Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭРАНЫ, ПИР

Ἔρανοι, пер­во­на­чаль­но — пир­ше­ства, справ­ляв­ши­е­ся на отдель­ные взно­сы участ­ву­ю­щих (συμβολαί, билет назы­вал­ся σύμβολον), како­вы, напр., фиди­тии и сис­си­тии у дорян; далее, у афи­нян так назы­ва­лись обще­ства, имев­шие раз­лич­но­го рода цели, того, в извест­ные сро­ки попи­ро­вать и пове­се­лить­ся всклад­чи­ну; мно­гие из таких обществ име­ли рели­ги­оз­ное зна­че­ние. Взнос назы­вал­ся так­же ἔρανος; сочле­ны назы­ва­лись ἐρανισταί, рас­по­ряди­те­ли — ἐρανάρχαι или ἀρχιερανισταί. Этим же име­нем назы­ва­лись това­ри­ще­ства, заклю­ча­е­мые на извест­ное вре­мя для вза­им­но­го вспо­мо­ще­ст­во­ва­ния в несчаст­ных слу­ча­ях глав­ным обра­зом денеж­ны­ми взно­са­ми, ἔρανοι, εἰσφοραί, φοραί. Истре­бо­вать взнос, что делал обык­но­вен­но сам упол­но­мо­чен­ный, назы­ва­лось: ἔρανον αἰτεῖν, συλλἐγεσθαι, ἐρανίζειν τινά τι, а делать взнос — πληροῦν, εἰσενεγκεῖν τινί. Полу­ча­тель обя­зы­вал­ся при этом ока­зы­вать и сам услу­ги и воз­ме­щать по частям взно­сы, когда его обсто­я­тель­ства улуч­шат­ся. Пра­во­вые отно­ше­ния меж­ду ἔρανοι были уре­гу­ли­ро­ва­ны осо­бы­ми зако­на­ми (νόμοι ἐρανικοί), воз­ни­кав­шие по этой части тяж­бы, назы­ва­лись δίκαι ἐρανικαί (напр., если участ­ник отка­зы­вал­ся сде­лать взнос или если кто-либо не упла­чи­вал ὄφλημα ἐξ ἐράνου, выдан­ную ссу­ду, будучи в состо­я­нии это сде­лать. Про­цес­сы долж­ны были быть окон­че­ны в месяч­ный срок. Власть вести про­цес­сы, надо думать, при­над­ле­жа­ла фесмо­фе­там. Об ἔρανος упо­ми­на­ет уже Гомер (Od. 1, 226).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 492.
См. также:
ПИР (Convivium) (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭПИТАФИЯ, ЕПИТАФИЯ • ОБЕД • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ВОСПИТАНИЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 22 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Декоративная ваза «Дионис и его спутники» (деталь рельефного фриза).
Мрамор. II в. н. э.
Инв. № А 111.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Виночерпий у кратера с вином. Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона восточной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска. Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Заупокойная трапеза.
Надгробная стела.
Мрамор. Ок. 470—460 г. до н. э.
Инв. № 1947 (по каталогу Менделя № 578).
Стамбул, Археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Декоративная ваза «Дионис и его спутники».
Мрамор. II в. н. э.
Инв. № А 111.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Процессия комастов. Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона западной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска. Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
6. КЕРАМИКА.
Гости на пиршестве (symposium).
По рисунку на вазе.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона южной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска. Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Человек, занятый пиршеством. Деталь с патерой.
V в. до н. э.
Тарквинии, Гробница Погребального ложа.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Силен и менада (фрагмент сцены пира Диониса).
Торцовая стенка саркофага.
Белый мрамор. Середина II в. н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Приготовление к пиршеству. Деталь.
Ок. 340—280 гг. до н. э.
Орвието, Гробница Голини.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 1)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 51 г. до н.э.
АВЕРС: C. COEL. CALDVS COS. (Caius Coelius Caldus consul) — обнаженная голова консула Гая Целия Кальда, обращенная вправо; сзади головы знамя (vexillum) с надписью HIS. (Hispania); спереди знамя в виде кабана. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Позади стола фигура Л. Кальда, приготавливающего пиршество (epulum) для Юпитера1; на столе надпись в две строки: L. CALDVS / VII VIR EPVL. (VIR, VL — монограммой) (Lucius Caldus septemvir epulo). С левой стороны трофей с круглым македонским щитом, с правой — трофей с трубой (carnyx) и овальным щитом, украшенным пучком молний. Слева и справа вертикальная надпись: C. CALDVS / IMP. A. X. (Caius Caldus, imperator, augur, decemvir [sacris faciundis]), внизу: C. CALDVS. III VIR. (ALD — монограммой) (Caldus triumvir).

1 Описание реверса дается по RCTV, CRR. Другие варианты для сцены: Babelon: фигура, приготавливающая лектистерний; BMCRR: высокий лектистерний, увенчанный сидящей фигурой; CRR: сидящая фигура на лектистернии; RSC: фигура, сидящая на высоком лектистернии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА