Мифы народов мира

АСКЛЕ́ПИЙ (Ἀσκλη­πιός), в гре­че­ской мифо­ло­гии бог вра­че­ва­ния, сын Апол­ло­на и ним­фы Коро­ниды (по дру­гой вер­сии, — Арси­нои, доче­ри Лев­кип­па), кото­рую Апол­лон убил за изме­ну. Когда тело Коро­ниды сжи­га­ли на погре­баль­ном кост­ре, Апол­лон вынул из её чре­ва мла­ден­ца Аскле­пия и при­нёс его на вос­пи­та­ние муд­ро­му кен­тав­ру Хиро­ну, кото­рый обу­чил его искус­ству вра­че­ва­ния (Apol­lod. III 10, 3; Pind. Pyth. III 8—53). Аскле­пий при­шёл к дерз­кой мыс­ли вос­кре­шать мёрт­вых (он вос­кре­сил Иппо­ли­та, Капа­нея, Глав­ка — сына Мино­са и др.). За это раз­гне­ван­ный Зевс убил Аскле­пия перу­ном (Apol­lod. III 10, 3—4). Сыно­вья­ми Аскле­пия были Пода­ли­рий и Маха­он, упо­ми­на­е­мые Гоме­ром как пре­крас­ные вра­чи (Hom. Il. IV 194; XI 518). Сре­ди доче­рей Аскле­пия — Гиги­ея и Пана­кея — жен­ские корре­ла­ты Аскле­пия. Культ Аскле­пия был осо­бен­но популя­рен в Эпидав­ре, куда сте­ка­лись за исце­ле­ни­ем со всех кон­цов Гре­ции. Непре­мен­ным атри­бу­том Аскле­пия была змея (или даже две), полу­чав­шая в хра­ме Аскле­пия жерт­вен­ные при­но­ше­ния (Aris­toph. Plut. 732—742). На ост­ро­ве Кос нахо­ди­лось извест­ное свя­ти­ли­ще Аскле­пия, зна­ме­ни­тые вра­чи ост­ро­ва Кос счи­та­лись потом­ка­ми Аскле­пия и назы­ва­лись Аскле­пи­а­да­ми. Аскле­пий мыс­лил­ся ипо­ста­сью Апол­ло­на; извест­ны их общие хра­мы и атри­бу­ты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3). В обра­зе Аскле­пия соче­та­ют­ся хто­ни­че­ские чер­ты зем­ли-цели­тель­ни­цы (змея — не толь­ко атри­бут Аскле­пия, но и сам Аскле­пий — змей) и пред­став­ле­ние о пере­да­че боже­ст­вен­ных функ­ций детям богов — геро­ям, кото­рые сво­ей дер­зо­стью нару­ша­ют рав­но­ве­сие, уста­нов­лен­ное в мире олим­пий­ца­ми. В рим­ской мифо­ло­гии Аскле­пий име­ну­ет­ся Эску­ла­пом; его культ был введён в Риме в нач. 3 в. до н. э., на одном из ост­ро­вов Тиб­ра, там, где была выпу­ще­на при­ве­зён­ная из Эпидав­ра змея, был осно­ван храм бога.


Лит.: Her­zog R., Die Wun­der­hei­lung von Epi­dau­ros, Lpz., 1931; Edelstein E. J., Edelstein L., Ascle­pius. A col­lec­tion and in­terpre­ta­tion of the tes­ti­mo­nies, vol. 1—2, Balt., 1945; Ke­ré­nyi K., Der göttli­che Arzt, 2 Aufl., Darmstadt, 1956.

А. А. Тахо-Годи

Боль­шин­ство дошед­ших до нас антич­ных изо­бра­же­ний Аскле­пия состав­ля­ют посвя­ти­тель­ные релье­фы. Сохра­ни­лись ста­туи бога и их фраг­мен­ты (голо­ва Аскле­пия с ост­ро­ва Мелос и др.); изо­бра­жал­ся Аскле­пий так­же на гем­мах и моне­тах. В сред­ние века Аскле­пий встре­ча­ет­ся в мини­а­тю­рах меди­цин­ских и мифо­ло­ги­че­ских трак­та­тов. Он рано стал счи­тать­ся патро­ном вра­чей и апте­ка­рей, поэто­му часто изо­бра­жал­ся в книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях сидя­щим в апте­ке сре­ди лекарств и инстру­мен­тов, но уже в эпо­ху Воз­рож­де­ния Аскле­пий как пер­со­наж изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства утра­тил зна­че­ние (брон­зо­вая ста­туя Аскле­пия работы Фран­че­ско ди Джор­джо — ред­кое исклю­че­ние). В живо­пи­си 16—17 вв. популяр­но­стью поль­зо­вал­ся миф о гибе­ли Коро­ниды и рож­де­нии Аскле­пия (фрес­ка Доме­ни­ки­но, гра­вю­ра Х. Гол­ци­у­са и др.), но глав­ное дей­ст­ву­ю­щее лицо здесь не мла­де­нец Аскле­пий, а сам Апол­лон.

См. также:
АСКЛЕПИЙ (Словарь античности)
АСКЛЕПИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 483.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Зевс.
Мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца конца V — начала IV вв. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Асклепий.
Мрамор.
Конец II — начало III вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Окружной археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Асклепий.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. НАДПИСИ. Греция.
Вотивный рельеф Куция Галла.
Эпоха империи. Копия.
CIL III 7266 = ILS 3853.
Рим, Музей Римской культуры.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Колоссальная голова Асклепия.
Мрамор.
I в. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
9. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Асклепия.
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу работы скульптора Пиромаха 1-й четв. II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
2. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА