mon. Anc. loc. cit.). Оно было повреж­де­но пожа­ром при Карине (Chron. p. 148) и реста­ври­ро­ва­но Дио­кле­ти­а­ном (ib.), а в 416 г. н. э. — еще раз, неким Габи­ном Вет­ти­ем Про­би­а­ном, пре­фек­том горо­да, укра­сив­шим ее ста­ту­я­ми (CIL VI. 1156, 1658, 31883—31887; NS 1883, 47—48; Mitt. 1902, 54; Klio, 1902, 269—270). Несмот­ря на посвя­ще­ние от име­ни Гая и Луция, назва­ние «бази­ли­ка Гая и Луция» встре­ча­ет­ся толь­ко в трех отрыв­ках, ука­зан­ных выше; во всех осталь­ных слу­ча­ях это «бази­ли­ка Юлия» или, у поэтов, «Юли­ев дом» (tec­ta Iulia, Mart. VI. 38. 6; Stat. Silv. I. 1. 29). Антич­ные источ­ни­ки чет­ко опи­сы­ва­ют ее место­по­ло­же­ние (Mon. Anc. loc. cit.; Fest. 290; Stat. loc. cit.); она пред­став­ле­на на Мра­мор­ном плане (frgs. 20, 23). С ее кры­ши Кали­гу­ла бро­сал наро­ду моне­ты (Suet. Cal. 37; Joseph. XIX. 11. 1. 11; cf. Mitt. 1893, 264; Chron. p. 145; JRS 1926, 134).

В пери­од ран­ней импе­рии в этой бази­ли­ке заседал суд цен­тум­ви­ров (Mart. VI. 38. 5—6; Plin. Ep. I. 5; II. 14; V. 9; VI. 33; Quint. XII. 5. 6); там была уста­нов­ле­на ста­туя Кри­спа в бла­го­дар­ность за то, что он часто высту­пал защит­ни­ком перед импе­ра­то­ром Доми­ци­а­ном (Schol. Iuv. 4. 81). Бази­ли­ка упо­ми­на­ет­ся в несколь­ких над­пи­сях (CIL VI. 9709, 9711, 9712, 32296), в Реги­о­на­ри­ях (Reg. VIII) и у Поле­мия Силь­вия (545). Огром­ное коли­че­ство и вели­ко­ле­пие мра­мо­ра в этой бази­ли­ке сде­ла­ли ее осо­бен­но желан­ной добы­чей для сред­не­ве­ко­вых ван­да­лов, а пря­мо на ее полу была най­де­на печь для обжи­га изве­сти (LD pas­sim; BC 1891, 229—236). В VII или VIII вв. внеш­ний неф запад­ной сто­ро­ны был пре­вра­щен в цер­ковь (Ar­chi­vio Sto­ri­co dell’Ar­te, 1896, 164; Fro­thingham, Mo­nu­ments of Chris­tian Ro­me. New York, 1908, 83); обыч­но ее иден­ти­фи­ци­ру­ют с цер­ко­вью Сан­та-Мария-де-Кан­на­па­ра, упо­мя­ну­той в ката­ло­гах XII—XV вв., одна­ко она долж­на была нахо­дить­ся на гораздо более высо­ком уровне (HCh 321). Так­же это не может быть Сан­та-Мария-ин-Форо (HCh 335); ср. HFP 15.

Бази­ли­ка зани­ма­ла про­стран­ство дли­ной 101 м и шири­ной 49 м, со всех сто­рон огра­ни­чен­ное ули­ца­ми: Свя­щен­ной доро­гой (via Sac­ra), Ярем­ной ули­цей (vi­cus Iuga­rius), Этрус­ской ули­цей (vi­cus Tus­cus) и ули­цей на юге, соеди­ня­ю­щей две послед­ние. При позд­ней­ших рестав­ра­ци­ях был изме­нен стро­и­тель­ный мате­ри­ал, но не фор­ма (CR 1901, 136; Mitt. 1902, 60). Цен­траль­ный двор, 82 м дли­ной и 16 м шири­ной, был окру­жен дву­мя нефа­ми шири­ной 7,5 м, над кото­ры­ми нахо­ди­лись гале­реи вто­ро­го эта­жа (ср. Plin. Ep. VI. 33; Suet. Cal. 37). Эти нефы были обра­зо­ва­ны мра­мор­ны­ми колон­на­ми фаса­да и внут­рен­ни­ми ряда­ми таких же колонн, постро­ен­ных из кир­пи­ча и обли­цо­ван­ных мра­мо­ром. Таким обра­зом, пер­вый этаж бази­ли­ки пред­став­лял собой откры­тую арка­ду, кото­рая была разде­ле­на мра­мор­ны­ми балю­ст­ра­да­ми, соеди­няв­ши­ми колон­ны. С каж­дой из длин­ных сто­рон сто­я­ло восем­на­дцать колонн, и по восемь колонн, вклю­чая окон­ча­ния контр­фор­сов, — на корот­ких сто­ро­нах. Вся внеш­няя часть зда­ния пер­во­на­чаль­но была постро­е­на из бело­го мра­мо­ра, а на внеш­них сто­ро­нах колонн исполь­зо­ван дори­че­ский ордер. Пол имел неболь­шой уклон к севе­ро-восточ­но­му углу и был вымо­щен мра­мор­ны­ми пли­та­ми, цвет­ны­ми в цен­траль­ном дво­ре и белы­ми в нефах. Цен­траль­ная терри­то­рия была покры­та дере­вян­ной кры­шей (Stat. Silv. I. 1. 29; Mart. VI. 38. 6), воз­вы­шав­шей­ся над кры­шей боко­вых нефов и про­пус­кав­шей свет через боко­вые окна, как и в бази­ли­ке Эми­лия. О фраг­мен­тах сво­дов боко­вых нефов см. Mitt. 1901, 13—18.

От пола цен­траль­но­го дво­ра непре­рыв­ный трех­сту­пен­ча­тый про­лет спус­ка­ет­ся к полу внеш­не­го пере­д­не­го нефа, кото­рый, будучи ниже, пред­став­ля­ет собой нечто вро­де пор­ти­ка. А отсюда сту­пе­ни спус­ка­ют­ся на ули­цу; одна­ко, посколь­ку Свя­щен­ная доро­га име­ет зна­чи­тель­ный подъ­ем, в восточ­ной части бази­ли­ки этих сту­пе­ней семь, а в запад­ной — толь­ко одна. В южной части нахо­дил­ся ряд ком­нат, откры­ваю­щих­ся на ули­цу, неко­то­рые из них, с мас­сив­ны­ми сте­на­ми из туфа, рас­ко­па­ны лишь частич­но. Воз­мож­но, на этой, сол­неч­ной, сто­роне рас­по­ла­гал­ся ряд лавок (ta­ber­nae), как и в бази­ли­ке Эми­лия; суще­ст­ву­ют остат­ки лест­ниц, веду­щих на верх­ний уро­вень, то есть, на кры­шу лавок.

Сохра­нив­ши­е­ся остат­ки вклю­ча­ют фун­да­мент с фраг­мен­та­ми мра­мор­но­го пола, на кото­ром выре­за­но более вось­ми­де­ся­ти игро­вых таб­лиц (ta­bu­lae lu­so­riae, Mitt. 1896, 227—252)2; сту­пе­ни, частич­но обли­цо­ван­ные мра­мо­ром, а на vi­cus Iuga­rius — несколь­ко кир­пич­ных колонн и арок внеш­них нефов, отно­ся­щи­е­ся к рестав­ра­ции Дио­кле­ти­а­на, так же, как и фраг­мен­ты внеш­них мра­мор­ных колонн. Напро­тив вто­рой от фаса­да колон­ны в запад­ной части зда­ния воз­веден огром­ный столб, являв­ший­ся частью арки попе­рек vi­cus Iuga­rius. Най­де­ны неко­то­рые архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты, но сто­я­щая тра­вер­ти­но­вая колон­на и мно­гие из кир­пич­ных стол­бов — совре­мен­ные (Jord. I. 2. 385—391; HC 61—68; Théd. 150—153, 218—223; LS II. 205—206; LR 275—279, с ито­га­ми рас­ко­пок с 1496 г.; RA 202—205; DR 408, 419; RE Suppl. IV. 466—469; ASA 83). См. PILA HORA­TIA.

См. также:
БАЗИЛИКА ЮЛИЯ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
БАЗИЛИКА ЮЛИЯ (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1 Ἰουλία — исправ­ле­ние; в тек­сте Λιουία (sup­ra, 73).
  • 2 В этой ста­тье, цити­ру­е­мой раз­лич­ны­ми авто­ра­ми, содер­жит­ся опи­са­ние играль­ных таб­лиц (tes­se­rae lu­so­riae) для игры в две­на­дцать линий (lu­dus duo­de­cim scrip­to­rum), но нет ни сло­ва о таб­ли­цах на полу бази­ли­ки, кото­рые луч­ше все­го опи­са­ны в The­de­nat. cit.

  • © 1929 — Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. BASILICA IULIA, c. 78—80.
    © 2008 — Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Проходной дом •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Реконструкция части Римского Форума.
    (Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
    Рим, Римский Форум.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
    Художник Фердинан Дютер.
    Тушь, акварель. 1874 г.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Базилика Эмилия, курия Юлия.

    Рим, Римский Форум.
    5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид Коровьего Поля.
    Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
    6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
    Художник Фердинан Дютер.
    Тушь, акварель. 1874 г.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Палатин. Деталь макета Рима.
    Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
    Рим, Музей Римской культуры.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Панорама Римского форума и прилегающих районов.

    Рим, Римский Форум.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    План части Римского форума.
    Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности, план-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
    Рим, Римский Форум.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    (арка Септимия Севера, храм Кастора и Поллукса, колонна Фоки, базилика Юлия, дом Тиберия).
    Рим, Римский Форум.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА