Мифы народов мира

ДИА́НА (Diana), в рим­ской мифо­ло­гии боги­ня рас­ти­тель­но­сти, родо­вспо­мо­га­тель­ни­ца, оли­це­тво­ре­ние луны. Была отож­дест­в­ле­на с Арте­ми­дой и Гека­той, полу­чив эпи­тет Три­вия — «боги­ня трёх дорог» (её изо­бра­же­ние поме­ща­лось на пере­крёст­ках), тол­ко­вав­ший­ся так­же как знак трой­ной вла­сти Диа­ны: на небе, зем­ле и под зем­лёй (Serv. Verg. Aen. IV 511). Осо­бен­но извест­ны свя­ти­ли­ща Диа­ны на горе Тифа­те в Кам­па­нии (отсюда эпи­тет Диа­ны Тифа­ти­на) и в рай­оне Ари­ция в роще на озе­ре Неми (VI 136; VII 515). Диа­на счи­та­лась боги­ней — покро­ви­тель­ни­цей Латин­ско­го сою­за, и с пере­хо­дом гла­вен­ства в этом сою­зе к Риму царём Сер­ви­ем Тул­ли­ем был осно­ван на Авен­тине храм Диа­ны, став­ший излюб­лен­ным местом куль­та для про­ис­хо­див­ших из пере­се­лив­ших­ся в Рим или взя­тых в плен лати­нян, пле­бе­ев и рабов; годов­щи­на осно­ва­ния хра­ма счи­та­лась празд­ни­ком рабов — servorum dies (Liv. I 45; Dion. Halic. IV 26; Ovid. Fast. III 26). Это обес­пе­чи­ло Диане популяр­ность среди низ­ших клас­сов, состав­ляв­ших мно­го­чис­лен­ные кол­ле­гии её почи­та­те­лей, из кото­рых осо­бен­но извест­на бла­го­да­ря сохра­нив­ше­му­ся уста­ву кол­ле­гия Диа­ны и Анти­ноя в Лану­вии (CIL XIV 2112). С хра­мом Диа­ны на Авен­тине свя­за­но пред­а­ние о необык­но­вен­ной коро­ве, вла­дель­цу кото­рой было пред­ска­за­но, что тот, кто при­не­сёт её в жерт­ву Диане в этом хра­ме, обес­пе­чит сво­е­му горо­ду власть над Ита­ли­ей. Царь Сер­вий Тул­лий, узнав об этом пред­ска­за­нии, хит­ро­стью завла­дел коро­вой, при­нёс её в жерт­ву и при­кре­пил её рога в хра­ме. Диа­на счи­та­лась оли­це­тво­ре­ни­ем луны, так же как её брат Апол­лон в пери­од позд­не­рим­ской антич­но­сти иден­ти­фи­ци­ро­вал­ся с солн­цем. Впо­след­ст­вии отож­деств­ля­лась с Неме­сидой и кар­фа­ген­ской небес­ной боги­ней Целе­стой. В рим­ских про­вин­ци­ях под име­нем Диа­ны почи­та­лись тузем­ные боги­ни — «хозяй­ки леса», боги­ни-мате­ри, пода­тель­ни­цы рас­ти­тель­но­го и живот­но­го пло­до­ро­дия.

Е. М. Шта­ер­ман

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 376.
См. также:
ДИАНА (Словарь античности)
ДИАНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ДИДОНА, ЭЛИССА • ОРК, ОРКУС • ЭПОНА, ЕПОНА • ГОРАЦИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 63 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Артемиды.
Паросский мрамор. II в. н. э.
Инв. № 4.
Остия, Археологический музей.
2. АРХИТЕКТУРА. Южная Италия.
Амфитеатр Кампании. Замковые камни арок.
I в. до н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Амфитеатр Кампании.
3. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Инв. № 27 (зал I).
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе (фронтальная панель).
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № A 7 est.
Пиза, Кампосанто.
5. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Инв. № 27 (зал I).
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № A 7 est.
Пиза, Кампосанто.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фриз крышки.
Мрамор. Ок. 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
8. АРХИТЕКТУРА. Лузитания.
Храм Дианы.
Эбора (Эвора) (совр. Эвора, Португалия).
I в. н. э.
Эвора.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида.
Мрамор. Рим, нач. II в. н. э.
Инв. № ГР-3090 / А187.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. АРХИТЕКТУРА. Лузитания.
Храм Дианы.
Эбора (Эвора) (совр. Эвора, Португалия).
I в. н. э.
Эвора.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 10)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: DIANAE VICTR. — Диана стоит вправо, держит лук и достает стрелу, рядом стоит олень.
2. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 241—242 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордина III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DIANA LVCIFERA — Диана, в драпировке, стоит во фронт, голова вправо, держит длинный горящий факел в обеих руках.
3. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
4. Тетрадрахма, серебро
Адриан
Милет, 129—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана с обнаженной головой вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Диана Милетская стоит во фронт в высоком головном уборе, держит патеру в правой руке, и лук — в левой; позади нее влево стоит олень.
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
6. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
7. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
8. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
9. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам.
10. Денарий, серебро
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА