Словарь античности

ДИАНА (лат. Dia­na), рим­ская боги­ня, соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ской Арте­ми­де. В каче­стве боги­ни жен­ст­вен­но­сти и пло­до­ро­дия счи­та­лась покро­ви­тель­ни­цей роже­ниц. В Ари­ции суще­ст­во­ва­ло зна­ме­ни­тое свя­ти­ли­ще Диа­ны. В Риме свя­ти­ли­ще Диа­ны нахо­ди­лось на Авен­тине. День учреж­де­ния хра­ма Диа­ны (13 авгу­ста) был днем отды­ха для рабов. Мно­гие живо­пис­цы изо­бра­жа­ли боги­ню под име­нем Диа­ны или Арте­ми­ды.

См. также:
ДИАНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДИАНА (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИСКОРДИЯ • ДУЕЛЛОНА • ЭГЕСТИС • ГОРАЦИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 81 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Артемида и Актеон. Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Статуя Артемиды.
Фреска из Помпей (VI, 17, 10).
50—1 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
10. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Наказание Актеона. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
1-я пол. V в. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 11 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
2. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: DIANAE VICTR. — Диана стоит вправо, держит лук и достает стрелу, рядом стоит олень.
3. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 241—242 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DIANA LVCIFERA — Диана, в драпировке, стоит во фронт, голова вправо, держит длинный горящий факел в обеих руках.
4. Тетрадрахма, серебро
Адриан
Милет, 129—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана с обнаженной головой вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Диана Милетская стоит во фронт в высоком головном уборе, держит патеру в правой руке, и лук — в левой; позади нее влево стоит олень.
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
6. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
7. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
8. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
9. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам.
10. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА