Мифы народов мира

ГИМЕНЕ́Й (Ὑμέ­ναιος), в гре­че­ской мифо­ло­гии боже­ство бра­ка, сын Дио­ни­са и Афро­ди­ты (вари­ант: Апол­ло­на и одной из муз) (Schol. Pind. Pyth. IV 313). По одно­му из мифов, Гиме­ней — пре­крас­ный юно­ша, певец и музы­кант, кото­рый на свадь­бе Дио­ни­са с одной из его воз­люб­лен­ных вне­зап­но скон­чал­ся (Pind. frg. 139), по дру­гой вер­сии, вне­зап­но поте­рял голос. Чтобы уве­ко­ве­чить его имя, Гиме­нея воз­гла­ша­ли на свадь­бах, и тор­же­ст­вен­ная песнь в честь ново­брач­ных назы­ва­лась гиме­ней. Суще­ст­ву­ет орфи­че­ское пре­да­ние о том, что Аскле­пий вос­кре­сил Гиме­нея (Apol­lod. III 10, 3). Миф о Гиме­нее отно­сит­ся к типу этио­ло­ги­че­ских, а само его имя — пер­со­ни­фи­ка­ция древ­ней куль­то­вой пес­ни-гим­на. На рим­ских релье­фах, пом­пей­ских фрес­ках Гиме­ней изо­бра­жён строй­ным нагим юно­шей со стро­гим выра­же­ни­ем лица, с факе­лом в одной руке и вен­ком в дру­гой.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГИМЕНЕЙ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 304.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ЭЛИСА • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос, известный как «Саркофаг братьев» или «Сенаторский саркофаг».
Каррарский мрамор. 240—260 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания.
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Аллегория могущества любви.
Миниатюрная амфора. Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
Высота тулова (подлинная часть) 5,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фронтальная панель со сценами бракосочетания.
Мрамор. Ок 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (фронтальная панель).
Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.
160—180 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Аллегория могущества любви.
Афродита, Аполлон, Артемида, Гименей в окружении эротов.
Амфориск из сардоникса. Начало I в. Высота 5,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф).
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф, центральная сцена).
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фриз крышки).
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (саркофаг супругов).
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА