Античные писатели

СЕПТИМИЙ СЕВЕР, Луций; Sep­ti­mius Se­ve­rus, Lu­cius, род. в 146 г. н. э. в Леп­тис Магне (совр. Побе­ре­жье Афри­ки), ум. в 211 г. н. э. в Эбо­ра­ке (Йорк), рим­ский импе­ра­тор со 193 г. Род­ным язы­ком Сеп­ти­мия Севе­ра был пуни­че­ский (кар­фа­ген­ский). Бла­го­да­ря обра­зо­ва­нию, он в совер­шен­стве изу­чил латынь и пра­во в Риме. Автор несо­хра­нив­шей­ся авто­био­гра­фии, в кото­рой он опи­сал не толь­ко свою государ­ст­вен­ную дея­тель­ность, но и част­ную жизнь.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КОНОН • ЦЕНЗОРИН • КЛАВДИИ • ЮСТИНИАН, Флавий Петр Саббатий (ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ) •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Септимия Севера.
Мрамор. Ок. 200 г.
Мюнхен, Глиптотека.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Вид с Палатина.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
(арка Септимия Севера, храм Кастора и Поллукса, колонна Фоки, базилика Юлия, дом Тиберия).
Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
(Колонна Фоки, базилика Юлия, Новые ростры, пьедестал колонны в честь 10-летия тетрархии, храм Сатурна, арка Септимия Севера.)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Аттик с посвятительной надписью со стороны Капитолия.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Вид со Священной дороги.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Вид со стороны Капитолия.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 202—205 гг.
АВЕРС: PLAVTILLAE AVGVSTAE — драпированный бюст Плавтиллы вправо, с уложенными гребнями волосами, собранными на затылке в пучок.
РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — Каракалла, одетый в тогу, стоит, обращенный влево, держа свиток в левой руке, правой рукой пожимает правую руку Плавтиллы, стоящей вправо, лицом к нему, в драпировке с переброшенным через левую руку краем одежды.
2. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
3. Сестерций, медь
Септимий Север
Рим, 193—196 гг.
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня).
РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
4. AE, медь
Септимий Север
Никополь, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica).
5. AE, медь
Септимий Север
Илиум в Троаде, 202—211 гг.
АВЕРС: Π ϹΕΠΤΙ ΓΕΤΑϹ ΚΑΙ — бюст Геты, в панцире, палудаментуме, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: ΙΛΙΕΩΝ — бюст Афины в шлеме и в эгиде вправо.
6. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 200—201 гг.
АВЕРС: SEVERVS AVG. PART. MAX. — драпированный бюст Септимия Севера в лавровом венке и в эгиде (Cohen, RCTV: в эгиде; RIC, BMCRE: в львиной шкуре), обращенный вправо.
РЕВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо.
7. Аурей, золото
Каракалла
Рим, 202 г.
АВЕРС: ANTON. P. AVG. PON. TR. P. V COS. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — парный профильный портрет Септимия Севера и Юлии Домны вправо на полумесяце; бюст Септимия Севера в лучистом венце, доспехах, драпировке; бюст Юлии Домны в стефане и драпировке.
8. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 193 г.
АВЕРС: IMP. CAE. L. SEP. SEV. PERT. AVG. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: LEG. XIIII GEM. M. V. — легионный орел на низком древке между двумя военными значками; с наружных сторон у значков по небольшому козерогу.
В обрезе: TR. P. COS.
9. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
10. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 197 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены пятью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: IVNO REGINA — Юнона, в стефане и драпировке, под покрывалом, стоит анфас, с обращенной влево головой, держит патеру в правой руке и скипетр, вертикально, в левой, у ее ног стоит павлин, с обращенной назад головой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА