Словарь античности

КАНДЕЛЯБР (лат. can­de­la — све­ча, can­de­la­ber — под­свеч­ник). Кан­де­лябр был изве­стен этрус­кам (вме­сте со све­ча­ми, кото­рые в Гре­ции не име­ли широ­ко­го при­ме­не­ния). Кан­де­лябр пред­став­лял собой под­став­ку из дере­ва или метал­ла (сереб­ра, брон­зы, желе­за) высотой до 1,6 м. Стер­жень кан­де­ляб­ра, чаще все­го бога­то укра­шен­ный, укреп­лял­ся на трех нож­ках, кото­рые неред­ко име­ли фор­му зве­ри­ных лап; на стержне кре­пи­лась розет­ка под­свеч­ни­ка; ино­гда она мог­ла пере­ме­щать­ся вдоль стерж­ня кан­де­ляб­ра. Кан­де­ляб­ры с фигур­ны­ми завер­ше­ни­я­ми часто снаб­жа­лись четырь­мя под­свеч­ни­ка­ми. Кан­де­ляб­ра­ми назы­ва­лись так­же под­став­ки для ламп, но вме­сто под­свеч­ни­ка на них кре­пи­лась плос­кая чаша для све­тиль­ни­ка, заправ­ляв­ше­го­ся мас­лом. Име­лись рос­кош­ные образ­цы кан­де­лябров — насто­я­щие про­из­веде­ния пла­сти­ки; кан­де­ляб­ры боль­ших раз­ме­ров из мра­мо­ра исполь­зо­ва­лись в хра­мах. Зна­ме­ни­ты кан­де­ляб­ры 1 в. н. э.; их отдель­ные части изготов­ля­ли в раз­ных горо­дах: стерж­ни отли­ва­ли в Тарен­те, а розет­ки для све­тиль­ни­ков — в Эгине.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
КАНДЕЛЯБР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: Дворец Домициана, Дом Флавиев и Дом Императоров • ЛАОКООН • КАНОВА Антонио • ЭФЕМЕРИДА, ДНЕВНИК, ЖУРНАЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 12 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись ликтора.
CIL VI 1910.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением грифонов.
Мрамор. II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

Рим, Марсово поле.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с центральными воротами, орнаментом стригилато и фигурами покойных по краям (торцовая панель).
Мрамор.
Выс. 1 м; дл. 2,14 м; шир. 1,06 м.
210-220 г. н. э.
Инв. № A 8 est.
Пиза, Кампосанто.
5. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Саркофаг с летящими Никами (фронтальная панель).
Мрамор. Вторая половина II в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
6. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Саркофаг с летящими никами (торцовая панель).
Мрамор. Вторая половина II в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

Рим, Марсово поле.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя императора в доспехах.
Мрамор. Эпоха Юлиев-Клавдиев.
Инв. № 1848 S.A.V.
Верона, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя императора в доспехах — декор кирасы.
Мрамор. Эпоха Юлиев-Клавдиев.
Инв. № 1848 S.A.V.
Верона, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя императора в доспехах.
Мрамор. Эпоха Юлиев-Клавдиев.
Инв. № 1848 S.A.V.
Верона, Археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 4)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: IVVENTAS — Ювентас (Юность), в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам из правой руки на канделябр (или алтарь — RIC) слева и держит патеру в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Асс, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: IVVENTAS — Ювентас (Юность), в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам из правой руки на канделябр (или алтарь — RIC) слева и держит патеру в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVGVSTA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей, с покрытой головой, влево; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке; на голове стефана.
РЕВЕРС: PIETAS AVG.Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам правой рукой над горящим канделябром-алтарем слева и держит коробочку в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Август
Неопределенный монетный двор, 17 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR — обнаженная голова юноши (BMC RE: голова молодого Августа; BMC RR: голова Гая Цезаря; RIC: голова юноши; Cohen, RSC, RCTV: голова Гая Цезаря), вправо, внутри дубового венка.
РЕВЕРС: AVGVST — канделябр, украшенный слева и справа бараньими головами, окруженный полумесяцем с цветочным венком, в который вплетены два букрания и две патеры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА