Мифы народов мира

ГЕРКУЛЕ́С (Her­cu­les), в рим­ской мифо­ло­гии бог и герой. Соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ско­му Герак­лу. Почи­тал­ся во мно­гих горо­дах Ита­лии (Dion. Ha­lic. I 40, 6); его культ был заим­ст­во­ван рим­ля­на­ми из Туску­ла (или Тибу­ра), где Гер­ку­лес почи­тал­ся как воин­ст­вен­ный бог, «победи­тель», «непо­беди­мый» и имел жре­цов-сали­ев, ана­ло­гич­ных рим­ским сали­ям Мар­са (Serv. Verg. Aen. VIII 285; Ovid. Fast. III 127). В Риме древ­ней­ший алтарь Гер­ку­ле­са (т. н. ara ma­xi­ma) нахо­дил­ся у Бычье­го рын­ка воз­ле цир­ка; по пре­да­нию, он был постав­лен Эван­дром в память посе­ще­ния его Гер­ку­ле­сом, воз­вра­щав­шим­ся из Испа­нии со ста­да­ми Гери­о­на (один из подви­гов Герак­ла) (Dion. Ha­lic. I 39, 4; Ovid. Fast. I 579). Гер­ку­лес посо­ве­то­вал под­дан­ным Эванд­ра отка­зать­ся от чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний и заме­нить их кук­ла­ми, кото­рых бро­са­ли в Тибр в празд­ник арге­ев. С пре­вра­ще­ни­ем куль­та Гер­ку­ле­са в государ­ст­вен­ный (сна­ча­ла он обслу­жи­вал­ся пат­ри­ци­ан­ски­ми рода­ми Пина­ри­ев и Поти­ти­ев) жерт­вы на алта­ре стал при­но­сить, по гре­че­ско­му риту­а­лу, город­ской пре­тор. Хотя и здесь Гер­ку­лес имел эпи­тет «непо­беди­мый», он почи­тал­ся в основ­ном как бог обо­га­ще­ния, куп­цы и пол­ко­вод­цы жерт­во­ва­ли ему деся­тую часть при­бы­ли и добы­чи, шед­шую на уго­ще­ние наро­да. Жен­щи­ны из уча­стия в куль­те Гер­ку­ле­са исклю­ча­лись, и им запре­ща­лось употреб­лять обыч­ную для муж­чин клят­ву его име­нем, обу­сло­вив­шую его интер­пре­та­цию как гаран­та чест­но­сти — Me­dius Fi­dius. Культ Гер­ку­ле­са посте­пен­но стал одним из самых рас­про­стра­нён­ных в рим­ском мире. В Гаде­се с ним был отож­дест­влён Мель­карт, в Гал­лии — Огма и др. Вме­сте с тем услож­нял­ся его образ и мно­жи­лись его функ­ции. Так, он стал покро­ви­те­лем отдель­ных име­ний, сель­ско­го хозяй­ства (P. Porph. II 6, 12). Как чело­век, став­ший богом за свои заслу­ги, он рас­смат­ри­вал­ся как залог надеж­ды на бес­смер­тие для любо­го чест­но­го чело­ве­ка: покой­ный часто изо­бра­жал­ся с атри­бу­та­ми Гер­ку­ле­са. Пле­беи и рабы почи­та­ли Гер­ку­ле­са как веч­но­го тру­же­ни­ка, помощ­ни­ка нахо­дя­щим­ся в нуж­де, муже­ст­вен­но­го и доб­ро­де­тель­но­го героя (Serv. Verg. Aen. VIII 564; Mac­rob. Sat. I 20, 6—13). Для сол­дат Гер­ку­лес был богом победы, для ари­сто­кра­тии — про­об­ра­зом иде­аль­но­го царя (Dion. Chrys. Orat. I), анти­по­дом тира­на, муд­ре­цом, побеж­дав­шим чудо­вищ (тол­ко­вав­ших­ся как поро­ки) силой разу­ма и зна­ний, посред­ни­ком меж­ду бога­ми и людь­ми (Serv. Verg. Aen. I 741; IV 58; VI 395). Популяр­ность Гер­ку­ле­са исполь­зо­ва­лась импе­ра­то­ра­ми (его изо­бра­жа­ли на моне­тах Анто­ни­нов и Севе­ров, на моне­тах пра­ви­те­лей Галль­ской импе­рии, с ним отож­дествлял себя Ком­мод, сбли­жал себя Мак­си­ми­ан, при­няв имя Гер­ку­лий).


Лит.: Bayet J., Herclé, P., 1926.

Е. М. Шта­ер­ман

См. также:
ГЕРКУЛЕС (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 284.
См. по теме: ДИСКОРДИЯ • ДУЕЛЛОНА • ЭГЕСТИС • ЭПОНА, ЕПОНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III вв. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Геракла.
Мрамор.
Лондон, Британский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III в. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл.
Бронза.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА.
Геркулес Фарнезский (с античного оригинала).
Итальянский скульптор XVIII в.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Плита с рельефами Марса и Геркулеса.
III в. н. э.
Нортумберленд (Англия), Замок Алнвик.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа — богиня Афина, слева — возница Иолай).
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит, повернувшись влево, опираясь на дубину под левой рукой, поставленную вертикально на скалу, поверх дубины наброшена шкура Немейского льва; правая рука отведена за спину.
В левом поле: Ε.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит фронтально, повернув голову вправо, правая рука лежит на дубине, поставленной на землю, через левую руку переброшена шкура Немейского льва, в руке яблоки из сада Гесперид.
В правом поле: Ε.
3. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
4. Квадрант, бронза
Публий Лициний Нерва
Рим, 113—112 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, впереди P. NERVA вверх, сзади
РЕВЕРС: Нос корабля вправо; на нем конь (MRR: лань); впереди ; ниже ROMA
5. Квадрант, бронза
Гай Юний
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, за ней три точки.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, вверху C IVNI, внизу ROMA, впереди три точки.
6. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
7. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: IVVENTVS AVG. — Геркулес стоит влево, опирается правой рукой на дубину, левой рукой держит глобус, на руке висит шкура льва.
В обрезе: Δ
8. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
9. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
10. Тетрадрахма, серебро
Евтидем I
Бактры, 205—190 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Евтидема I, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ — Геракл сидит влево на скале, держит дубину в правой руке, опираясь на скалу левой рукой.
В правом поле монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА