Мифы народов мира

МЕНЕЛА́Й (Με­νέλαος), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Атрея и Аэро­пы, брат Ага­мем­но­на. После убий­ства Атрея Эгис­фом Мене­лай и Ага­мем­нон вынуж­де­ны были бежать из Микен. Они нашли при­ют в Спар­те у царя Тин­да­рея, кото­рый выдал замуж за Ага­мем­но­на Кли­те­ме­ст­ру и помог ему вер­нуть цар­ский трон в Мике­нах (Tzetz., Chil. I 456—465). Мене­лаю, избран­но­му из несколь­ких десят­ков знат­ней­ших геро­ев всей Элла­ды в супру­ги Еле­ны (зем­ным отцом кото­рой был Тин­да­рей, а небес­ным Зевс), Тин­да­рей вско­ре усту­пил цар­скую власть в Спар­те (Apol­lod. epit. II 16). Без­мя­теж­ная жизнь Мене­лая с Еле­ной про­дол­жа­лась око­ло деся­ти лет; их доче­ри Гер­ми­оне было девять лет, когда в Спар­ту явил­ся тро­ян­ский царе­вич Парис. Мене­лай в это вре­мя отпра­вил­ся на Крит, чтобы участ­во­вать в похо­ро­нах сво­его деда по мате­ри Катрея. Узнав о похи­ще­нии жены и сокро­вищ Пари­сом, Мене­лай при­звал на помощь всех её быв­ших жени­хов, свя­зан­ных сов­мест­ной клят­вой обе­ре­гать честь её супру­га, и сам выста­вил опол­че­ние на 60 кораб­лях (Hom. Il. II 581—590). До нача­ла воен­ных дей­ст­вий Мене­лай вме­сте с Одис­се­ем отпра­ви­лись в каче­стве послов в Трою, пыта­ясь ула­дить кон­фликт мир­ным путём, но Парис и его сто­рон­ни­ки отка­за­лись вер­нуть Еле­ну и сокро­ви­ща и вой­на ста­ла неиз­беж­ной (Apol­lod. epit. III 28). В еди­но­бор­стве с Пари­сом Мене­лай явно берёт верх, и толь­ко вме­ша­тель­ство боги­ни Афро­ди­ты спа­са­ет сопер­ни­ка Мене­лая (Hom. Il. III 324—382). Вско­ре Мене­лай был ранен Пан­да­ром стре­лой из лука (IV 112—147). Ещё раз Мене­лай про­яв­ля­ет доб­лесть, обо­ро­няя от тро­ян­цев тело уби­то­го Патрок­ла (XVII 1—69, 553—581, 702—761; извест­на скульп­тур­ная груп­па 2 в. до н. э., изо­бра­жаю­щая Мене­лая с тру­пом Патрок­ла, пред­став­лен­ная так­же боль­шим коли­че­ст­вом позд­них копий). Мене­лай вхо­дил в чис­ло гре­че­ских вои­нов, укры­вав­ших­ся в дере­вян­ном коне, и в ночь паде­ния Трои убил тро­ян­ско­го царе­ви­ча Деи­фо­ба, став­ше­го мужем Еле­ны после смер­ти Пари­са (Apol­lod. epit. V 22). Тот­час после победы над Тро­ей Мене­лай вме­сте с воз­вра­щён­ной ему Еле­ной отплыл на роди­ну, но уже у бере­гов Пело­пон­не­са попал в страш­ную бурю, кото­рая отбро­си­ла его к бере­гам Кри­та. Во вре­мя вось­ми­лет­них ски­та­ний Мене­лай попа­да­ет на Кипр, в Фини­кию и Еги­пет, где при­об­ре­та­ет боль­шие сокро­ви­ща (Hom. Od. III 276—312). С ост­ро­вом Фарос в устье Нила свя­зан послед­ний эпи­зод стран­ст­вий Мене­лая: от мор­ско­го стар­ца Про­тея с помо­щью его доче­ри Эйдо­феи Мене­лай полу­ча­ет пред­ска­за­ние о сво­ём буду­щем и о спо­со­бах воз­вра­ще­ния на роди­ну. С Егип­том Мене­лая свя­зы­ва­ет и дру­гая вер­сия мифа, по кото­рой в Трое нахо­дил­ся толь­ко при­зрак Еле­ны, сама же она по воле Зев­са была пере­не­се­на к бере­гам Нила и ожида­ла здесь во вла­де­ни­ях Про­тея сво­его супру­га (Eur. Hel. 1—760). Послед­ний этап воз­вра­ще­ния Мене­лая в Спар­ту после восем­на­дца­ти­лет­не­го отсут­ст­вия, соглас­но эпи­че­ской тра­ди­ции, про­те­кал без ослож­не­ний. Пред­у­преж­дён­ный Про­те­ем об убий­стве Эгис­фом Ага­мем­но­на, Мене­лай торо­пит­ся ото­мстить Эгис­фу, но его опе­ре­жа­ет сын Ага­мем­но­на Орест, убив­ший Эгис­фа и Кли­те­ме­ст­ру, Мене­лай поспе­ва­ет толь­ко к их похо­ро­нам (Hom. Od. III 301—312, IV 546 след., 584 след.). После дол­гих лет спо­кой­ной жиз­ни с Еле­ной по воз­вра­ще­нии в Спар­ту Мене­лай как зять Зев­са удо­сто­ил­ся посе­ле­ния на Ели­сей­ских полях, куда антич­ная тра­ди­ция поме­ща­ла леген­дар­ных геро­ев про­шло­го (IV 561—569). Позд­ние авто­ры назы­ва­ют име­на несколь­ких сыно­вей Мене­лая, рож­дён­ных ему в отсут­ст­вие Еле­ны налож­ни­ца­ми (Apol­lod. III 11, 1); с одним из них (Мега­пен­фом) свя­зан вари­ант ска­за­ния об изгна­нии Еле­ны из Спар­ты после того, как Мене­лай был пере­не­сён в оби­тель бла­жен­ных. В отли­чие от обра­за Еле­ны, вос­хо­дя­ще­го к древ­ней­ше­му рас­ти­тель­но­му боже­ству, образ Мене­лая явля­ет­ся пло­дом геро­и­че­ско­го ска­за­ния, воз­мож­но, опи­раю­ще­го­ся на какие-то исто­ри­че­ские вос­по­ми­на­ния микен­ской эпо­хи. По пре­да­нию (Paus. VIII 23, 4), в Арка­дии нахо­дил­ся ста­рый пла­тан, поса­жен­ный Мене­ла­ем, когда он соби­рал вой­ско для похо­да под Трою (арка­дяне выста­ви­ли, соглас­но гоме­ров­ско­му ката­ло­гу, опол­че­ние для 60 кораб­лей, Hom. Il. II 603—614). В Спар­те пока­зы­ва­ли дом, в кото­ром неко­гда жили Мене­лай с Еле­ной (Paus. III 14, 6); види­мо, близ него в исто­ри­че­ское вре­мя деви­чий хор испол­нял обрядо­вый эпи­та­ла­мий Еле­ны напо­до­бие засвиде­тель­ст­во­ван­но­го в 18-й идил­лии поэта 3 в. до н. э. Фео­кри­та.

В. Н. Ярхо

См. также:
МЕНЕЛАЙ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 138—139.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДРИОП • ЭЛИМ, ЕЛИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Этрурия.
Взятие Трои ахейцами.
Краснофигурный кратер из Фалерий.
Мастер Наццано.
Глина. IV в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Фронтальный рельеф этрусской урны для праха со сценой «Менелай и Мерион поднимают тело Патрокла на повозку».
Алебастр.
Вольтерра, II в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника. (Вариант: Гибель Патрокла).
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Трои: Менелай захватывает Елену; Аякс оттаскивает Кассандру от Палладия на глазах у Приама.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Археологический парк Помпей, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аякс Малый (Эант Оилид) отрывает Кассандру от Палладиума в храме Афины на глазах у Приама.
Фреска в комнате 4 дома Квинта Поппея Сабина (т. н. Доме Менандра).
IV стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк Помпей, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА