Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АСКЛЕ́ПИЙ

Ἀσκλή­πιος, Ἀσκλη­πιός, Aes­cu­la­pius, гре­че­ский бог вра­че­ва­ния; по обык­но­вен­но­му ска­за­нию (Геси­од, Пин­дар), сын Апол­ло­на и Коро­ниды, доче­ри царя лапи­фов Фле­гия. Апол­лон, убив из рев­но­сти Коро­ниду, отдал сына на вос­пи­та­ние кен­тав­ру Хей­ро­ну, кото­рый обу­чил сво­его питом­ца раз­ным искус­ствам, и осо­бен­но искус­ству вра­че­ва­ния. Эпидавр и Мес­се­ния, где мате­рью Аскле­пия назы­ва­ли Арси­ною, дочь Лев­кип­па, наравне с Фес­са­ли­ей заяв­ля­ли пра­ва на честь быть роди­ной бога-цели­те­ля. Сво­им искус­ст­вом он спас мно­гих людей от смер­ти и даже мно­гих умер­ших вновь при­звал к жиз­ни. Чтобы миро­вой порядок не тер­пел более таких нару­ше­ний и чтобы люди, бла­го­да­ря вра­чеб­но­му искус­ству совер­шен­но изба­вив­шись от стра­ха смер­ти, не ста­ли пре­не­бре­гать помо­щью богов, Зевс убил Аскле­пия сво­ей мол­нией. Мстя за смерть сына, Апол­лон убил кик­ло­пов, ковав­ших для Зев­са мол­нии, но за это сам дол­жен был неко­то­рое вре­мя слу­жить на зем­ле людям. У Гоме­ра и Пин­да­ра Аскле­пий пре­крас­ный врач, но не более как герой; напро­тив, в позд­ней­шие вре­ме­на его повсюду почи­та­ли как бога вра­чеб­ной нау­ки; его свя­ти­ли­ща нахо­ди­лись осо­бен­но в рощах, у целеб­ных клю­чей и в здо­ро­вых, лежа­щих вне горо­дов мест­но­стях. С древ­них вре­мен глав­ны­ми места­ми его почи­та­ния были: Трик­ка в Фес­са­лии, Епи­давр, где в честь его каж­дое пяти­ле­тие совер­шал­ся боль­шой празд­ник Ἀσκλη­πίεια и Пер­гам. В хра­мах Аскле­пия дер­жа­ли змей как сим­вол посто­ян­но обнов­ля­ю­щей­ся жиз­нен­ной силы и вме­сте с тем как одно из средств вра­че­ва­ния. Лече­ние совер­ша­лось, меж­ду про­чим, посред­ст­вом инку­ба­ции: боль­ные ноче­ва­ли в хра­ме, веря, что бог во сне откро­ет им, какое лекар­ство долж­ны они употреб­лять. Исце­лен­ные веша­ли в хра­ме дощеч­ки, на кото­рых озна­ча­лись болез­ни и сред­ства, про­тив них подей­ст­во­вав­шие.

Аскле­пия изо­бра­жа­ли напо­до­бие Зев­са с крот­ки­ми, спо­кой­ны­ми, задум­чи­вы­ми чер­та­ми лица; обык­но­вен­ным атри­бу­том бога-цели­те­ля был жезл с обви­ваю­щей­ся вокруг него зме­ей, а жерт­вен­ным живот­ным — петух. Ино­гда с Аскле­пи­ем сопо­став­ля­ет­ся отрок Телес­фор, «при­во­дя­щий к доб­ро­му кон­цу», гений выздо­ров­ле­ния, назы­вае­мый еще Ева­ме­ри­о­ном, гени­ем бла­го­ден­ст­вия, и Аке­си­ем.

Детьми Аскле­пия назы­ва­ют­ся: вра­чи Маха­он и Пода­лей­рий (Il. 2, 731), Гиги­ейя, «здо­ро­вье» (на изо­бра­же­ни­ях это — цве­ту­щая дева; в левой руке обык­но­вен­но она дер­жит чашу, из кото­рой дает пить змее) и, Пана­кейя (Pa­na­cea, «все­ис­це­ля­ю­щая»); женой Аскле­пия была Епи­о­на (Ἠπιόνη, «уни­маю­щая боли»).

В Риме почи­та­ние Аскле­пия (Aes­cu­la­pius) введе­но в 291 г. до Р. Х. Тогда, во вре­мя чумы, по при­ка­за­нию, извле­чен­но­му из сивил­ли­ных книг, из Епи­дав­ра пере­вез­ли в Рим змею, а в ее обра­зе, как вери­ли тогда, и само­го Эску­ла­па и постро­и­ли ему храм на ост­ро­ве Тиб­ра. Liv. 10, 47. Ov. met. 15, 622—744.

См. также:
АСКЛЕПИЙ (Словарь античности)
АСКЛЕПИЙ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 166—167.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ДЕДАЛИОН • ДЕЛЬФИНИЙ • ДИМАС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Асклепий.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Зевс.
Мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца конца V — начала IV вв. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Асклепий.
Мрамор.
Конец II — начало III вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Окружной археологический музей.
4. НАДПИСИ. Греция.
Вотивный рельеф Куция Галла.
Эпоха империи. Копия.
CIL III 7266 = ILS 3853.
Рим, Музей Римской культуры.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Колоссальная голова Асклепия.
Мрамор.
I в. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
9. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Асклепия.
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу работы скульптора Пиромаха 1-й четв. II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
2. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА