Словарь античности

КАРАКАЛЛА, про­зви­ще М. Авре­лия Севе­ра Анто­ни­на, полу­чен­ное им от галль­ской одеж­ды; родил­ся 4.04.186 в Лионе, убит 8.04.217 близ горо­да Кар­ры (Сирия), рим­ский импе­ра­тор с 4.02.211. Пер­во­на­чаль­но Кара­кал­ла носил имя Сеп­ти­мий Бас­си­ан, был сыном пер­во­го про­воз­гла­шен­но­го сол­да­та­ми импе­ра­то­ра Сеп­ти­мия Севе­ра и Юлии Дом­ны. Со 194 сопро­вож­дал отца в воен­ных похо­дах; в 197 пода­вил вос­ста­ние иуде­ев. В 196 Кара­кал­ла удо­сто­ен титу­ла цеза­ря, а в 198 — авгу­ста. После смер­ти Севе­ра не захо­тел делить государ­ст­вен­ную власть со сво­им бра­том Гетой, убил его (212) и мно­гих из сто­рон­ни­ков Геты. Как сол­дат­ский импе­ра­тор Кара­кал­ла в сво­ей дея­тель­но­сти преж­де все­го опи­рал­ся на под­держ­ку армии. В 212 издал эдикт о даро­ва­нии рим­ско­го граж­дан­ства (Con­sti­tu­tio An­to­ni­nia­na) все­му сво­бод­но­му насе­ле­нию Рим­ской импе­рии. Спо­соб­ст­во­вал уве­ли­че­нию дохо­да от сбо­ра нало­гов. Кро­ме того, в его прав­ле­ние закон­чил­ся про­цесс ста­нов­ле­ния Рима как сто­ли­цы импе­рии. В 212 Кара­кал­ла вел на гра­ни­це меж­ду Верх­ней Гер­ма­ни­ей и Реци­ей вой­ны про­тив але­ман­нов и хат­тов, в 214 — на Сред­нем Дунае. Охва­чен­ный тще­слав­ны­ми помыс­ла­ми, пытал­ся, как ранее Алек­сандр Македон­ский, заво­е­вать в 216—217 Пар­фян­ское цар­ство. Воз­рос­шие рас­хо­ды на вой­ну вынуди­ли Кара­кал­лу в этот пери­од пони­зить содер­жа­ние сереб­ра в моне­тах. Во вре­мя одно­го из похо­дов он был убит заго­вор­щи­ка­ми по при­ка­за­нию пре­фек­та пре­то­ри­ан­цев Опел­лия Мак­ри­на, став­ше­го затем, прав­да на корот­кий срок, его пре­ем­ни­ком. Из постро­ек Кара­кал­лы в Риме осо­бен­но сла­вят­ся воз­двиг­ну­тые им и назван­ные его име­нем колос­саль­ные тер­мы, стро­и­тель­ство кото­рых нача­лось в 206. Био­гра­фия Кара­кал­лы — в «His­to­ria Augus­ta». Бюст хра­нит­ся в Пер­га­мон-музее.

См. также:
КАРАКАЛЛА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Акведук Антонина (Каракаллы).
(Аква Антониниана; так называемая арка Друза).
Вид с via S. Sebastiano.
Рим, Аппиева дорога.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка ювелиров.
Мрамор (основание — травертин).
204 г.
Рим, Арка аргентариев.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка аргентариев (арка Септимия Севера на Бычьем форуме).
Вид сбоку.
Мрамор (основание — травертин).
204 г.
Рим, Арка аргентариев.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор.
Ок. 212—217 гг.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст императора Каракаллы.
Бронза.
212—217 гг.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Каракаллы.
211—217 гг.
Филадельфия, Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор.
Ок. 212—217 гг.
Флоренция, Палаццо Медичи-Риккарди.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Термы Каракаллы.

Рим, Термы Каракаллы.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Термы Каракаллы.

Рим, Термы Каракаллы.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
2. AE, медь
Каракалла
Августа Траяна (Траянополь), 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΤΡΑΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — стоят три обнаженные Хариты, средняя из которых показана сзади, держатся за плечи, две крайние держат по сосуду, из которого течет вода.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
5. AE, медь
Каракалла
Августа Траяна (Траянополь), 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо, с легкой драпировкой на левом плече.
РЕВЕРС: ΤΡΑΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Орфей во фригийской шапке сидит на скале вправо, играет на лире.
6. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
7. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
8. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Гермес стоит фронтально, повернув голову влево, держит жезл в левой руке и кошелек в протянутой правой руке; через левую руку переброшен край плаща.
9. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
10. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА