Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

Э́ОС, ЕОЯ

Ἠώς, Auro­ra, боги­ня утрен­ней зари, дочь Гипе­ри­о­на и Фии, сест­ра Гелия и Селе­ны. He­siod. theog. 371. Имя ἠώς, эоли­че­ское αὔως, про­ис­хо­дит от ἄημι, αὔω, «вею», так как с нача­лом зари соеди­нен обык­но­вен­но вете­рок; так и Auro­ra про­ис­хо­дит от aura. Розо­пер­стая (ῥο­δοδάκ­τυ­λος, «вслед­ст­вие пяти блед­но-розо­вых, иду­щих пер­пен­ди­ку­ляр­но к гори­зон­ту лучей, кото­рые замет­ны в Малой Азии и Гре­ции, вооб­ще на юге перед вос­хо­дом солн­ца», Ameis к Hom. Od. 2, 1), бле­стя­щая боги­ня в шафран­ном оде­я­нии (κρο­κόπεπ­λος, ср. Verg. A. 7, 26. Auro­ra in ro­seis ful­ge­bat lu­tea bi­gis[1]) под­ни­ма­ет­ся рано утром с ложа из Оке­а­на и при­но­сит людям и богам днев­ной свет, явля­ясь на небе перед сво­им бра­том Гели­ем на колес­ни­це, запря­жен­ной белы­ми и розо­вы­ми лошадь­ми. Таким обра­зом, у Гоме­ра она боги­ня нача­ла дня, днев­но­го све­та вооб­ще, но не боги­ня все­го дня; лишь у тра­ги­ков она при­рав­ни­ва­ет­ся с Ἡμέ­ρα, кото­рая у Геси­о­да, отли­ча­ясь от Еои, явля­ет­ся доче­рью Ночи и Ере­ба (Theog. 124, ср. 748). Боги­ня утрен­ней зари, под­ни­маю­ща­я­ся еще при мер­ца­нии звезд, при дуно­ве­нии ветер­ка, роди­ла звездо­нос­цу Аст­рею вет­ры: Арге­ста, Зефи­ра, Борея и Нота, рав­но как Еосфо­ра и осталь­ные звезды (He­siod. theog. 378); подоб­но все похи­щаю­щим боги­ням бури, Гар­пи­ям, уво­дит она и людей, но толь­ко для того, чтобы насла­дить­ся их любо­вью, так напр., Тифо­на, сына тро­ян­ско­го царя Лао­медон­та. Зевс дал ему в уго­ду ей веч­ную жизнь. Но она не попро­си­ла для него веч­ной юно­сти, поэто­му чле­ны его высох­ли, а голос про­пал. Она заклю­чи­ла его в свою ком­на­ту (hymn. in Ven. 3, 219—238) или обра­ти­ла его в кобыл­ку. Пре­хо­дя­щая кра­сота Еои пере­но­сит­ся на ее седо­го супру­га. Она роди­ла Тифо­ну Ема­фи­о­на и Мем­но­на (He­siod. theog. 984), царя Эфи­о­пии, кото­рый сра­жал­ся под Тро­ей и был убит Ахил­ле­ем. Так­же и Ори­о­на уве­ла она, далее Кли­та, сына Ман­тия (Od. 5, 121. 15, 250) и, с вер­ши­ны Гимет­та в Атти­ке, Кефа­ла, супру­га Про­к­риды. Ov. met. 7, 700. Куль­та Еоя не име­ла. Пред­став­ля­ют ее или на колес­ни­це, в виде пре­лест­ной боги­ни, или как упра­ви­тель­ни­цу коня­ми Солн­ца, с факе­лом в руке.

У рим­ских поэтов Auro­ra совер­шен­но тож­де­ст­вен­на с Еоей.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Золо­ти­стая Авро­ра сия­ет в розо­вой колес­ни­це. (Пере­вод О. В. Люби­мо­вой).

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 473.
    Процедуру лазерной биоревитализации уникальный метод лазерной биоревитализации.
    См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ГЛИПТИКА. Азия.
    Эос на колеснице.
    Трехслойный сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    2. ГЛИПТИКА. Египет.
    Эос на колеснице.
    Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
    2,8 × 2,2 см.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    3. ГЛИПТИКА. Египет.
    Аврора на колеснице.
    Сардоникс. I в. до н. э. — I в. н. э.
    2,2 × 2,8 см.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Крылатая Эос, несущая на руках Кефала. Зеркало с рельефным украшением.
    Бронза.
    V в. до н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
    5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Крылатая Эос, уносящая Кефала. Рельефное украшение задней части зеркала.
    Бронза.
    2-я четв. V в. до н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
    6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
    Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
    Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
    Приписывается вазописцу Пифону.
    Глина.
    Ок. 360—320 гг. до н. э.
    Лондон, Британский музей.
    7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
    Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
    Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
    Приписывается вазописцу Пифону.
    Глина.
    Ок. 360—320 гг. до н. э.
    Лондон, Британский музей.
    8. ГЛИПТИКА. Рим.
    Аврора на колеснице.
    Сардоникс.
    Римская работа. I в.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    9. ГЛИПТИКА. Азия.
    Аврора на колеснице.
    Сардоникс. I в. до н. э. 1 × 1,6 см.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА