Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭРО́Т, ЕРОТ, Э́РОС, ЕРОС

Ἔρως, Ἔρος, Amor, Cu­pi­do, бог люб­ви. У Гоме­ра он еще не упо­ми­на­ет­ся; у него одна лишь Афро­ди­та явля­ет­ся боги­ней-воз­буди­тель­ни­цей люб­ви. Геси­од, напро­тив, отно­сит его к чис­лу древ­ней­ших богов (theog. 120): сна­ча­ла был Хаос, затем Зем­ля, Тар­тар и Ерот. Сле­до­ва­тель­но, Ерот явля­ет­ся здесь соеди­ня­ю­щей и тво­ря­щей, обра­зу­ю­щей силой, кото­рой про­из­во­дят­ся все суще­ства мира и при­во­дят­ся в гар­мо­ни­че­ский порядок. В Фес­пи­ях чти­ли это­го древ­не­го сти­хий­но­го бога и через каж­дые 5 лет празд­но­ва­ли в честь его Еро­ти­дии (Ἐρω­τίδια или Ἐρώ­τια). Совер­шен­но отлич­но от это­го кос­ми­че­ско­го Ерота пред­став­ле­ние Ерота, явля­ю­ще­го­ся у позд­ней­ших поэтов в каче­стве само­го моло­до­го из богов. Здесь он — пре­крас­ный маль­чик, близ­кий то к юно­ше­ству, то к дет­ско­му воз­рас­ту, пол­ный хит­ро­сти и лукав­ства, жесто­кий мучи­тель людей и богов; он не щадит даже Зев­са и сво­ей мате­ри Афро­ди­ты. Воору­жен­ный луком и кол­ча­ном, пол­ным стрел, лета­ет он повсюду на золотых кры­льях и пора­жа­ет все, что живет на зем­ле и в небе­сах, в море и под­зем­ном мире. Роди­те­ля­ми его счи­та­ют­ся обык­но­вен­но Афро­ди­та и Арей, но так­же и Зевс, Афро­ди­та и Гер­мес и Афро­ди­та, Зефир и Ирида, или гово­рит­ся, что роди­те­ли его неиз­вест­ны, что он имел мать, но не было у него отца и т. п. В позд­ней­шие гре­че­ские и рим­ские вре­ме­на Ерота пред­став­ля­ли окру­жен­ным мно­же­ст­вом подоб­ных ему существ, моло­дых еротов, амо­рет­тов и дава­ли ему в това­ри­щи бра­та Анте­рота, бога вза­им­ной люб­ви, кото­рый сво­им сорев­но­ва­ни­ем застав­лял воз­рас­тать малень­ко­го Ерота.

Ерот был не толь­ко богом люб­ви меж­ду обо­и­ми пола­ми, но так­же и богом люб­ви и друж­бы меж­ду муж­чи­на­ми и юно­ша­ми и маль­чи­ка­ми. Поэто­му свя­щен­ный отряд фиван­ских юно­шей был посвя­щен Ероту, и в Афи­нах чти­ли его как осво­бо­ди­те­ля горо­да, пото­му что дру­же­ская чета, Гар­мо­дий и Ари­сто­ги­тон, осво­бо­ди­ла город от тира­нии Писи­стра­ти­дов.

В позд­ней­шее вре­мя Ерота ста­ви­ли в раз­лич­ные отно­ше­ния к Пси­хее, оли­це­тво­ря­ю­щей чело­ве­че­скую душу и пред­став­ля­е­мой часто в виде бабоч­ки или моло­дой девуш­ки с кры­лья­ми бабоч­ки. Ерот явля­ет­ся то соеди­нен­ным с ней любо­вью, то мучи­те­лем ее, при­чем она явля­ет­ся осо­бен­но в виде бабоч­ки, кото­рую он дер­жит над факе­лом, выры­ва­ет у нее кры­лья и т. п. Апу­лей в сво­их мета­мор­фо­зах соеди­нил раз­но­об­раз­ные эле­мен­ты это­го мифа в пре­лест­ной сказ­ке сле­ду­ю­ще­го содер­жа­ния: у одно­го царя были три доче­ри, из кото­рых Пси­хея была самая моло­дая и самая пре­крас­ная. Ее полю­бил Ерот и унес в уеди­нен­ное место, где она жила в люб­ви с ним, но не виде­ла, не зна­ла его. Но злые сест­ры, посе­тив ее, уго­во­ри­ли рас­смот­реть, вопре­ки запре­ще­нию Ерота, его лицо, и Ерот поки­нул ее. Пси­хея иска­ла его, вынес­ла мно­же­ство раз­но­го рода бед­ст­вий, но нако­нец, очи­щен­ная от про­ступ­ка испы­тан­ны­ми стра­да­ни­я­ми, соеди­ни­лась с ним наве­ки. Дочь ее назва­на была Сча­сти­ем. Апу­лей вло­жил в этот рас­сказ фило­соф­ский смысл; Ерот здесь — вели­кий дух (демон), кото­рый вос­пи­ты­ва­ет людей к доб­ру, а через это и к бла­жен­ству, — пред­став­ле­ние, соста­вив­ше­е­ся уже до Апу­лея у дру­гих фило­со­фов, напр. у Пла­то­на (в Συμ­πό­σιον).

Худож­ни­ки пред­став­ля­ют Ерота то в виде пре­крас­но­го отро­ка, то в виде пре­лест­но­го кры­ла­то­го дитя­ти. Послед­нее пред­став­ле­ние при­над­ле­жит позд­ней­шим вре­ме­нам. Атри­бу­ты его — лук, стре­лы, кол­чан и факел. Кро­ме Фес­пий и Афин, осо­бен­но чти­ли его в Спар­те, на Кри­те и Само­се, в Мега­рах и про­чих местах. Вме­сте с ним явля­ют­ся ино­гда Πό­θος и Ἵμε­ρος, — оли­це­тво­ре­ние стра­сти и жела­ния, Τύ­χη, — сча­стья, Πει­θώ, хари­ты и музы.

Рим­ский Amor или Cu­pi­do — про­стой сни­мок с гре­че­ско­го Ерота, часто рав­но­зна­ча­щий Пофо­су и Гиме­ро­су.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 495—496.
См. также:
ЭРОТ, ЕРОТ, ЭРОС, ЕРОС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭРИТЕЯ, ЕРИФЕЯ • ЭРЕВТАЛИОН • ЭРГИН, ЕРГИН • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 245 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с изображением сцены из жизни мальчика. Левая боковая панель.
Белый мрамор.
Конец III в. н. э.
Инв. № 411.
Равенна, Национальный музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия или Антония Младшая. Деталь алтарного рельефа с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев.
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 6.
Равенна, Национальный музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Деталь центральной сцены: танцующая менада.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Центральная сцена: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Деталь: эрот верхом на пантере.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарный рельеф с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев (правый фрагмент).
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 6.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эрот, снаряжающий лук.
Мрамор. Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Инв. № MC 410.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Эротом.
Мрамор из Синнады (Фригия). Работа времени Адриана (117—138 гг.), вдохновленная эллинистическими образцами (323—30 гг. до н. э.).
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Центральная сцена: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 5)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст Венеры с покрытой головой, в диадеме, с серьгами с одной подвеской влево, ее волосы собраны на затылке в пучок, украшенный звездой, на ее плече Купидон, позади — скипетр, слева авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — Трофей из галльского и испанского оружия, состоящий из шлема и доспеха, с овальным щитом и карниксом (carnyx) в правой руке и продолговатым щитом и карниксом (carnyx) в левой руке и двумя копьями, слева на одном колене стоит обнаженный пленник с длинной бородой и руками, связанными за спиной, смотрит вверх, справа — сидит одетая плачущая пленница, опираясь головой на правую (левую: BMCRR) руку; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Венера с непокрытой головой в диадеме, украшенной драгоценными камнями, серьгах с тремя подвесками и ожерельем с подвесками вправо, ее волосы собраны в пучок на затылке, позади нее — Купидон. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — трофей из галльского и испанского оружия одетый в шлем и панцирь, с копьем, овальным щитом и карниксом (carnyx) в каждой руке, слева сидит пленница, опираясь головой на правую руку, справа — бородатый пленник со связанными за спиной руками; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
3. Тессера, медь
Тиберий
14—37 гг.
АВЕРС: Эрот стоит вправо, держит сумку (?) в правой руке и дубину на левом плече.
РЕВЕРС: VIII внутри венка.
4. Сестерций, медь
Юлия Мамея
Рим, 224 г.
АВЕРС: IVLIA MAMAEA AVGVSTA — драпированный бюст в диадеме вправо.
РЕВЕРС: VENERI FELICI — Венера стоит вправо, держит скипетр и Купидона.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Денарий, серебро
Рим, 103 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Марса, обращенная влево, в шлеме с гребнем, украшенном сбоку пером; забрало из одной части и поднято козырьком; позади CAESAR, вверху буква Γ ∙
РЕВЕРС: Венера Родоначальница едет влево в биге, запряженной эротами, перед которыми лира; Венера держит скипетр в правой руке и поводья в левой; вверху буква Γ ∙
В обрезе: L. IVLI. L. F. (Lucius Julius Lucii filius).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА