Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ГОСТИНИЦЫ

De­ver­so­ria, κα­πηλεῖα, в кото­рых мож­но было най­ти за день­ги при­ста­ни­ще, не были извест­ны в гоме­ров­ские вре­ме­на, пото­му что, при срав­ни­тель­но незна­чи­тель­ных сно­ше­ни­ях, чуже­зем­цы все­гда мог­ли най­ти госте­при­им­ный при­ем в част­ных домах; этот пре­крас­ный обы­чай встре­ча­ет­ся еще в исто­ри­че­ские вре­ме­на. Ср. Hdt. 6, 35. Но когда уси­ли­лись сно­ше­ния как внут­ри государ­ства, так и с чуже­зем­ны­ми кра­я­ми, и боль­шие горо­да, напр. Коринф, Афи­ны и др., были пере­пол­не­ны ино­стран­ца­ми, тогда потреб­ность в гости­ни­цах (παν­δο­κεῖα, κα­ταγώ­για, κα­ταλύ­σεις) как для бед­ных, так и для бога­тых сде­ла­лась ощу­ти­тель­ной. В местах, где про­ис­хо­ди­ли обще­ст­вен­ные празд­не­ства, и побли­зо­сти от зна­ме­ни­тых мно­го­по­се­щае­мых хра­мов, как, напр., в Олим­пии, воз­ле хра­ма Афро­ди­ты, на ост­ро­ве Книде и воз­ле Герея в Пла­те­ях (Thuc. 3, 68), устро­е­ны были на государ­ст­вен­ный счет σκη­ναί и κα­ταγώ­για, при­ста­ни­ща для мно­го­чис­лен­ных посе­ти­те­лей, кото­рые о содер­жа­нии сво­ем долж­ны были сами забо­тить­ся. Не вос­пре­ща­лись в этих местах и част­ные заведе­ния подоб­но­го рода; но содер­жа­ние гости­ниц, по мне­нию гре­ков, не было почет­ным ремеслом. Само собою разу­ме­ет­ся, что в этих гости­ни­цах оста­нав­ли­ва­лись люди всех сосло­вий, дока­за­тель­ст­вом чему может слу­жить то изве­стие, что посоль­ство афи­нян к Филип­пу Македон­ско­му оста­нав­ли­ва­лось в подоб­ных παν­δο­κεῖοις. Ae­sch. de fals. leg. p. 272. Ср. Aris­toph. ran. 112. Cic. div. 1, 27. Удо­сто­ве­ре­ние лич­но­сти тре­бо­ва­лось для путе­ше­ст­вен­ни­ков лишь в воен­ное вре­мя. Для это­го слу­жи­ли пас­пор­ты (σύγ­γρα­φοι или συγ­γρα­φαί, веро­ят­но, так­же σφρα­γίδες, так как к ним при­кла­ды­ва­лась государ­ст­вен­ная печать) или же обыч­ные семей­ные мар­ки (σύμ­βο­λα). У рим­лян hos­pi­tium так­же было рас­про­стра­не­но; тем не менее, у них так­же рано появи­лись раз­ные de­ver­so­ria, cau­po­nae (см. сло­во), po­pi­nae (см. сло­во) и др., достав­ляв­шие путе­ше­ст­вен­ни­кам при­ют и уго­ще­ние. Ука­за­ние на суще­ст­во­ва­ние подоб­ных гости­ниц у про­ез­жих дорог дает путе­ше­ст­вие Гора­ция, сопро­вож­дав­ше­го Меце­на­та в Брун­ди­зий (Sat. 1, 5); Гора­ций оста­нав­ли­вал­ся в них даже после того, как соеди­нил­ся с Меце­на­том, кото­рый, впро­чем, вме­сте со сво­ей сви­той боль­шей частью поль­зо­вал­ся госте­при­им­ст­вом на государ­ст­вен­ный счет. Ср. Cau­po­na и K. Zell, Fe­rienschrif­ten I, стр. 3—52, где, впро­чем, гово­рит­ся пре­иму­ще­ст­вен­но о cau­po­nis и po­pi­nis и менее о насто­я­щих гости­ни­цах для путе­ше­ст­вен­ни­ков.

См. также:
ГОСТИНИЦА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 391—392.
См. по теме: ОБЕД • ЭРАНЫ, ПИР • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ЭПИТАФИЯ, ЕПИТАФИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА