Мифы народов мира

ГЕРКУЛЕ́С (Hercules), в рим­ской мифо­ло­гии бог и герой. Соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ско­му Герак­лу. Почи­тал­ся во мно­гих горо­дах Ита­лии (Dion. Halic. I 40, 6); его культ был заим­ст­во­ван рим­ля­на­ми из Туску­ла (или Тибу­ра), где Гер­ку­лес почи­тал­ся как воин­ст­вен­ный бог, «победи­тель», «непо­беди­мый» и имел жре­цов-сали­ев, ана­ло­гич­ных рим­ским сали­ям Мар­са (Serv. Verg. Aen. VIII 285; Ovid. Fast. III 127). В Риме древ­ней­ший алтарь Гер­ку­ле­са (т. н. ara maxima) нахо­дил­ся у Бычье­го рын­ка воз­ле цир­ка; по пред­а­нию, он был постав­лен Эван­дром в память посе­ще­ния его Гер­ку­ле­сом, воз­вра­щав­шим­ся из Испа­нии со ста­да­ми Гери­о­на (один из подви­гов Герак­ла) (Dion. Halic. I 39, 4; Ovid. Fast. I 579). Гер­ку­лес посо­ве­то­вал под­дан­ным Эванд­ра отка­зать­ся от чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний и заме­нить их кук­ла­ми, кото­рых бро­са­ли в Тибр в празд­ник арге­ев. С пре­вра­ще­ни­ем куль­та Гер­ку­ле­са в государ­ст­вен­ный (сна­ча­ла он обслу­жи­вал­ся пат­ри­ци­ан­ски­ми рода­ми Пина­ри­ев и Поти­ти­ев) жерт­вы на алта­ре стал при­но­сить, по гре­че­ско­му риту­а­лу, город­ской пре­тор. Хотя и здесь Гер­ку­лес имел эпи­тет «непо­беди­мый», он почи­тал­ся в основ­ном как бог обо­га­ще­ния, куп­цы и пол­ко­вод­цы жерт­во­ва­ли ему деся­тую часть при­бы­ли и добы­чи, шед­шую на уго­ще­ние наро­да. Жен­щи­ны из уча­стия в куль­те Гер­ку­ле­са исклю­ча­лись, и им запре­ща­лось употреб­лять обыч­ную для муж­чин клят­ву его име­нем, обу­сло­вив­шую его интер­пре­та­цию как гаран­та чест­но­сти — Medius Fidius. Культ Гер­ку­ле­са посте­пен­но стал одним из самых рас­про­стра­нён­ных в рим­ском мире. В Гаде­се с ним был отож­дест­в­лён Мель­карт, в Гал­лии — Огма и др. Вме­сте с тем услож­нял­ся его образ и мно­жи­лись его функ­ции. Так, он стал покро­ви­те­лем отдель­ных име­ний, сель­ско­го хозяй­ства (P. Porph. II 6, 12). Как чело­век, став­ший богом за свои заслу­ги, он рас­смат­ри­вал­ся как залог надеж­ды на бес­смер­тие для любо­го чест­но­го чело­ве­ка: покой­ный часто изо­бра­жал­ся с атри­бу­та­ми Гер­ку­ле­са. Пле­беи и рабы почи­та­ли Гер­ку­ле­са как веч­но­го тру­же­ни­ка, помощ­ни­ка нахо­дя­щим­ся в нуж­де, муже­ст­вен­но­го и доб­ро­де­тель­но­го героя (Serv. Verg. Aen. VIII 564; Macrob. Sat. I 20, 6—13). Для сол­дат Гер­ку­лес был богом победы, для ари­сто­кра­тии — про­об­ра­зом иде­аль­но­го царя (Dion. Chrys. Orat. I), анти­по­дом тира­на, муд­ре­цом, побеж­дав­шим чудо­вищ (тол­ко­вав­ших­ся как поро­ки) силой разу­ма и зна­ний, посред­ни­ком меж­ду бога­ми и людь­ми (Serv. Verg. Aen. I 741; IV 58; VI 395). Популяр­ность Гер­ку­ле­са исполь­зо­ва­лась импе­ра­то­ра­ми (его изо­бра­жа­ли на моне­тах Анто­ни­нов и Севе­ров, на моне­тах пра­ви­те­лей Галль­ской импе­рии, с ним отож­деств­лял себя Ком­мод, сбли­жал себя Мак­си­ми­ан, при­няв имя Гер­ку­лий).


Лит.: Bayet J., Herclé, P., 1926.

Е. М. Шта­ер­ман

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 284.
См. также:
ГЕРКУЛЕС (Словарь античности)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ДИДОНА, ЭЛИССА • ОРК, ОРКУС • ДИАНА • ГОРАЦИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 130 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальный рельеф саркофага с колоннами с изображением подвигов Геракла в межколонных пространствах.
Мрамор. 180-190 г. н. э.
2,173 х 0,569 м.
Инв. № 154592.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана, Круглый зал X.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с изображением дионисийской процессии.
Белый мрамор. Начало III в. н. э.
Инв. № 326137.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
3. СКУЛЬПТУРА.
Фронтальная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей.
Малоазийский мрамор. 160 г. н. э.
Инв. № LXXIX / 79.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тыльная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей. Фриз крышки саркофага с рельефами «Представление маленьких Аполлона и Артемиды Зевсу». Акротерии.
Тыльная панель: малоазийский мрамор. 160 г. н. э. 100 × 235 см. Инв. № VC.
Фриз крышки: италийский мрамор. Ок. 150 г. н. э. 34 × 194 см. Инв. № IVC.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей. Фриз крышки саркофага с рельефами «Амазонки на Троянской войне». Акротерии.
Фронтальная панель: малоазийский мрамор. 160 г. н. э. 100 × 240 см. Инв. № LXXIX / 79.
Фриз крышки: италийский мрамор. II в. н. э. 19 × 201 см. Инв. № LXXX / 80.
Акротерии: малоазийский мрамор.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тыльная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей.
Мрамор.
Верхний регистр: современная работа, имитирующая композицию передней стенки (XVII в).
Нижний регистр: 160 г. н. э.
100 × 235 см. Инв. № VC.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой кентавромахии.
Проконнесский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № SBAO 16651.
Остия, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст императора Коммода в образе Геркулеса. Деталь.
Мрамор. Ок. 185 г. н. э.
Инв. № MC 1120.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф «Подвиги Геракла» (прорисовка).
Мрамор. 240—250 гг.
Инв. № 8642.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф «Подвиги Геракла» (фронтальная панель саркофага).
Мрамор. II—III вв. н. э.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 28 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Квадрант, бронза
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, за ней три точки.
РЕВЕРС: ROMA под корабельным носом, обращённым вправо; впереди три точки; выше C IVNI.
2. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
3. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: IVVENTVS AVG. — Геркулес стоит влево, опирается правой рукой на дубину, левой рукой держит глобус, на руке висит шкура льва.
В обрезе: Δ
4. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
5. Денарий, серебро
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
6. Тетрадрахма, серебро
Евтидем II
Бактры, 185—180 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Евтидема II, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ — Геракл в лавровом венке стоит анфас, держит венок в протянутой правой руке, дубину и львиную шкуру в левой руке; слева от него монограмма.
7. Тетрадрахма, серебро
Евтидем I
Бактры, 205—190 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Евтидема I, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ — Геракл сидит влево на скале, держит дубину в правой руке, опираясь на скалу левой рукой.
В правом поле монограмма.
8. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
9. Номос, серебро
Гераклея, 330—325 гг. до н.э.
АВЕРС: ΗΡΑΚΛΗΙΩΝ — голова Афины вправо; на ней коринфский шлем с гребнем, украшенный Скиллой, метающей камень; позади подшлемника буква Κ.
РЕВЕРС: ΗΡΑΚΛΗΙΩΝ — обнаженный Геракл стоит анфас, повернув голову вправо, положив правую руку на дубину; поверх протянутой левой руки висит львиная шкура, в руке держит лук и стрелу; над дубиной кувшин, и в поле слева ΑΘΑ.
10. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА