Античные писатели

ЦИЦЕРОН, Марк Тул­лий; Ci­ce­ro, Mar­cus Tul­lius, 106—43 гг. до н. э., рим­ский ора­тор, фило­соф, поли­тик. Родил­ся в Арпине в Лации, про­ис­хо­дил из зажи­точ­ной всад­ни­че­ской семьи. Вме­сте с млад­шим бра­том Квин­том (см. Квинт Тул­лий Цице­рон) полу­чил все­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние. Учил­ся сна­ча­ла в Риме: изу­чал рито­ри­ку у Элия Сти­ло­на, зна­ние юрис­пруден­ции и прак­ти­че­ские навы­ки крас­но­ре­чия полу­чал от таких зна­то­ков граж­дан­ско­го пра­ва, как Муций Сце­во­ла Авгур, а позд­нее — Муций Сце­во­ла Пон­ти­фик. Его учи­те­ля­ми были такие столь извест­ные тогда ора­то­ры, как Марк Анто­ний и Луций Красс. С фило­со­фи­ей его позна­ко­ми­ли Филон из Лариссы, сто­ик Дио­дот, жив­ший в доме Цице­ро­на, и дру­гие. Юность Цице­ро­на при­шлась на пери­од вой­ны с союз­ни­ка­ми, а так­же на вре­мя внут­рен­них поли­ти­че­ских смут. После пер­вых выступ­ле­ний и ора­тор­ских успе­хов меж­ду 81 и 79 гг., в 79—77 гг., Цице­рон уехал путе­ше­ст­во­вать в Гре­цию и Малую Азию. Во вре­мя полу­го­до­во­го пре­бы­ва­ния в Афи­нах он слу­шал Антио­ха Аска­лон­ско­го и уже извест­ных в Риме эпи­ку­рей­цев: Зено­на и Фед­ра. Затем он посе­тил Ази­ат­скую про­вин­цию, оттуда поехал на Родос, где позна­ко­мил­ся с Посидо­ни­ем из Апа­меи. На Родо­се он изу­чал рито­ри­ку в шко­ле созда­те­ля так назы­вае­мо­го уме­рен­но­го сти­ля речи Апол­ло­ния Моло­на, кото­рый реши­тель­ным обра­зом повли­ял на фор­ми­ро­ва­ние соб­ст­вен­но­го сти­ля речи Цице­ро­на. По воз­вра­ще­нии в Рим Цице­рон актив­но занял­ся ора­тор­ской дея­тель­но­стью, настой­чи­во пыта­ясь добить­ся извест­но­сти, необ­хо­ди­мой для нача­ла поли­ти­че­ской карье­ры, кото­рую начал в 75 г. в каче­стве ho­mo no­vus, в 69 г. стал эди­лом, в 66 г. — пре­то­ром, в 63 г. — кон­су­лом. В том же 63 г. Цице­рон рас­крыл и сорвал заго­вор Кати­ли­ны. При новом поли­ти­че­ском укла­де, после заклю­че­ния I Три­ум­ви­ра­та в 60 г. (Цезарь, Пом­пей, Красс) и в кон­суль­ство Цеза­ря в 59 г. вли­я­ние Цице­ро­на умень­ши­лось. Обви­нен­ный в неза­кон­ном выне­се­нии смерт­ных при­го­во­ров участ­ни­кам заго­во­ра Кати­ли­ны, Цице­рон вынуж­ден был отпра­вить­ся в изгна­ние. Вско­ре, одна­ко, он вер­нул­ся в Рим и про­явил боль­шую актив­ность в стрем­ле­нии отсудить кон­фис­ко­ван­ное иму­ще­ство, а так­же высту­пая с реча­ми в дру­гих судеб­ных делах. В 51—50 гг. стал намест­ни­ком про­вин­ции Кили­кия в Малой Азии. Эту долж­ность испол­нял доб­ро­со­вест­но, одер­жав даже воен­ную победу над пар­фя­на­ми. В граж­дан­ской войне меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем Цице­рон высту­пал на сто­роне Пом­пея, счи­тая его защит­ни­ком рес­пуб­ли­кан­ских иде­а­лов, и после­до­вал за ним в Гре­цию. После пора­же­ния Пом­пея в 48 г. под Фар­са­лом в 47 г. воз­вра­тил­ся в Ита­лию, при­ми­рил­ся с Цеза­рем, кото­рый про­явил к нему бла­го­склон­ность. Цице­рон пре­до­ста­вил дока­за­тель­ства сво­ей лояль­но­сти в неко­то­рых речах (Pro Mar­cel­lo, Pro re­ge Deio­ta­ro). В это непро­стое вре­мя Цице­рон пере­жи­вал так­же семей­ный кри­зис: в 46 г. он раз­вел­ся с пер­вой женой Терен­ци­ей и всту­пил в неудав­шу­ю­ся связь с юной Пуб­ли­ей. В 45 г. он пере­жил смерть люби­мой доче­ри от пер­во­го бра­ка Тул­лии. Он уеди­нил­ся в сво­ем доме, вновь ища уте­ше­ния в фило­со­фии и лите­ра­тур­ном труде. Одна­ко ему не уда­лось остать­ся наблюда­те­лем раз­вер­нув­ших­ся собы­тий. В 44 г., после убий­ства Цеза­ря, в 14 речах, назван­ных самим Цице­ро­ном филип­пи­ка­ми (см. Демо­сфен), он напал на Мар­ка Анто­ния, кото­ро­го счи­тал глав­ным вра­гом рес­пуб­ли­ки, видя спа­се­ние в его поли­ти­че­ском сопер­ни­ке — юном Окта­виане (см. Август). По заклю­че­нии так назы­вае­мо­го II Три­ум­ви­ра­та в 43 г. меж­ду Анто­ни­ем, Окта­виа­ном и Лепидом, Анто­ний добил­ся у Окта­ви­а­на смер­ти для сво­его вра­га. Цице­рон был убит 7 декаб­ря 43 г. непо­да­ле­ку от сво­ей вил­лы в Фор­мии. Лите­ра­тур­ное наследие Цице­ро­на вклю­ча­ет в себя речи, сочи­не­ния по рито­ри­ке, фило­соф­ские трак­та­ты и пись­ма. Речи иллю­ст­ри­ру­ют 30 лет его чрез­вы­чай­но дея­тель­ной жиз­ни (81—43 гг.). Они были тща­тель­но под­готов­ле­ны к пуб­ли­ка­ции. Часто в сво­ей окон­ча­тель­ной лите­ра­тур­ной фор­ме они отли­ча­лись от фак­ти­че­ски про­из­не­сен­ных. Стиль отчет­ли­во эво­лю­ци­о­ни­ру­ет: от исполь­зу­е­мо­го в пер­вых выступ­ле­ни­ях ази­ат­ско­го сти­ля, воз­вы­шен­но­го, насы­щен­но­го мета­фо­ра­ми, рито­ри­че­ски­ми укра­ше­ни­я­ми, с харак­тер­ны­ми длин­ны­ми пери­о­да­ми, через «сред­ний» стиль — более уме­рен­ный, тоже с укра­ше­ни­я­ми, одна­ко менее пате­ти­че­ский, Цице­рон при­шел к совер­шен­но про­сто­му и лишен­но­му укра­ше­ний «атти­че­ско­му» сти­лю. Но ему уда­ва­лось в зави­си­мо­сти от харак­те­ра речи и от ауди­то­рии исполь­зо­вать их все. Речи Цице­ро­на отли­ча­ли эруди­ция, полет и юмор. Их воздей­ст­вие осно­вы­ва­лось на искус­стве пери­о­ди­за­ции и рит­ми­за­ции гар­мо­нич­но постро­ен­ной фра­зы, изоби­лу­ю­щей ста­ра­тель­но подо­бран­ны­ми сти­ли­сти­че­ски­ми сред­ства­ми. Из ора­тор­ско­го наследия Цице­ро­на сохра­ни­лось 58 речей цели­ком или боль­шей частью и 20 фраг­мен­тов. Исхо­дя из харак­те­ра этих речей их мож­но было бы разде­лить в самом общем виде на судеб­ные и поли­ти­че­ские. Наи­бо­лее извест­ные из пер­вых — В защи­ту Квинк­ция (Pro P. Quinctio; 81 г.), пер­вая опуб­ли­ко­ван­ная речь на граж­дан­ском про­цес­се, отме­чен­ная чер­та­ми ази­ат­ской мане­ры, и речи на про­цес­се про­тив Вере­са (70 г.), намест­ни­ка Сици­лии в 73—71 гг., кото­рый допу­стил там вели­кие зло­употреб­ле­ния. Про­цесс про­тив Вере­са вклю­ча­ет: Речь про­тив Квин­та Цеци­лия (In Q. Cae­ci­lium), под­став­лен­но­го Вере­сом на роль обви­ни­те­ля; Пер­вая речь про­тив Вере­са (In Ver­rem ac­tio I), после кото­рой Верес был осуж­ден на изгна­ние, и Вто­рая речь про­тив Вере­са (In Ver­rem ac­tio II) в 5 частях. Эта послед­няя, нико­гда не про­из­не­сен­ная, мастер­ски обра­бота­на лите­ра­тур­но и пред­став­ля­ет важ­ный доку­мент для уста­нов­ле­ния мето­дов экс­плу­а­та­ции, исполь­зу­е­мых адми­ни­ст­ра­ци­ей про­вин­ций. Ее чет­вер­тая часть под загла­ви­ем О ста­ту­ях (De sig­nis) при­во­дит обзор про­из­веде­ний искус­ства на Сици­лии. В защи­ту Муре­ны (Pro Mu­re­na; 63 г.), шут­ли­вая, весь­ма удач­ная в сти­ли­сти­че­ском отно­ше­нии. В защи­ту поэта Архия (Pro Ar­chia poe­ta; 62 г.) содер­жит сре­ди про­че­го вос­хва­ле­ние поэ­зии и нау­ки. Из речей поли­ти­че­ско­го харак­те­ра пер­вая — это О пред­во­ди­тель­стве Пом­пея (De im­pe­rio Gn. Pom­pei; 66 г.) в войне с царем Пон­тий­ским Мит­ри­да­том. Речи про­тив Кати­ли­ны (In Ca­ti­li­nam ora­tio­nes IV; 63 г.), раз­об­ла­чаю­щие разо­рив­ше­го­ся ари­сто­кра­та, пред­во­ди­те­ля гото­вив­ше­го­ся в Риме пере­во­рота. Этих речей было четы­ре. Из них наи­бо­лее извест­на пер­вая. Она отли­ча­ет­ся совер­шен­ным вла­де­ни­ем так назы­вае­мым сред­ним сти­лем. Речи про­тив Анто­ния (In Mar­cum An­to­nium ora­tio­nes Phi­lip­pi­cae; 44 г.), кото­рых было четыр­на­дцать, про­из­не­сен­ные в Сена­те и перед наро­дом с целью спа­се­ния поги­баю­щей рес­пуб­ли­ки, страст­ные и пол­ные оскорб­ле­ний, вновь ста­но­вят­ся пате­ти­че­ски­ми. Сочи­не­ния по рито­ри­ке каса­ют­ся тео­рии крас­но­ре­чия: под­бо­ра мате­ри­а­ла, мане­ры про­из­не­се­ния, сти­ля, язы­ка и интел­лек­ту­аль­ной под­готов­ки ора­то­ра. Он раз­ви­ва­ет взгляды гре­ков, допол­няя их соб­ст­вен­ны­ми наблюде­ни­я­ми из судеб­ной и юриди­че­ской прак­ти­ки, что поз­во­ли­ло акту­а­ли­зи­ро­вать содер­жа­ние и при­дать про­из­веде­нию рим­ский харак­тер. Так, юно­ше­ское про­из­веде­ние Цице­ро­на Рито­ри­че­ские сочи­не­ния (Lib­ri rhe­to­ri­ci) в 2 кни­гах, от кото­рых сохра­ни­лась толь­ко часть О содер­жа­нии (De in­ven­tio­ne; 81 г.), носят следы зна­ком­ства авто­ра с гре­че­ским посо­би­ем по рито­ри­ке Гер­ма­го­ра и ано­ним­ным сочи­не­ни­ем Rhe­to­ri­ca ad He­ren­nium. Луч­шее же про­из­веде­ние на эту тему Об ора­то­ре (De ora­to­re; 55 г.), выстро­ен­ное в фор­ме диа­ло­га, направ­ле­но на раз­ре­ше­ние дав­не­го спо­ра о харак­тер­ных осо­бен­но­стях крас­но­ре­чия: лежат они в обла­сти фило­со­фии (Ари­сто­тель) или рито­ри­ки (Исо­крат). Цице­рон соеди­ня­ет эти два взгляда в утвер­жде­нии, что иде­аль­ный ора­тор, кро­ме навы­ков в сво­ем ремес­ле дол­жен иметь осно­ва­тель­ное фило­соф­ское обра­зо­ва­ние. Допол­не­ни­ем к это­му диа­ло­гу явля­ет­ся Ора­тор (Ora­tor; 46 г.), в кото­ром Цице­рон нари­со­вал образ иде­аль­но­го ора­то­ра, опи­ра­ясь на при­мер Демо­сфе­на, сво­бод­но вла­дев­ше­го тре­мя сти­ля­ми. Соб­ст­вен­ные убеж­де­ния Цице­рон изло­жил в сочи­не­нии Брут, где пред­ста­вил исто­рию рим­ско­го крас­но­ре­чия и дал ука­за­ния, как сле­ду­ет про­из­но­сить речь. Он кри­ти­ку­ет сто­рон­ни­ков так назы­вае­мо­го атти­ци­сти­че­ско­го сти­ля, про­сто­го, беру­ще­го за обра­зец гре­че­ско­го ора­то­ра Лисия. Эту тему он под­ни­ма­ет так­же в неболь­шой рабо­те О луч­шем ора­то­ре (De op­ti­mo ge­ne­re ora­to­rum). В двух про­из­веде­ни­ях из обла­сти рито­ри­че­ской тех­ни­ки Цице­рон воз­вра­ща­ет­ся к тема­ти­ке, затро­ну­той в Рито­ри­че­ских сочи­не­ни­ях. Это Кате­го­рии рито­ри­ки (Par­ti­tio­nes ora­to­riae; 46 г.), раз­но­вид­ность учеб­но­го посо­бия в фор­ме диа­ло­га с фило­соф­ской окрас­кой, Топи­ка (44 г.), фило­соф­ско-рито­ри­че­ское про­из­веде­ние, исход­ным пунк­том рас­суж­де­ний в кото­ром был трак­тат Ари­сто­те­ля того же назва­ния. Цице­рон изла­га­ет здесь квинт­эс­сен­цию рито­ри­че­ской тео­рии, иллю­ст­ри­руя ее при­ме­ра­ми из обла­сти рим­ско­го пра­ва. Все свои фило­соф­ские про­из­веде­ния Цице­рон напи­сал в 54—51 и 46—44 гг. В соот­вет­ст­вии с духом вре­ме­ни, Цице­рон был эклек­ти­ком, то есть чер­пал свои воз­зре­ния из несколь­ких гре­че­ских фило­соф­ских систем. Из стои­че­ской фило­со­фии, пред­став­лен­ной в Риме Пане­ти­ем, он популя­ри­зи­ро­вал преж­де все­го эти­ку; позна­ко­мил Рим с фило­соф­ски­ми взгляда­ми Новой Ака­де­мии (Антиох Аска­лон­ский), тео­рия кото­рой о веро­ят­но­стях была ему близ­ка, и с эпи­ку­рей­ст­вом, высту­пая, одна­ко, про­тив сво­бо­ды нра­вов, кото­рую порой неза­слу­жен­но при­пи­сы­ва­ли после­до­ва­те­лям этой шко­лы. Наи­луч­шей фор­мой изло­же­ния фило­со­фии Цице­рон при­знал диа­лог, извест­ный из сочи­не­ний Пла­то­на, а в осо­бен­но­сти Ари­сто­те­ля; он создал так­же латин­скую фило­соф­скую тер­ми­но­ло­гию. В обшир­ном твор­че­стве Цице­ро­на вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет Рес­пуб­ли­ка (De re­pub­li­ca; 54—51 гг.) в 6 кни­гах, сохра­ни­лась толь­ко часть про­из­веде­ния, в том чис­ле окон­ча­ние, извест­ное как Сон Сци­пи­о­на (Som­nium Sci­pio­nis). Цице­рон раз­ви­ва­ет здесь тео­рию наи­луч­ше­го государ­ст­вен­но­го устрой­ства. О зако­нах (De le­gi­bus; 51 г.) пред­став­ля­ет собой допол­не­ние к трак­та­ту Рес­пуб­ли­ка. Из 5 книг сохра­ни­лись цели­ком пер­вые три, чрез­вы­чай­но цен­ные для изу­че­ния рим­ских нра­вов и обы­ча­ев. Идеи созда­ния обо­их выше­на­зван­ных про­из­веде­ний созре­ли под вли­я­ни­ем Пла­то­на. О при­ро­де богов (De na­tu­ra deo­rum; 45 г.) в 3 кни­гах содер­жит обзор тео­рии о сущ­но­сти бога в пред­став­ле­нии раз­лич­ных фило­соф­ских школ. Наи­выс­шее бла­го и наи­боль­шее зло (De fi­ni­bus bo­no­rum et ma­lo­rum; 45 г.) в 5 кни­гах обо­зре­ва­ет взгляды раз­лич­ных школ на про­бле­му добра и зла. Это про­из­веде­ние обла­да­ет зна­чи­тель­ны­ми лите­ра­тур­ны­ми досто­ин­ства­ми. Туску­лан­ские беседы (Tus­cu­la­nae dis­pu­ta­tio­nes; 45 г.) в 5 кни­гах заклю­ча­ет в себе рас­суж­де­ния о сча­стье и необ­хо­ди­мых усло­ви­ях его дости­же­ния. Катон о ста­ро­сти (Ca­to Maior de se­nec­tu­te; 45 г.), вели­ко­леп­ный трак­тат, посвя­щен­ный Атти­ку, в кото­ром Цице­рон оспа­ри­ва­ет недо­стат­ки, при­пи­сы­вае­мые ста­ро­сти, выдви­гая на пер­вый план пре­иму­ще­ства это­го воз­рас­та. Об обя­зан­но­стях (De of­fi­ciis; 45 г.) в 3 кни­гах, послед­нее фило­соф­ское про­из­веде­ние Цице­ро­на, посвя­щен­ное сыну Мар­ку, испол­не­но заботы об общем бла­ге. Цице­рон под­ни­ма­ет вопрос выбо­ра меж­ду тем, что достой­но (ho­nes­tum), и тем, что полез­но (uti­le). Заслу­га Цице­ро­на состо­ит не толь­ко в том, что он позна­ко­мил Рим с гре­че­ской фило­со­фи­ей, но и в том, что в сво­их про­из­веде­ни­ях он сопо­став­лял гре­че­скую фило­соф­скую мысль с рим­ской тра­ди­ци­ей и рим­ской дей­ст­ви­тель­но­стью, сре­ди про­че­го посред­ст­вом иллю­ст­ри­ро­ва­ния тези­сов рим­ски­ми при­ме­ра­ми. Из корре­спон­ден­ции Цице­ро­на нам извест­ны почти 1000 писем, состав­лен­ных в 4 сбор­ни­ка. Пись­ма к зна­ко­мым (Epis­tu­lae ad fa­mi­lia­res) в 16 кни­гах (назва­ние про­ис­хо­дит от гума­ни­стов) вклю­ча­ют в себя пере­пис­ку Цице­ро­на с раз­лич­ны­ми зна­ко­мы­ми ему людь­ми, а так­же их пись­ма к Цице­ро­ну. Сре­ди про­чих мы нахо­дим пись­ма Като­на, Мар­ка Лепида, Ази­ния Поли­о­на. Пись­ма к Атти­ку (Epis­tu­lae ad At­ti­cum; 68—44 гг.) в 16 кни­гах. Сбор­ник содер­жит почти исклю­чи­тель­но пись­ма Цице­ро­на к его дру­гу Пом­по­нию Атти­ку. Это наи­бо­лее лич­ные и искрен­ние пись­ма, пред­став­ля­ю­щие собой источ­ник позна­ния лич­но­сти авто­ра, а преж­де все­го — воз­мож­ность иссле­до­вать окру­же­ние писа­те­ля. Пись­ма к бра­ту Квин­ту (Epis­tu­lae ad Quin­tum frat­rem; 60—54 гг.), малый сбор­ник в 3 кни­гах, содер­жит пись­ма Цице­ро­на к бра­ту Квин­ту и сре­ди них — пер­вый подроб­ней­ший трак­тат об управ­ле­нии про­вин­ци­ей, напи­сан­ный в ответ на пись­мо бра­та для Цице­ро­на, когда послед­ний хло­потал о кон­суль­стве. Пись­ма к Мар­ку Бру­ту (Epis­tu­lae ad M. Bru­tum; 43 г.) в 2 кни­гах содер­жат корре­спон­ден­цию Цице­ро­на с Бру­том, одним из убийц Цеза­ря, а так­же Бру­та с Цице­ро­ном; сре­ди этих писем нахо­дит­ся и пись­мо Бру­та Атти­ку. Пись­ма Цице­ро­на отра­жа­ют обще­ст­вен­ную жизнь Рима в пери­од упад­ка рес­пуб­ли­ки на про­тя­же­нии чет­вер­ти века, пред­став­ляя собой цен­ный доку­мент эпо­хи, выяв­ляя как чело­ве­че­ские сла­бо­сти, так и бла­го­род­ство Цице­ро­на. В пись­мах Цице­рон пред­ста­ет пре­крас­ным сти­ли­стом, а их язык поз­во­ля­ет нам судить о повсе­днев­ной латы­ни обра­зо­ван­ных сосло­вий. Лишь корот­кие отрыв­ки дошли до нас от поэ­ти­че­ско­го твор­че­ства Цице­ро­на. Несколь­ко более круп­ные фраг­мен­ты сохра­ни­лись от поэ­мы Ара­тея, пред­став­ляв­шей пере­вод гре­че­ско­го про­из­веде­ния Ара­та под назва­ни­ем Фено­ме­ны, рас­ши­рен­но­го Цице­ро­ном за счет дан­ных, почерп­ну­тых у ком­мен­та­то­ров Ара­та. О сво­ем кон­суль­стве (De con­su­la­tu suo), поэ­ма, опи­сы­ваю­щая дея­ния Цице­ро­на во вре­мя его кон­суль­ства, в 3 пес­нях ста­ла при­чи­ной его столк­но­ве­ния с Пом­пе­ем и недо­воль­ства послед­не­го. Из нее сохра­ни­лось 3 сти­ха. Разде­ле­ние наследия Цице­ро­на на речи и рито­ри­че­ские и фило­соф­ские трак­та­ты было введе­но исклю­чи­тель­но для упро­ще­ния, ибо в дей­ст­ви­тель­но­сти эти три сто­ро­ны его твор­че­ства тес­но свя­за­ны меж­ду собой. Про­за в про­из­веде­ни­ях Цице­ро­на дости­га­ет вер­шин мастер­ства, обес­пе­чи­вая ему пер­вое место сре­ди латин­ских сти­ли­стов. Весь пери­од, в кото­рый тво­рил Цице­рон, назы­ва­ет­ся в исто­рии лите­ра­ту­ры веком Цице­ро­на. Про­из­веде­ния Цице­ро­на и его лич­ность ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на созда­те­лей евро­пей­ской куль­ту­ры.

См. также:
ЦИЦЕРОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Цицерона.
Мрамор. I в. до н. э.
Оксфорд, Музей Ашмола.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон.
Мрамор. Середина I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон.
Голова: италийский мрамор — II в. н. э. Бюст: италийский мрамор — XVI в.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет, ранее отождествляемый с Цицероном.
Мелкозернистый серый мрамор.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XI. 12.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон.
I в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон. Деталь.
Мрамор. I в. до н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон.
Мрамор. I в. до н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Цицерона.
Мрамор. Современная копия по римскому оригиналу.
Рим, Музей Римской культуры.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон (предположительно).
Мрамор.
Рим, Мавзолей Адриана (Замок Святого Ангела).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон (предположительно).
Мрамор.
Рим, Мавзолей Адриана (Замок Святого Ангела).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА