Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ ЮПИТЕРА ГРОМОВЕРЖЦА (aedes Iovis To­nan­tis) — храм на Капи­то­лий­ском хол­ме, обе­то­ван­ный Авгу­стом после того, как он едва спас­ся от мол­нии во вре­мя ноч­но­го путе­ше­ст­вия в ходе Кан­та­брий­ской вой­ны в 26 г. до н. э. (RGDA 19; Suet. Aug. 29. 3; Cass. Dio LIV. 4. 2). Он был посвя­щён 1 сен­тяб­ря 22 г. до н. э. (Deg­ras­si A. Fas­ti An­ni Nu­ma­ni et Iulia­ni (Inscrip­tio­nes Ita­liae 13. 2). Ro­me, 1963. P. 504) и, види­мо, так­же осо­бен­но почи­тал­ся в фев­раль­ские кален­ды (Ovid. Fast. II. 69). Храм был необык­но­вен­но пре­кра­сен, имел сте­ны из цель­но­го мра­мо­ра (Plin. HN XXXVI. 50) и куль­то­вую ста­тую работы Лео­ха­ра (Plin. HN XXXIV. 79), кото­рая может слу­жить объ­яс­не­ни­ем эпи­те­та — пере­во­да гре­че­ско­го выра­же­ния «Зевс Брон­тонт» (Zeus Bron­ton), встре­чаю­ще­го­ся в латин­ской транс­ли­те­ра­ции в двух над­пи­сях (CIL VI. 432 = ILS 3046 и CIL VI. 2241). Перед хра­мом сто­я­ла скульп­тур­ная груп­па Касто­ра и Пол­лук­са работы Гегия. Август часто посе­щал этот храм, и он стал очень попу­ля­рен — настоль­ко, что Авгу­сту, по его сло­вам, при­снил­ся сон, в кото­ром Юпи­тер Капи­то­лий­ский воз­му­щал­ся тем, что новый храм оття­ги­ва­ет моля­щих­ся из его хра­ма, а Август отве­тил, что Юпи­тер Гро­мо­вер­жец — все­го лишь при­врат­ник Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го. Чтобы обо­зна­чить это, он пове­сил коло­коль­чи­ки на кар­низ ново­го хра­ма (Suet. Aug. 91. 2). Они, види­мо, исчез­ли ко вре­ме­нам Дио­на Кас­сия, так как он рас­ска­зы­ва­ет эту исто­рию немно­го ина­че и гово­рит о коло­коль­чи­ке, пове­шен­ном на руку куль­то­вой ста­туи (Cass. Dio LIV. 4. 3—4). Вполне есте­ствен­но, что лите­ра­тур­ные источ­ни­ки часто пута­ют Юпи­те­ра Гро­мо­верж­ца с Юпи­те­ром Капи­то­лий­ским, так что ино­гда невоз­мож­но ска­зать, кто из них имел­ся в виду (см., напр., Mart. VII. 60. 1—2).

Исто­рия о сне Авгу­ста свиде­тель­ст­ву­ет о том, что храм сто­ял воз­ле вхо­да на Капи­то­лий­скую пло­щадь и, сле­до­ва­тель­но, на юго-восточ­ном склоне хол­ма, над Рим­ским фору­мом. Он изо­бра­жён на моне­тах Авгу­ста (BMCRR II. 28—29, nos. 44124415) как гек­са­стиль коринф­ско­го орде­ра, с обна­жён­ной куль­то­вой ста­ту­ей, под­ня­тая левая рука кото­рой опи­ра­ет­ся на длин­ный ски­петр, а пра­вая опу­ще­на, протя­ну­та впе­рёд и дер­жит мол­нию. Храм, изо­бра­жён­ный на релье­фе Гате­ри­ев, был иден­ти­фи­ци­ро­ван как храм Юпи­те­ра Гро­мо­верж­ца, пере­стро­ен­ный Доми­ци­а­ном (Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Vol. 1. L., 1968. P. 536 fig. 662). Если эта гипо­те­за вер­на, то он остал­ся гек­са­сти­лем, но с ком­по­зит­ным орде­ром. Фриз укра­шен свя­щен­ной утва­рью и орла­ми, а фрон­том — боль­шим вен­ком. Куль­то­вая ста­туя повёр­ну­та фрон­таль­но, от колен она начи­на­ет­ся из кам­ня или груды кам­ней. Веро­ят­но, в левой руке Юпи­те­ра был ски­петр (на релье­фе она не вид­на), а пра­вой рукой он береж­но дер­жит мол­нию. Над хра­мом над­стро­ен любо­пыт­ный верх­ний этаж (ce­na­cu­lum), назна­че­ние кото­ро­го крайне непо­нят­но. Он име­ет низ­кие кан­не­ли­ро­ван­ные колон­ны с иони­че­ски­ми капи­те­ля­ми и плос­кую, види­мо, силь­но высту­паю­щую кры­шу, а пара­пет укра­шен боль­ши­ми мол­ни­я­ми. Учи­ты­вая воз­вы­шен­ное поло­же­ние хра­ма, эта лод­жия мог­ла быть смот­ро­вой пло­щад­кой, откуда любо­ва­лись Римом, но дан­ный вопрос оста­ёт­ся крайне неяс­ным.

В 1896 г. во вре­мя стро­и­тель­ства виа-ди-Мон­те-Тар­пейо (виа-дель-Тем­пио-ди-Джо­ве) при­мер­но в 20 м к юго-восто­ку от хра­ма Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го была обна­ру­же­на боль­шая квад­рат­ная бетон­ная мас­са — види­мо, серд­це­ви­на фун­да­мен­та хра­ма; её про­ре­за­ли насквозь, чтобы про­ло­жить ули­цу. Этот фун­да­мент обыч­но иден­ти­фи­ци­ру­ют как остат­ки хра­ма Юпи­те­ра Стра­жа (или Хра­ни­те­ля, см. Iup­pi­ter Con­ser­va­tor, Sa­cel­lum), кото­рый Доми­ци­ан постро­ил на месте доми­ка смот­ри­те­ля (aedi­tuus) хра­ма Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го, но более веро­ят­но, что здесь нахо­дил­ся храм Юпи­те­ра Гро­мо­верж­ца. Домик смот­ри­те­ля дол­жен был сто­ять в неза­мет­ном месте, а посколь­ку глав­ное напа­де­ние сто­рон­ни­ки Вител­лия пред­при­ня­ли по Капи­то­лий­ско­му спус­ку, этот храм сто­ял бы пря­мо на линии ата­ки, и вряд ли Доми­ци­ан нашёл бы здесь надёж­ное убе­жи­ще. Но храм, сто­яв­ший меж­ду хра­мом Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го и Капи­то­лий­ским спус­ком, вполне мог быть опи­сан как жили­ще при­врат­ни­ка вели­ко­го хра­ма. Выска­зы­ва­лось мне­ние, что боко­вая сто­ро­на это­го зда­ния изо­бра­же­на на пане­ли с арки Мар­ка Авре­лия, кото­рая сего­дня нахо­дит­ся на лест­ни­це Палац­цо-деи-Кон­сер­ва­то­ри (Hel­big W. Füh­rer durch die öf­fentli­chen Sammlun­gen klas­si­scher Al­ter­tü­mer in Rom / Aufl. 4 Hsg. H. Speier. Bd. 2. Tü­bin­gen, 1966. 1444C; Ry­berg I. S. Pa­nel Re­liefs of Mar­cus Aure­lius. New York, 1967. Pl. 15, 17, 20). На ней мы видим фасад, сло­жен­ный из тёса­но­го кам­ня, вдоль кото­ро­го сто­ят пять про­стых стол­бов или пиляст­ров, увен­чан­ные тре­мя сце­на­ми зве­ри­ной трав­ли (ve­na­tio), в каж­дой из кото­рых чело­век сра­жа­ет­ся со зве­рем; зда­ние вид­но не пол­но­стью и обры­ва­ет­ся в про­из­воль­ном месте на краю пане­ли. Вряд ли это может быть храм, так как зда­ние не име­ет про­на­оса, а его кры­ша либо плос­кая, либо лишь немно­го пока­тая. Более веро­ят­но пред­по­ло­же­ние Рай­бер­га о том, что это часть одно­го из пор­ти­ков, окру­жав­ших, как нам извест­но, Капи­то­лий­скую пло­щадь, с.227 а в сце­ну перед хра­мом Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го она введе­на про­из­воль­но, глав­ным обра­зом для облег­че­ния иден­ти­фи­ка­ции это­го места по хоро­шо узна­вае­мым осо­бен­но­стям.

Nash E. Op. cit. Vol. 1. P. 535—536; ср. 518—520.

См. также:
Храм Юпитера Громовержца (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 226—227.
© 2016 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф из гробницы Гатериев. Деталь.
Правление Домициана.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф из гробницы Гатериев.
Мрамор.
Правление Домициана (81—96 гг.).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф из гробницы Гатериев.
Мрамор.
Правление Домициана (81—96 гг.).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф из гробницы Гатериев.
Мрамор.
Правление Домициана (81—96 гг.).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф из гробницы Гатериев.
Мрамор.
Правление Домициана (81—96 гг.).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф из гробницы Гатериев.
Мрамор.
Правление Домициана (81—96 гг.).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф из гробницы Гатериев.
Мрамор.
Правление Домициана (81—96 гг.).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф из гробницы Гатериев.
Мрамор.
Правление Домициана (81—96 гг.).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф из гробницы Гатериев.
Мрамор.
Правление Домициана (81—96 гг.).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф из гробницы Гатериев.
Мрамор.
Правление Домициана (81—96 гг.).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа влево; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, в обрезе: (IOVIS TON).
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа влево; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, слева и справа в поле IOV TON.
3. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа вправо; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, слева IOVIS вниз, справа TONANT вверх.
4. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа влево; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, слева и справа в поле IOV TON.
5. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа вправо; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, слева и справа в поле IOV TON.
6. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа вправо; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS.
РЕВЕРС: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, слева IOVIS вниз, справа TONANT вверх.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА