ПРИЧЕСКА
Capillamentum, Capilli. Греки и римляне обращали особенное внимание на уборку головы, что весьма естественно при сильной растительности волос у южных народов. Греки, а именно спартанцы, отпускали волосы; стриглись лишь мальчики; стрижка волос производилась в цирюльне (κουρεῖον) цирюльником (κουρεύς), который подстригал также бороду и обрезал ногти, потому что все греки любили εὐσχημονεῖν (щеголять). На изображениях Аполлона виден древнеаттический κροβύλος, коса на передней части головы (см. Apollo, рис. b и c). Стригли волосы в знак печали. Обыкновенный цвет волос был черный, но выше всего ценились белокурые волосы, почему и старались иногда производить этот цвет искусственным образом. Густая, окладистая борода, πώγων βαθύς или δασύς, считалась признаком благородной мужественности, и ее отращивали около щек (πώγων), над губами (ὑπήνη) и на подбородке (γένειον) (ее стригли лишь во время траура), пока Александр не ввел в обычай бритья. У женщин длинные густые волосы не заплетались в косу и не завивались в искусственные локоны, но большей частью собирались и завязывались в узел или кисть на затылке или на самом темени. Волосы опускались довольно глубоко на лоб, так как узкий лоб (ср. tenuis frons Hor. od. 1, 33, 5) считался красивым. Судя по изображениям на вазах, волосы обыкновенно сдерживались повязкой разного вида или платком, подвязанным в виде чепца, и т. п. Эти головные уборы можно разделить на сетки (κεκρύφαλος), мешки (σάκκος) и косынки (μίτρα).
Римляне до 300 г. до Р. Х. носили длинные волосы и отпускали бороду. В то время первые цирюльники, tonsores, приехали в Рим из Сицилии; Сципион Младший, говорят, первый брился (radere) ежедневно посредством бритвы (novacula). Но эта новая мода распространялась медленно. Волосы на голове причесывали волнообразно или посредством накаленных щипцов (calamistrum) завивали их в мелкие кудри (cincinni). Мода впоследствии часто менялась; во времена императоров вошли в употребление и искусственные накладки или парики (capillamentum). Лавки (tabernæ) цирюльников (см. Tonsores) служили любимым сборищем мужчин и центром для городских сплетен. Женщины заплетали в волосы драгоценные шпильки, acus crinales, и не только ночью, но и днем для удобства при занятии хозяйством носили на голове покрывающую волосы сеть (reticulum), которая часто была вязана из золотых нитей (auratum). Такую сеть носили иногда и мужчины, как это показывает насмешка Ювеналия (2, 96).
|
||
1.
Тетрадрахма, серебро Агафокл Сиракузы, 305—295 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской. РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с двумя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис. | ||
2.
Тетрадрахма, серебро Агафокл Сиракузы, 310—305 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей (NAC: ячменных) и в серьгах с одной подвеской. РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис; между Никой и трофеем монограмма. | ||
3.
Тетрадрахма, серебро Гиерон I Сиракузы, 475—470 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Колесничий медленно едет на квадриге вправо, держит кентр в правой руке, поводья в обеих руках; вверху вправо летит Ника, увенчивает коней венком, который держит двумя руками. РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΝ — обращенная вправо голова Аретусы с жемчужной тенией, украшенная ожерельем и серьгой с одной подвеской; вокруг нее по кругу четыре дельфина. | ||
4.
Тетрадрахма, серебро Агафокл Сиракузы, 310—305 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской. РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис. | ||
5.
Дидрахма, серебро Нерон Цезарея Каппадокийская, 58—60 гг. | ||
АВЕРС: NERO CLAVD. DIVI CLAVD. F. CAESAR AVG. GERMANI. — голова Нерона в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: AGRIPPINA AVGVSTA MATER AVGVSTI — драпированный бюст Агриппины вправо, ее вьющиеся волосы спадают со лба вниз и сзади заплетены в длинную косу, два локона спадают на шею. | ||
6.
AE, медь Септимий Север Павталия, 202—205 гг. | ||
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно. Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя. | ||
7.
Аурей, золото Септимий Север Рим, 202—205 гг. | ||
АВЕРС: PLAVTILLAE AVGVSTAE — драпированный бюст Плавтиллы вправо, с уложенными гребнями волосами, собранными на затылке в пучок. РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — Каракалла, одетый в тогу, стоит, обращенный влево, держа свиток в левой руке, правой рукой пожимает правую руку Плавтиллы, стоящей вправо, лицом к нему, в драпировке с переброшенным через левую руку краем одежды. | ||
8.
AE, медь Филипп I Араб Бизия, 244—249 гг. | ||
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо. РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо. | ||
9.
Сестерций, медь Септимий Север Рим, 193—196 гг. | ||
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня). РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой. В поле, слева и справа: S. C. | ||
10.
AE, медь Гордиан III Деульт, 241—244 гг. | ||
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево. РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора. |