Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ПРИЧЕСКА

Ca­pil­la­men­tum, Ca­pil­li. Гре­ки и рим­ляне обра­ща­ли осо­бен­ное вни­ма­ние на убор­ку голо­вы, что весь­ма есте­ствен­но при силь­ной рас­ти­тель­но­сти волос у южных наро­дов. Гре­ки, а имен­но спар­тан­цы, отпус­ка­ли воло­сы; стриг­лись лишь маль­чи­ки; стриж­ка волос про­из­во­ди­лась в цирюльне (κου­ρεῖον) цирюль­ни­ком (κου­ρεύς), кото­рый под­стри­гал так­же боро­ду и обре­зал ног­ти, пото­му что все гре­ки люби­ли εὐσχη­μο­νεῖν (щего­лять). На изо­бра­же­ни­ях Апол­ло­на виден древ­не­ат­ти­че­ский κρο­βύλος, коса на перед­ней части голо­вы (см. Apol­lo, рис. b и c). Стриг­ли воло­сы в знак печа­ли. Обык­но­вен­ный цвет волос был чер­ный, но выше все­го цени­лись бело­ку­рые воло­сы, поче­му и ста­ра­лись ино­гда про­из­во­дить этот цвет искус­ст­вен­ным обра­зом. Густая, окла­ди­стая боро­да, πώ­γων βα­θύς или δα­σύς, счи­та­лась при­зна­ком бла­го­род­ной муже­ст­вен­но­сти, и ее отра­щи­ва­ли око­ло щек (πώ­γων), над губа­ми (ὑπή­νη) и на под­бо­род­ке (γέ­νειον) (ее стриг­ли лишь во вре­мя тра­у­ра), пока Алек­сандр не ввел в обы­чай бри­тья. У жен­щин длин­ные густые воло­сы не запле­та­лись в косу и не зави­ва­лись в искус­ст­вен­ные локо­ны, но боль­шей частью соби­ра­лись и завя­зы­ва­лись в узел или кисть на затыл­ке или на самом теме­ни. Воло­сы опус­ка­лись доволь­но глу­бо­ко на лоб, так как узкий лоб (ср. te­nuis frons Hor. od. 1, 33, 5) счи­тал­ся кра­си­вым. Судя по изо­бра­же­ни­ям на вазах, воло­сы обык­но­вен­но сдер­жи­ва­лись повяз­кой раз­но­го вида или плат­ком, под­вя­зан­ным в виде чеп­ца, и т. п. Эти голов­ные убо­ры мож­но разде­лить на сет­ки (κεκ­ρύ­φαλος), меш­ки (σάκ­κος) и косын­ки (μίτ­ρα).

Рим­ляне до 300 г. до Р. Х. носи­ли длин­ные воло­сы и отпус­ка­ли боро­ду. В то вре­мя пер­вые цирюль­ни­ки, ton­so­res, при­еха­ли в Рим из Сици­лии; Сци­пи­он Млад­ший, гово­рят, пер­вый брил­ся (ra­de­re) еже­днев­но посред­ст­вом брит­вы (no­va­cu­la). Но эта новая мода рас­про­стра­ня­лась мед­лен­но. Воло­сы на голо­ве при­че­сы­ва­ли вол­но­об­раз­но или посред­ст­вом нака­лен­ных щип­цов (ca­la­mistrum) зави­ва­ли их в мел­кие куд­ри (cin­cin­ni). Мода впо­след­ст­вии часто меня­лась; во вре­ме­на импе­ра­то­ров вошли в употреб­ле­ние и искус­ст­вен­ные наклад­ки или пари­ки (ca­pil­la­men­tum). Лав­ки (ta­bernæ) цирюль­ни­ков (см. Ton­so­res) слу­жи­ли люби­мым сбо­ри­щем муж­чин и цен­тром для город­ских спле­тен. Жен­щи­ны запле­та­ли в воло­сы дра­го­цен­ные шпиль­ки, acus cri­na­les, и не толь­ко ночью, но и днем для удоб­ства при заня­тии хозяй­ст­вом носи­ли на голо­ве покры­ваю­щую воло­сы сеть (re­ti­cu­lum), кото­рая часто была вяза­на из золотых нитей (aura­tum). Такую сеть носи­ли ино­гда и муж­чи­ны, как это пока­зы­ва­ет насмеш­ка Юве­на­лия (2, 96).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 245—246.
См. по теме: КОЛБАСА • АЛЕК • КАЛИЕНДРУМ • ЭМИЛИЕВА ДОРОГА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 591 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия (или Друзилла?).
Инв. № MCR 291. Гипсовый слепок.
Оригинал: пентелийский мрамор, правление Калигулы (37—41 гг. до н. э.).
Рим, Музей Римской культуры.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Греческая женская голова.
Гипсовый слепок.
Мюнхен, Глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, правая часть.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст так называемой Октавии.
Мрамор. Ок. 40 г. до н. э.
Инв. № 121221.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст так называемой Октавии.
Мрамор. Эпоха Августа (31 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Инв. № 121221.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст так называемой Октавии.
Мрамор. Эпоха Августа (31 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Инв. № 121221.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женская голова.
Мрамор. IV в. до н. э.
Инв. № 65.
Патры, Новый археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст молодой женщины (Октавия?).
Мрамор. Ок. 40 г. до н. э.
Инв. № 121221.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст молодой женщины (Октавия?).
Мрамор. Ок. 40 г. до н. э.
Инв. № 121221.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, деталь: Креуса.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
МОНЕТЫ (Всего найдено: 86 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
2. Денарий, серебро
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы вправо, в стенном венке, в серьгах в форме креста; волосы собраны сзади в узел и падают на шею; впереди вниз A PLAVTIVS; позади вниз AED CVR S C (Aedilis Curulis; Senatus consulto, «Курульный эдил; по постановлению сената»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Бородатая фигура, Вакхий (MRR, Harlan: Аристобул), в восточной одежде — шароварах (ἀναξυρίδες) и широком плаще, — стоит на коленях, повернувшись вправо, рядом с верблюдом; в протянутой правой руке он держит ветвь оливы, а в левой — поводья верблюда; в поле BACCHIVS; справа вверх IVDAEVS.
3. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 147—161 гг.
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Фортуна (Судьба), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит патеру в вытянутой правой руке и корабельный руль на земном шаре — вертикально, в левой.
4. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 141—161 гг.
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: AVGVSTA — Церера, с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит горящий факел в правой руке и короткий скипетр — вертикально, в левой.
5. Медальон, медь
Антонин Пий
141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVG. FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: Теллус (Земля) полулежит влево, протянув правую руку, чтобы получить семена, разбрасываемые Триптолемом, парящим на ней в колеснице, запряженной змеями; слева — Фаустина в образе Цереры стоит вправо, держит факел и протягивает правую руку к Триптолему.
6. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 147—161 гг.
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: AVGVSTA — Церера, с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит по горящему факелу в каждой руке.
7. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVGVSTA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы искусно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке, спереди — ободок с жемчугом.
РЕВЕРС: PIETAS AVG. — Пиетас (Благочестие), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам правой рукой над горящим канделябром-алтарем слева и держит коробочку в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: AGRIPPINA M. F. GERMANICI CAESARIS — бюст Агриппины, в драпировке, вправо; волнистые волосы заплетены сзади в длинную косу; один локон спадает на шею.
РЕВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. GERM. P. M. TR. P. IMP. P. P.
В центре, большими буквами: S. C.
9. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и корабельный руль на голубе — в левой.
10. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA TITI AVGVSTI F. — драпированный бюст Юлии с диадемой на голове вправо, волосы собраны сзади в длинную косу.
РЕВЕРС: VENVS AVGVST. — Венера, видимая наполовину сзади, стоит вправо, обнаженная до бёдер, согнув правую ногу, облокотившись левой рукой на колонну, держит шлем в правой руке и наклоненное копье в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА