Словарь античности

КАРАКАЛЛА, про­зви­ще М. Авре­лия Севе­ра Анто­ни­на, полу­чен­ное им от галль­ской одеж­ды; родил­ся 4.04.186 в Лионе, убит 8.04.217 близ горо­да Кар­ры (Сирия), рим­ский импе­ра­тор с 4.02.211. Пер­во­на­чаль­но Кара­кал­ла носил имя Сеп­ти­мий Бас­си­ан, был сыном пер­во­го про­воз­гла­шен­но­го сол­да­та­ми импе­ра­то­ра Сеп­ти­мия Севе­ра и Юлии Дом­ны. Со 194 сопро­вож­дал отца в воен­ных похо­дах; в 197 пода­вил вос­ста­ние иуде­ев. В 196 Кара­кал­ла удо­сто­ен титу­ла цеза­ря, а в 198 — авгу­ста. После смер­ти Севе­ра не захо­тел делить государ­ст­вен­ную власть со сво­им бра­том Гетой, убил его (212) и мно­гих из сто­рон­ни­ков Геты. Как сол­дат­ский импе­ра­тор Кара­кал­ла в сво­ей дея­тель­но­сти преж­де все­го опи­рал­ся на под­держ­ку армии. В 212 издал эдикт о даро­ва­нии рим­ско­го граж­дан­ства (Con­sti­tu­tio An­to­ni­nia­na) все­му сво­бод­но­му насе­ле­нию Рим­ской импе­рии. Спо­соб­ст­во­вал уве­ли­че­нию дохо­да от сбо­ра нало­гов. Кро­ме того, в его прав­ле­ние закон­чил­ся про­цесс ста­нов­ле­ния Рима как сто­ли­цы импе­рии. В 212 Кара­кал­ла вел на гра­ни­це меж­ду Верх­ней Гер­ма­ни­ей и Реци­ей вой­ны про­тив але­ман­нов и хат­тов, в 214 — на Сред­нем Дунае. Охва­чен­ный тще­слав­ны­ми помыс­ла­ми, пытал­ся, как ранее Алек­сандр Македон­ский, заво­е­вать в 216—217 Пар­фян­ское цар­ство. Воз­рос­шие рас­хо­ды на вой­ну вынуди­ли Кара­кал­лу в этот пери­од пони­зить содер­жа­ние сереб­ра в моне­тах. Во вре­мя одно­го из похо­дов он был убит заго­вор­щи­ка­ми по при­ка­за­нию пре­фек­та пре­то­ри­ан­цев Опел­лия Мак­ри­на, став­ше­го затем, прав­да на корот­кий срок, его пре­ем­ни­ком. Из постро­ек Кара­кал­лы в Риме осо­бен­но сла­вят­ся воз­двиг­ну­тые им и назван­ные его име­нем колос­саль­ные тер­мы, стро­и­тель­ство кото­рых нача­лось в 206. Био­гра­фия Кара­кал­лы — в «His­to­ria Augus­ta». Бюст хра­нит­ся в Пер­га­мон-музее.

См. также:
КАРАКАЛЛА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 47 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
215—217 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
215—217 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка ювелиров.
Мрамор (основание — травертин).
204 г.
Рим, Арка аргентариев.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Каракаллы.
Мрамор. 211—217 гг.
Высота 74 см.
Инв. № MC465.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор. 211—217 гг. н. э.
Инв. № S-1470.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор. 211—217 гг. н. э.
Инв. № S-1470.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла, (Плавциан и Плавцилла).
Деталь рельефа внутренней стороны западного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
8. НАДПИСИ. Рим.
Арка аргентариев (арка Септимия Севера на Бычьем форуме).
Надпись на аттике.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла, (Плавциан и Плавцилла).
Реконструкция рельефа внутренней стороны западного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор. Ок. 212—217 гг.
Высота 34 см.
Инв. № 2028.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 11 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Каракалла
Рим, 212 г.
АВЕРС: ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — голова императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XV COS. III P. P. — Аннона сидит влево, зерновые колосья в правой руке, рог изобилия в левой.
2. Денарий, серебро
Каракалла
Рим, 211 г.
АВЕРС: ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — голова Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FORT. RED. P. M. TR. P. XIIII COS. III P. P. — Фортуна, в драпировке, стоит анфас, голова обращена влево, в правой руке держит рог изобилия — с концом вдали от туловища, и положив левую руку на корабельный руль, поставленный на землю, через левую руку драпировка; у ног колесо.
3. Денарий, серебро
Каракалла
Рим, 201—206 гг.
АВЕРС: ANTONINVS PIVS AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ADVENT. AVGG. — галера под веслами.
4. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 210 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. — бюст Каракаллы, с драпировкой на левом плече, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. TR. P. XIII COS. III — Марс, в шлеме, в военной одежде, движется влево, держа направленную вверх ветвь в протянутой правой руке и трофей, на левом плече, в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Денарий, серебро
Каракалла
196 г.
АВЕРС: M. AVR. ANTON. CAES. PONTIF. — драпированный бюст цезаря Каракаллы в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SECVRITAS PERPETVA — Минерва в эгиде стоит влево с копьем в левой руке и щитом в правой.
6. Медальон, бронза
Каракалла
Перинф, 197—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. CЄΟΥΗΡ. ΑΝΤΟΝΙΝΟC ΑΥΓ. — драпированный бюст Каракаллы, в лавровом венке и лучевой короне, вправо.
РЕВЕРС: ΠΕΡΙΝΘΙΩΝ ΝΕΩΚΟΡΩΝ — военный корабль с натянутым парусом и семью гребцами движется вправо, позади рулевого на афластоне (верхняя часть кормы) два боевых значка, обозначена ватерлиния.
7. Медальон, медь
Каракалла
КАРИЯ, Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘЄ. ϹЄΒ. ΝЄ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ.— напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘЄΟΥ (Howgego 188, 536).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝЄΙΚЄΟΝ ЄΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
8. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 215 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVIII IMP. III COS. IIII P. P. — Юпитер, обнаженный до талии, сидит влево на невысоком сиденье, держит Викторию на вытянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой руке; у ног, слева, стоящий анфас орел, туловище которого обращено влево, голова повернута назад вправо.
В обрезе: S. C.
9. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 11 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
10. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА