Мифы народов мира

ГИМЕНЕ́Й (Ὑμέ­ναιος), в гре­че­ской мифо­ло­гии боже­ство бра­ка, сын Дио­ни­са и Афро­ди­ты (вари­ант: Апол­ло­на и одной из муз) (Schol. Pind. Pyth. IV 313). По одно­му из мифов, Гиме­ней — пре­крас­ный юно­ша, певец и музы­кант, кото­рый на свадь­бе Дио­ни­са с одной из его воз­люб­лен­ных вне­зап­но скон­чал­ся (Pind. frg. 139), по дру­гой вер­сии, вне­зап­но поте­рял голос. Чтобы уве­ко­ве­чить его имя, Гиме­нея воз­гла­ша­ли на свадь­бах, и тор­же­ст­вен­ная песнь в честь ново­брач­ных назы­ва­лась гиме­ней. Суще­ст­ву­ет орфи­че­ское пре­да­ние о том, что Аскле­пий вос­кре­сил Гиме­нея (Apol­lod. III 10, 3). Миф о Гиме­нее отно­сит­ся к типу этио­ло­ги­че­ских, а само его имя — пер­со­ни­фи­ка­ция древ­ней куль­то­вой пес­ни-гим­на. На рим­ских релье­фах, пом­пей­ских фрес­ках Гиме­ней изо­бра­жён строй­ным нагим юно­шей со стро­гим выра­же­ни­ем лица, с факе­лом в одной руке и вен­ком в дру­гой.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГИМЕНЕЙ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 304.
См. по теме: ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супругов (фронтальная панель).
Мрамор. Эпоха Антонинов, ок. 180 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик, 18.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Аллегория могущества любви.
Миниатюрная амфора. Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
Высота тулова (подлинная часть) 5,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фронтальная панель со сценами бракосочетания.
Мрамор. Ок 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (фронтальная панель).
Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.
160—180 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос, известный как «Саркофаг братьев» или «Сенаторский саркофаг».
Каррарский мрамор. 240—260 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (саркофаг супругов).
Мрамор.
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания.
Мрамор.
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф).
Мрамор.
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф, центральная сцена).
Мрамор.
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фриз крышки).
Мрамор.
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА