Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ПРИЧЕСКА

Ca­pil­la­men­tum, Ca­pil­li. Гре­ки и рим­ляне обра­ща­ли осо­бен­ное вни­ма­ние на убор­ку голо­вы, что весь­ма есте­ствен­но при силь­ной рас­ти­тель­но­сти волос у южных наро­дов. Гре­ки, а имен­но спар­тан­цы, отпус­ка­ли воло­сы; стриг­лись лишь маль­чи­ки; стриж­ка волос про­из­во­ди­лась в цирюльне (κου­ρεῖον) цирюль­ни­ком (κου­ρεύς), кото­рый под­стри­гал так­же боро­ду и обре­зал ног­ти, пото­му что все гре­ки люби­ли εὐσχη­μονεῖν (щего­лять). На изо­бра­же­ни­ях Апол­ло­на виден древ­не­ат­ти­че­ский κρο­βύλος, коса на пере­д­ней части голо­вы (см. Apol­lo, рис. b и c). Стриг­ли воло­сы в знак печа­ли. Обык­но­вен­ный цвет волос был чер­ный, но выше все­го цени­лись бело­ку­рые воло­сы, поче­му и ста­ра­лись ино­гда про­из­во­дить этот цвет искус­ст­вен­ным обра­зом. Густая, окла­ди­стая боро­да, πώ­γων βα­θύς или δα­σύς, счи­та­лась при­зна­ком бла­го­род­ной муже­ст­вен­но­сти, и ее отра­щи­ва­ли око­ло щек (πώ­γων), над губа­ми (ὑπή­νη) и на под­бо­род­ке (γέ­νειον) (ее стриг­ли лишь во вре­мя тра­у­ра), пока Алек­сандр не ввел в обы­чай бри­тья. У жен­щин длин­ные густые воло­сы не запле­та­лись в косу и не зави­ва­лись в искус­ст­вен­ные локо­ны, но боль­шей частью соби­ра­лись и завя­зы­ва­лись в узел или кисть на затыл­ке или на самом теме­ни. Воло­сы опус­ка­лись доволь­но глу­бо­ко на лоб, так как узкий лоб (ср. te­nuis frons Hor. od. 1, 33, 5) счи­тал­ся кра­си­вым. Судя по изо­бра­же­ни­ям на вазах, воло­сы обык­но­вен­но сдер­жи­ва­лись повяз­кой раз­но­го вида или плат­ком, под­вя­зан­ным в виде чеп­ца, и т. п. Эти голов­ные убо­ры мож­но разде­лить на сет­ки (κεκ­ρύ­φαλος), меш­ки (σάκ­κος) и косын­ки (μίτ­ρα).

Рим­ляне до 300 г. до Р. Х. носи­ли длин­ные воло­сы и отпус­ка­ли боро­ду. В то вре­мя пер­вые цирюль­ни­ки, ton­so­res, при­еха­ли в Рим из Сици­лии; Сци­пи­он Млад­ший, гово­рят, пер­вый брил­ся (ra­de­re) еже­днев­но посред­ст­вом брит­вы (no­va­cu­la). Но эта новая мода рас­про­стра­ня­лась мед­лен­но. Воло­сы на голо­ве при­че­сы­ва­ли вол­но­об­раз­но или посред­ст­вом нака­лен­ных щип­цов (ca­la­mistrum) зави­ва­ли их в мел­кие куд­ри (cin­cin­ni). Мода впо­след­ст­вии часто меня­лась; во вре­ме­на импе­ра­то­ров вошли в употреб­ле­ние и искус­ст­вен­ные наклад­ки или пари­ки (ca­pil­la­men­tum). Лав­ки (ta­bernæ) цирюль­ни­ков (см. Ton­so­res) слу­жи­ли люби­мым сбо­ри­щем муж­чин и цен­тром для город­ских спле­тен. Жен­щи­ны запле­та­ли в воло­сы дра­го­цен­ные шпиль­ки, acus cri­na­les, и не толь­ко ночью, но и днем для удоб­ства при заня­тии хозяй­ст­вом носи­ли на голо­ве покры­ваю­щую воло­сы сеть (re­ti­cu­lum), кото­рая часто была вяза­на из золотых нитей (aura­tum). Такую сеть носи­ли ино­гда и муж­чи­ны, как это пока­зы­ва­ет насмеш­ка Юве­на­лия (2, 96).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 245—246.
См. по теме: КОЛБАСА • АЛЕК • КАЛИЕНДРУМ • ЭМИЛИЕВА ДОРОГА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет молодой римлянки (Юлия, дочь Тита?).
Мрамор. 80—90-е гг.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский бюст (Юлия Домна?).
Мрамор.
Ок. 200 г.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский бюст. (Луцилла, жена Луция Вера?)
Мрамор. 150—160 гг.
Высота 81 см.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Деметра, Персефона и Триптолем.
Фрагмент Великих Элевсинских мистерий.
В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии.
Мрамор, гипс.
Ок. 27 до н. э. — 14 н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Юлии Домны.
Мрамор.
Кон. II — нач. III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский бюст (Юлия Домна?). Деталь.
Мрамор.
Ок. 200 г.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Клио.
Мрамор. Римская копия II в. с греческого оригинала III—II вв. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женская сидящая статуя с портретной головой Елены, матери Константина Великого.
Мрамор. Статуя: II в., голова: 320—325 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
Сер. III в.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
Сер. III в.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с двумя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
2. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей (NAC: ячменных) и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис; между Никой и трофеем монограмма.
3. Тетрадрахма, серебро
Гиерон I
Сиракузы, 475—470 гг. до н.э.
АВЕРС: Колесничий медленно едет на квадриге вправо, держит кентр в правой руке, поводья в обеих руках; вверху вправо летит Ника, увенчивает коней венком, который держит двумя руками.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΝ — обращенная вправо голова Аретусы с жемчужной тенией, украшенная ожерельем и серьгой с одной подвеской; вокруг нее по кругу четыре дельфина.
4. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
5. Дидрахма, серебро
Нерон
Цезарея Каппадокийская, 58—60 гг.
АВЕРС: NERO CLAVD. DIVI CLAVD. F. CAESAR AVG. GERMANI. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AGRIPPINA AVGVSTA MATER AVGVSTI — драпированный бюст Агриппины вправо, ее вьющиеся волосы спадают со лба вниз и сзади заплетены в длинную косу, два локона спадают на шею.
6. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
7. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 202—205 гг.
АВЕРС: PLAVTILLAE AVGVSTAE — драпированный бюст Плавтиллы вправо, с уложенными гребнями волосами, собранными на затылке в пучок.
РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — Каракалла, одетый в тогу, стоит, обращенный влево, держа свиток в левой руке, правой рукой пожимает правую руку Плавтиллы, стоящей вправо, лицом к нему, в драпировке с переброшенным через левую руку краем одежды.
8. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
9. Сестерций, медь
Септимий Север
Рим, 193—196 гг.
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня).
РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
10. AE, медь
Гордиан III
Деульт, 241—244 гг.
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево.
РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА