Словарь античности

ГЕРКУЛЕС (лат. Her­cu­les), латин­ская фор­ма име­ни Герак­ла.

См. также:
ГЕРКУЛЕС (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III вв. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка писающего пьяного Геркулеса.
Белый мрамор.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Геркуланум, Антиквариум (в депозитарии).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Юный Геракл, душащий змей.
Фреска.
45—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
5. СКУЛЬПТУРА.
Геркулес Фарнезский (с античного оригинала).
Итальянский скульптор XVIII в.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III в. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III в. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Геркулес и Минерва, изгоняющие Марса.
По рисунку П. П. Рубенса.
Виктор Вольфут Младший (1612—1652).
Холст, масло. 67 × 89 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска из экседры дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Отдыхающий Геракл.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит, повернувшись влево, опираясь на дубину под левой рукой, поставленную вертикально на скалу, поверх дубины наброшена шкура Немейского льва; правая рука отведена за спину.
В левом поле: Ε.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит фронтально, повернув голову вправо, правая рука лежит на дубине, поставленной на землю, через левую руку переброшена шкура Немейского льва, в руке яблоки из сада Гесперид.
В правом поле: Ε.
3. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
4. Квадрант, бронза
Публий Лициний Нерва
Рим, 113—112 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, впереди P. NERVA вверх, сзади
РЕВЕРС: Нос корабля вправо; на нем конь (MRR: лань); впереди ; ниже ROMA
5. Квадрант, бронза
Гай Юний
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, за ней три точки.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, вверху C IVNI, внизу ROMA, впереди три точки.
6. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
7. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: IVVENTVS AVG. — Геркулес стоит влево, опирается правой рукой на дубину, левой рукой держит глобус, на руке висит шкура льва.
В обрезе: Δ
8. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
9. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
10. Тетрадрахма, серебро
Евтидем I
Бактры, 205—190 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Евтидема I, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ — Геракл сидит влево на скале, держит дубину в правой руке, опираясь на скалу левой рукой.
В правом поле монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА