Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КАНДЕЛЯ́БР

Can­delābrum, пер­во­на­чаль­но неболь­шой под­свеч­ник для вты­ка­ния can­de­lae, λυχ­νοῦ­χος, ино­гда так­же нож­ка пере­нос­ной лам­пы, на кото­рую ста­ви­ли мас­ля­ную лам­пу; в послед­ст­вии вре­ме­ни боль­шая, сто­яв­шая на полу под­став­ка для лам­пы, λαμπτήρ, с высо­кой нож­кой и с углуб­ле­ни­ем ввер­ху; она утвер­жда­лась на одном месте и не пере­но­си­лась на дру­гое. Нечто подоб­ное встре­ча­ет­ся уже у Гоме­ра (Od. 18, 307); это — жаров­ни для осве­ще­ния, кото­рые, впро­чем, слу­жи­ли ино­гда и для нагре­ва­ния. Мате­ри­а­ла­ми для того и дру­го­го рода слу­жи­ли дере­во, мра­мор, жже­ная гли­на, а так­же и бла­го­род­ный металл (Cic. Verr. 2, 4, 26); фор­ма их была раз­но­об­раз­на, часто с весь­ма изящ­ны­ми укра­ше­ни­я­ми.

См. также:
КАНДЕЛЯБР (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 243.
См. по теме: КОЛБАСА • АЛЕК • КАЛИЕНДРУМ • ЭМИЛИЕВА ДОРОГА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Гая Корнелия Филокала.
Середина I — III в. н. э.
Остия, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением грифонов.
Мрамор. II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя императора в доспехах.
Мрамор. Эпоха Юлиев-Клавдиев.
Верона, Археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная роспись экседры или триклиния y, нижняя часть южной стены.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
50—79 гг.
Художник Винченцо Лория (1850—1939).
1886 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись ликтора.
CIL VI 1910.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя императора в доспехах — декор кирасы.
Мрамор. Эпоха Юлиев-Клавдиев.
Верона, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвоприношения для триумфа.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
8. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Саркофаг с летящими Никами (фронтальная панель).
Мрамор. Вторая половина II в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
9. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Саркофаг с летящими никами (торцовая панель).
Мрамор. Вторая половина II в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

Рим, Марсово поле.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: IVVENTAS — Ювентас (Юность), в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам из правой руки на канделябр (или алтарь — RIC) слева и держит патеру в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: IVVENTAS — Ювентас (Юность), в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам из правой руки на канделябр (или алтарь — RIC) слева и держит патеру в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVGVSTA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей, с покрытой головой, влево; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке; на голове стефана.
РЕВЕРС: PIETAS AVG. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам правой рукой над горящим канделябром-алтарем слева и держит коробочку в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Август
Неопределенный монетный двор, 17 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR — обнаженная голова юноши (BMC RE: голова молодого Августа; BMC RR: голова Гая Цезаря; RIC: голова юноши; Cohen, RSC, RCTV: голова Гая Цезаря), вправо, внутри дубового венка.
РЕВЕРС: AVGVST — канделябр, украшенный слева и справа бараньими головами, окруженный полумесяцем с цветочным венком, в который вплетены два букрания и две патеры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА