Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ПРИЧЕСКА

Ca­pil­la­men­tum, Ca­pil­li. Гре­ки и рим­ляне обра­ща­ли осо­бен­ное вни­ма­ние на убор­ку голо­вы, что весь­ма есте­ствен­но при силь­ной рас­ти­тель­но­сти волос у южных наро­дов. Гре­ки, а имен­но спар­тан­цы, отпус­ка­ли воло­сы; стриг­лись лишь маль­чи­ки; стриж­ка волос про­из­во­ди­лась в цирюльне (κου­ρεῖον) цирюль­ни­ком (κου­ρεύς), кото­рый под­стри­гал так­же боро­ду и обре­зал ног­ти, пото­му что все гре­ки люби­ли εὐσχη­μονεῖν (щего­лять). На изо­бра­же­ни­ях Апол­ло­на виден древ­не­ат­ти­че­ский κρο­βύλος, коса на пере­д­ней части голо­вы (см. Apol­lo, рис. b и c). Стриг­ли воло­сы в знак печа­ли. Обык­но­вен­ный цвет волос был чер­ный, но выше все­го цени­лись бело­ку­рые воло­сы, поче­му и ста­ра­лись ино­гда про­из­во­дить этот цвет искус­ст­вен­ным обра­зом. Густая, окла­ди­стая боро­да, πώ­γων βα­θύς или δα­σύς, счи­та­лась при­зна­ком бла­го­род­ной муже­ст­вен­но­сти, и ее отра­щи­ва­ли око­ло щек (πώ­γων), над губа­ми (ὑπή­νη) и на под­бо­род­ке (γέ­νειον) (ее стриг­ли лишь во вре­мя тра­у­ра), пока Алек­сандр не ввел в обы­чай бри­тья. У жен­щин длин­ные густые воло­сы не запле­та­лись в косу и не зави­ва­лись в искус­ст­вен­ные локо­ны, но боль­шей частью соби­ра­лись и завя­зы­ва­лись в узел или кисть на затыл­ке или на самом теме­ни. Воло­сы опус­ка­лись доволь­но глу­бо­ко на лоб, так как узкий лоб (ср. te­nuis frons Hor. od. 1, 33, 5) счи­тал­ся кра­си­вым. Судя по изо­бра­же­ни­ям на вазах, воло­сы обык­но­вен­но сдер­жи­ва­лись повяз­кой раз­но­го вида или плат­ком, под­вя­зан­ным в виде чеп­ца, и т. п. Эти голов­ные убо­ры мож­но разде­лить на сет­ки (κεκ­ρύ­φαλος), меш­ки (σάκ­κος) и косын­ки (μίτ­ρα).

Рим­ляне до 300 г. до Р. Х. носи­ли длин­ные воло­сы и отпус­ка­ли боро­ду. В то вре­мя пер­вые цирюль­ни­ки, ton­so­res, при­еха­ли в Рим из Сици­лии; Сци­пи­он Млад­ший, гово­рят, пер­вый брил­ся (ra­de­re) еже­днев­но посред­ст­вом брит­вы (no­va­cu­la). Но эта новая мода рас­про­стра­ня­лась мед­лен­но. Воло­сы на голо­ве при­че­сы­ва­ли вол­но­об­раз­но или посред­ст­вом нака­лен­ных щип­цов (ca­la­mistrum) зави­ва­ли их в мел­кие куд­ри (cin­cin­ni). Мода впо­след­ст­вии часто меня­лась; во вре­ме­на импе­ра­то­ров вошли в употреб­ле­ние и искус­ст­вен­ные наклад­ки или пари­ки (ca­pil­la­men­tum). Лав­ки (ta­bernæ) цирюль­ни­ков (см. Ton­so­res) слу­жи­ли люби­мым сбо­ри­щем муж­чин и цен­тром для город­ских спле­тен. Жен­щи­ны запле­та­ли в воло­сы дра­го­цен­ные шпиль­ки, acus cri­na­les, и не толь­ко ночью, но и днем для удоб­ства при заня­тии хозяй­ст­вом носи­ли на голо­ве покры­ваю­щую воло­сы сеть (re­ti­cu­lum), кото­рая часто была вяза­на из золотых нитей (aura­tum). Такую сеть носи­ли ино­гда и муж­чи­ны, как это пока­зы­ва­ет насмеш­ка Юве­на­лия (2, 96).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 245—246.
См. по теме: КОЛБАСА • АЛЕК • КАЛИЕНДРУМ • ЭМИЛИЕВА ДОРОГА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Портрет пекаря Теренция Неона и его жены.
Фреска IV стиля из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский саркофаг c орнаментом стригиллато и изображением покойного и его семьи.
Мрамор.
Саркофаг: II—III вв. н. э.
Крышка: 1318 г.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова женщины, так называемая Сириянка.
Мрамор.
160-е гг.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена трапезы.
III—II вв. до н. э.
Тарквиния, Гробница Щитов.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Деметра, Персефона и Триптолем.
Фрагмент Великих Элевсинских мистерий.
В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии.
Мрамор, гипс.
Ок. 27 до н. э. — 14 н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя сидящей Ливии.
Мрамор.
Ок. 14 г. н. э.
Мадрид, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет молодого человека.
Мрамор. 161—180 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анния Фаустина, третья жена Элагабала.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст женщины в покрывале (из семьи Юлиев-Клавдиев?).
Мрамор. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Ливии. Тип «Фаюм — Копенгаген».
Белый мрамор. 4—14 гг. н. э.?
Сен-Реми-де-Прованс, Археологическое хранилище Дома семьи де Сад.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с двумя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
2. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей (NAC: ячменных) и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис; между Никой и трофеем монограмма.
3. Тетрадрахма, серебро
Гиерон I
Сиракузы, 475—470 гг. до н.э.
АВЕРС: Колесничий медленно едет на квадриге вправо, держит кентр в правой руке, поводья в обеих руках; вверху вправо летит Ника, увенчивает коней венком, который держит двумя руками.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΝ — обращенная вправо голова Аретусы с жемчужной тенией, украшенная ожерельем и серьгой с одной подвеской; вокруг нее по кругу четыре дельфина.
4. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
5. Дидрахма, серебро
Нерон
Цезарея Каппадокийская, 58—60 гг.
АВЕРС: NERO CLAVD. DIVI CLAVD. F. CAESAR AVG. GERMANI. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AGRIPPINA AVGVSTA MATER AVGVSTI — драпированный бюст Агриппины вправо, ее вьющиеся волосы спадают со лба вниз и сзади заплетены в длинную косу, два локона спадают на шею.
6. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
7. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
8. Сестерций, медь
Септимий Север
Рим, 193—196 гг.
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня).
РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
9. AE, медь
Гордиан III
Деульт, 241—244 гг.
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево.
РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора.
10. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 4-я мастерская, 246—247 гг.
АВЕРС: MARCIA OTACIL. SEVERA AVG. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA AVGG. — Конкордия (Согласие) сидит на троне влево, держит патеру в правой руке и двойной рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА