Мифы народов мира

ЭРИ́НИИ, ЭРИ́ННИИ, ЭВМЕНИ́ДЫ (Ἐρι­νύες, Ἐυμε­νίδες), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ни мести, рож­дён­ные Геей, впи­тав­шей кровь оскоп­лён­но­го Ура­на (Hes. Theog. 184—186). На хто­низм эри­ний ука­зы­ва­ет так­же дру­гой миф о рож­де­нии их от Ночи и Эре­ба (Ae­schyl. Eum. 69, 321 след.). Эри­ний три: Але­кто, Тиси­фо­на, Меге­ра (Apol­lod. I 1, 4). Они оби­та­ют в цар­стве Аида и Пер­се­фо­ны (Verg. Aen. VI 280, VII 563—571), появ­ля­ясь на зем­ле, чтобы воз­будить месть, безу­мие, зло­бу. Эри­ния Але­кто, напо­ён­ная ядом гор­го­ны, вли­ва­ет зло­бу в серд­це цари­цы лати­нов Ама­ты, про­ни­ка­ет в её грудь в виде змеи и дела­ет её безум­ной (VII 341—384). В обра­зе страш­ной ста­ру­хи Але­кто воз­буж­да­ет к бою Тур­на — вождя руту­лов (VIII 415—474) и вызы­ва­ет кро­во­про­ли­тие (VII 475—545). Вид эри­ний отвра­ти­те­лен: это ста­ру­хи с раз­ве­ваю­щи­ми­ся зме­я­ми вме­сто волос, с зажжён­ны­ми факе­ла­ми в руках. Из их пасти кап­лет кровь. Эри­нии — хто­ни­че­ские боже­ства, охра­ни­тель­ни­цы мате­рин­ско­го пра­ва. Они пре­сле­ду­ют Оре­ста за убий­ство мате­ри и спо­рят с Афи­ной и Апол­ло­ном, защит­ни­ка­ми Оре­ста. Эсхил в «Эвме­нидах» изо­бра­жа­ет безу­мие охва­чен­но­го эри­ни­я­ми Оре­ста, суд в аре­о­па­ге и при­ми­ре­ние эри­ний с новы­ми бога­ми, после чего эри­нии полу­ча­ют имя эвме­ниды («бла­го­мыс­ля­щие»), тем самым меняя свою злоб­ную сущ­ность (греч. ἐρι­νύειν, «быть безум­ным») на функ­цию покро­ви­тель­ниц закон­но­сти. Отсюда пред­став­ле­ние в гре­че­ской натур­фи­ло­со­фии, у Герак­ли­та, об эри­ни­ях как «блю­сти­тель­ни­цах прав­ды», ибо без их воли даже «солн­це не пре­сту­пит сво­ей меры» (B 94D). Образ эри­ний про­шёл путь от хто­ни­че­ских божеств, охра­ня­ю­щих пра­ва мёрт­вых, до устро­и­тель­ниц кос­ми­че­ско­го поряд­ка. С эри­ни­я­ми отож­дествля­ют­ся рим­ские фурии («безум­ные», «ярост­ные»).

А. Ф. Лосев

См. также:
ЭРИНИИ, ЕРИННИИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 666—667.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Мелеагре (фронтальная панель).
Мрамор.
Римская работа ок. 180 г. н. э.
Париж, Лувр.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гермес, Геракл и Цербер, Геката.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орест убивает Эгиста и Клитемнестру.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эриния, Электра и Орест (деталь рельефа «Орест убивает Эгиста и Клитемнестру»).
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Орестом.
Мрамор.
Начало правления Августа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для пепла.
Раскрашенная терракота.
1-я пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
Конец III — начало II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
9. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Кратер-калик краснофигурный. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд (США), Художественный музей.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи.
Кратер-калик краснофигурный. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд (США), Художественный музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА