Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КАРАКА́ЛЛА

Ca­ra­cal­la (так­же Ca­ra­cal­lus), Bas­sia­nus M. Aure­lius An­to­nius, сын К. Сеп­ти­мия Севе­ра от Юлии Дом­ны. (He­ro­dian. 4, 1. Dio Cass. 77, 2), родил­ся 4 апре­ля 188 г. от Р. Х., в 196 г. сде­лал­ся цеза­рем (Spart. Sev. 10, 14), а спу­стя два года — авгу­стом, в 202 г. был кон­су­лом. Spart. Sev. 16. В следу­ю­щем году отец женил его на доче­ри одно­го очень бога­то­го рим­ля­ни­на — Плав­тил­ле, кото­рую, одна­ко, не любил. Тестя сво­е­го, чело­ве­ка коры­сто­лю­би­во­го и жесто­ко­го, он впо­след­ст­вии велел каз­нить под тем пред­ло­гом, буд­то тот пося­гал на его жизнь. He­ro­dian. 3, 11 сл. Dio Cass. 75, 14. 76, 3. Кара­кал­ла, полу­чив­ший это имя от галль­ской одеж­ды, кото­рую он обык­но­вен­но носил (ibid. 78, 3), рано стал обна­ру­жи­вать жесто­кий харак­тер и пре­да­вать­ся вели­чай­ше­му раз­вра­ту, в чем не усту­пал ему и млад­ший брат его Ge­ta; но бра­тья до такой сте­пе­ни нена­виде­ли друг дру­га, что огор­чен­но­му этим отцу их часто при­хо­ди­лось мирить их, а нако­нец, отправ­ля­ясь в Бри­та­нию для нака­за­ния вар­ва­ров, втор­гав­ших­ся с севе­ра в эту стра­ну, он вынуж­ден был взять их обо­их с собой, 208 г. от Р. Х. He­ro­dian. 3, 15. Кара­кал­ла, отча­сти из рев­но­сти к бра­ту, вос­поль­зо­вал­ся этим слу­ча­ем для при­об­ре­те­ния популяр­но­сти в вой­ске (Dio Cass. 76, 14), зате­вал заго­вор и даже поз­во­лил себе насиль­ст­вен­ные дей­ст­вия про­тив отца, как этот послед­ний вне­зап­но умер в фев­ра­ле 211 г., при­чем на Кара­кал­лу пало подо­зре­ние в отрав­ле­нии его. Dio Cass. 76, 15. Spart. Sev. 18. Одна­ко Кара­кал­ла не вполне достиг сво­ей цели, т. к. вой­ско из люб­ви к пре­крас­но­му Севе­ру при­зна­ло его импе­ра­то­ром толь­ко вме­сте с бра­том; поэто­му Кара­кал­ла, согла­сив­шись на уни­зи­тель­ный мир с непри­я­те­ля­ми и при­твор­но при­ми­рив­шись со сво­им бра­том, воз­вра­тил­ся в Рим, где после несколь­ких неудач­ных попы­ток умерт­вил нако­нец Гету в объ­я­ти­ях соб­ст­вен­ной мате­ри, 212 г. от Р. Х. Dio Cass. 77, 2. Spart. Car. 2. He­ro­dian. 4, 1 сл. Вой­ско теперь он при­влек к себе разда­чей денег; всех при­вер­жен­цев, слуг и дру­зей сво­е­го бра­та велел каз­нить (Spart. Car. 3. Get. 6), в чис­ле их и зна­ме­ни­то­го юри­ста Папи­ни­а­на, и пре­дал­ся неслы­хан­ным жесто­ко­стям. В каче­стве иска­те­ля при­клю­че­ний он про­ехал через все про­вин­ции государ­ства (213 г.); вел уни­зи­тель­ные вой­ны с погра­нич­ны­ми наро­да­ми; даро­вал всем жите­лям импе­рии пра­ва граж­дан­ства, чтобы иметь воз­мож­ность уве­ли­чить пода­ти; забав­ным обра­зом под­ра­жал Алек­сан­дру Вели­ко­му; рас­хи­щал и гра­бил всюду, куда толь­ко ни являл­ся, и ужас­ней­шим обра­зом при­тес­нял сво­их соб­ст­вен­ных под­дан­ных (Dio Cass. 77, 6 слл.), меж­ду тем как управ­ле­ние государ­ст­вом пре­до­став­лял сво­ей мате­ри. Из Евро­пы он отпра­вил­ся в Азию, где измен­ни­че­ским обра­зом посту­пал со мно­ги­ми союз­ны­ми с Римом госуда­ря­ми, имел наме­ре­ние поко­рить пар­фян и затем при­был в Еги­пет. Здесь он нака­зал лег­ко­мыс­лен­ных алек­сан­дрий­цев, кото­рые поз­во­ли­ли себе насме­хать­ся над ним; за это боль­шое чис­ло жите­лей было изруб­ле­но. Ibid. 77, 22. He­ro­dian. 4, 8 слл. Spart. Car. 6. Потом он вто­рич­но угро­жал пар­фя­нам вой­ной, но они отсту­пи­ли, вслед­ст­вие чего он наиме­но­вал себя Par­thi­cus. Наску­чив его сума­сброд­ства­ми и глу­по­стя­ми, началь­ник пре­то­ри­ан­цев Мак­рин умерт­вил его во вре­мя похо­да, 8 апре­ля 217 г. Dio Cass. 77, 4 слл. Spart. Car. 7. После con­sec­ra­tio он был назван An­to­ni­nus Mag­nus (vi­ta Mac­ri­ni, 6).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 247—248.
См. также:
КАРАКАЛЛА (Словарь античности)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 45 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка ювелиров.
Мрамор (основание — травертин).
204 г.
Рим, Арка аргентариев.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Каракаллы.
Мрамор. 211—217 гг.
Высота 74 см.
Инв. № MC465.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор. 211—217 гг. н. э.
Инв. № S-1470.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор. 211—217 гг. н. э.
Инв. № S-1470.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла, (Плавциан и Плавцилла).
Деталь рельефа внутренней стороны западного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
6. НАДПИСИ. Рим.
Арка аргентариев (арка Септимия Севера на Бычьем форуме).
Надпись на аттике.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла, (Плавциан и Плавцилла).
Реконструкция рельефа внутренней стороны западного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор. Ок. 212—217 гг.
Высота 34 см.
Инв. № 2028.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Каракаллы.
211—217 гг.
Инв. № MS 216.
Филадельфия, Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Каракаллы.
211—217 гг.
Инв. № MS 216.
Филадельфия, Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 11 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Каракалла
Рим, 212 г.
АВЕРС: ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — голова императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XV COS. III P. P. — Аннона сидит влево, зерновые колосья в правой руке, рог изобилия в левой.
2. Денарий, серебро
Каракалла
Рим, 211 г.
АВЕРС: ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — голова Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FORT. RED. P. M. TR. P. XIIII COS. III P. P. — Фортуна, в драпировке, стоит анфас, голова обращена влево, в правой руке держит рог изобилия — с концом вдали от туловища, и положив левую руку на корабельный руль, поставленный на землю, через левую руку драпировка; у ног колесо.
3. Денарий, серебро
Каракалла
Рим, 201—206 гг.
АВЕРС: ANTONINVS PIVS AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ADVENT. AVGG. — галера под веслами.
4. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 210 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. — бюст Каракаллы, с драпировкой на левом плече, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. TR. P. XIII COS. III — Марс, в шлеме, в военной одежде, движется влево, держа направленную вверх ветвь в протянутой правой руке и трофей, на левом плече, в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Денарий, серебро
Каракалла
196 г.
АВЕРС: M. AVR. ANTON. CAES. PONTIF. — драпированный бюст цезаря Каракаллы в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SECVRITAS PERPETVA — Минерва в эгиде стоит влево с копьем в левой руке и щитом в правой.
6. Медальон, медь
Каракалла
КАРИЯ, Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘЄ. ϹЄΒ. ΝЄ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ.— напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘЄΟΥ (Howgego 188, 536).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝЄΙΚЄΟΝ ЄΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
7. Медальон, бронза
Каракалла
Перинф, 197—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. CЄΟΥΗΡ. ΑΝΤΟΝΙΝΟC ΑΥΓ. — драпированный бюст Каракаллы, в лавровом венке и лучевой короне, вправо.
РЕВЕРС: ΠΕΡΙΝΘΙΩΝ ΝΕΩΚΟΡΩΝ — военный корабль с натянутым парусом и семью гребцами движется вправо, позади рулевого на афластоне (верхняя часть кормы) два боевых значка, обозначена ватерлиния.
8. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 215 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVIII IMP. III COS. IIII P. P. — Юпитер, обнаженный до талии, сидит влево на невысоком сиденье, держит Викторию на вытянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой руке; у ног, слева, стоящий анфас орел, туловище которого обращено влево, голова повернута назад вправо.
В обрезе: S. C.
9. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 11 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
10. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА