Мифы народов мира

КЛИТЕМЕ́СТРА, КЛИТЕМНЕ́СТРА [Κλυ­ταιμ(ν)ῆστρα], в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь Тин­да­рея и Леды, супру­га Ага­мем­но­на. Одна­жды отец Кли­те­ме­ст­ры забыл почтить жерт­вой Афро­ди­ту, и раз­гне­ван­ная боги­ня пред­ска­за­ла, что доче­рям Тин­да­рея суж­де­но быть двух- и трёхмуж­ни­ми. Пер­вой эту судь­бу испы­та­ла Кли­те­ме­ст­ра: она вышла замуж за Тан­та­ла, вну­ка Пело­па, но Ага­мем­нон, убив Тан­та­ла и ново­рож­дён­но­го сына Кли­те­ме­ст­ры, при­нудил её стать его женой (Eur. Iphig. A. 1148—1156). В новом бра­ке Кли­те­ме­ст­ра роди­ла трёх доче­рей (Ифи­а­нассу, Хри­со­фе­ми­ду и Лаоди­ку — соглас­но «Илиа­де», IX 144 след.; в после­го­ме­ров­ской тра­ди­ции вме­сто Ифи­а­нассы упо­ми­на­ет­ся Ифи­ге­ния, вме­сто Лаоди­ки — Элек­тра) и сына Оре­ста. Враж­да Кли­те­ме­ст­ры к Ага­мем­но­ну, воз­ник­шая после убий­ства её пер­во­го мужа и сына, вспых­ну­ла с новой силой, когда Ифи­ге­ния была при­не­се­на отцом в жерт­ву, чтобы обес­пе­чить бла­го­по­луч­ное отплы­тие ахей­ско­го флота под Трою. Отсут­ст­ви­ем Ага­мем­но­на вос­поль­зо­вал­ся Эгисф, кото­рый дав­но домо­гал­ся люб­ви Кли­те­ме­ст­ры. (Hom. Od. III 248—275). Одна­ко скло­нить Кли­те­ме­ст­ру к супру­же­ской измене Эгис­фу уда­лось толь­ко после того, как он сослал на необи­та­е­мый ост­ров при­двор­но­го ска­зи­те­ля, кото­ро­му Ага­мем­нон пору­чил наблюдать за Кли­те­ме­ст­рой. Воз­вра­тив­ший­ся после победы в Тро­ян­ской войне Ага­мем­нон был убит Эгис­фом. С сер. 6 в. до н. э. в лите­ра­тур­ной тра­ди­ции в сюже­те убий­ства Ага­мем­но­на воз­рас­та­ет роль Кли­те­ме­ст­ры. Чаще все­го она сама изо­бра­жа­ет­ся непо­сред­ст­вен­ной убий­цей мужа, при­кры­вая истин­ную при­чи­ну пре­ступ­ле­ния (изме­ну с Эгис­фом) местью за дочь Ифи­ге­нию (Ae­schyl. Agam. 1412—1421, 1521—1529, 1551—1559). Ино­гда сооб­ща­ет­ся, что Кли­те­ме­ст­ра пошла на убий­ство Ага­мем­но­на, боясь раз­об­ла­че­ния в его гла­зах (Pind. Pyth. XI 22—29). Цар­ст­вуя после это­го в Мике­нах вме­сте с Эгис­фом, Кли­те­ме­ст­ра в уго­ду ему вся­че­ски при­тес­ня­ет дочь Элек­тру и со стра­хом ожида­ет рас­ту­ще­го на чуж­бине Оре­ста. Послед­ние мину­ты жиз­ни Кли­те­ме­ст­ры, поги­баю­щей от руки сына, изо­бра­жа­ют­ся в афин­ских тра­геди­ях 5 в. до н. э. по-раз­но­му. У Эсхи­ла в «Хоэфо­рах» (887—891) она гото­ва с ору­жи­ем в руках защи­щать свою жизнь про­тив Оре­ста, у Еври­пида в «Элек­тре» образ Кли­те­ме­ст­ры зна­чи­тель­но смяг­чён и убив­ший мать Орест чув­ст­ву­ет себя глу­бо­ко подав­лен­ным, совер­шив новую кро­ва­вую месть. Об отра­же­нии сюжет­ных линий мифа в лите­ра­ту­ре, изо­бра­зи­тель­ном и музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве см. в ста­тьях Ага­мем­нон, Ифи­ге­ния, Элек­тра.

В. Н. Ярхо

См. также:
КЛИТЕМНЕСТРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КЛИТЕМНЕСТРА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 662—663.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭХЕМ • ДАМИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг муз (фронтальная панель).
Мрамор. Рим. 1-я половина II в. н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орест убивает Эгиста и Клитемнестру.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орест убивает Клитемнестру (деталь рельефа «Орест убивает Эгиста и Клитемнестру»).
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона B: Телеф с младенцем Орестом, Агамемнон и Клитемнестра.
Кратер-калик краснофигурный. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд (США), Художественный музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Лаодамия удерживает Клитемнестру, спешащую на помощь Эгисту и готовую убить своего сына Ореста.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Орестом.
Мрамор. Эпоха Августа (псевдоархаическая работа).
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Клитемнестры»). Схема.
Конец XIV в. до н. э.
Микены.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Клитемнестры»).
Конец XIV в. до н. э.
Микены.
9. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Клитемнестры»).
Конец XIV в. до н. э.
Микены.
10. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Клитемнестры»).
Конец XIV в. до н. э.
Микены.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА