Мифы народов мира

ФЕ́НИКС, ФО́ЙНИК (Φοῖνιξ), в гре­че­ской мифо­ло­гии:

1) вол­шеб­ная пти­ца. Место её про­ис­хож­де­ния свя­зы­ва­ли с Эфи­о­пи­ей; счи­та­лось, что назва­ние ей дали асси­рий­цы. Феникс живёт 500 лет (вари­ан­ты: 1460 лет или 12954 года), име­ет вид орла и вели­ко­леп­ную окрас­ку крас­но-золотых и огнен­ных тонов. Пред­видя свой конец, Феникс сжи­га­ет себя в гнезде, пол­ном аро­ма­ти­че­ских трав, но здесь же из пеп­ла рож­да­ет­ся новый Феникс. По дру­гой вер­сии, Феникс уми­ра­ет, вды­хая аро­ма­ты трав, но из его семе­ни рож­да­ет­ся новая пти­ца, кото­рая пере­но­сит тело сво­его отца в Еги­пет, где жре­цы солн­ца его сжи­га­ют (Ovid. Met. XV 393—407). По вер­сии, изло­жен­ной Геро­до­том (II 73), Феникс из Ара­вии пере­но­сит прах отца в яйце, вылеп­лен­ном из смир­ны, в Гелио­поль, в Егип­те, где жре­цы сжи­га­ют его;

2) один из сыно­вей фини­кий­ско­го царя Аге­но­ра, брат Кад­ма, Кили­ка и Евро­пы. Послан­ный отцом вме­сте с бра­тья­ми на поис­ки Евро­пы, Феникс после дол­гих блуж­да­ний посе­лил­ся на зем­ле, кото­рую назвал Фини­ки­ей, осно­вав город Сидон (Apol­lod. III 1, 1);

3) сын бео­тий­ско­го царя Амин­то­ра. По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной вер­сии, налож­ни­ца его отца Фтия (или Кли­тия) пыта­ет­ся соблаз­нить Феник­са, но не добив­шись успе­ха, лож­но обви­ня­ет его перед Амин­то­ром (Apol­lod. III 13, 8). По дру­гой вер­сии (Hom. Il. IX 447—461), Феникс на самом деле овла­де­ва­ет налож­ни­цей отца, но дела­ет это по прось­бе мате­ри, желаю­щей из рев­но­сти ото­мстить сво­е­му супру­гу. Раз­гне­ван­ный Амин­тор ослеп­ля­ет Феник­са, кото­рый нахо­дит убе­жи­ще у Пелея (у Гоме­ра ослеп­ле­ние и исце­ле­ние Феник­са заме­не­ны про­кля­ти­ем со сто­ро­ны Амин­то­ра). Пелей пору­ча­ет Феник­су вос­пи­та­ние Ахил­ла и со вре­ме­нем отда­ёт ему власть над доло­па­ми. Под Тро­ей, куда Феникс отправ­ля­ет­ся вме­сте с Ахил­лом, он пыта­ет­ся при­ми­рить Ахил­ла с Ага­мем­но­ном (Hom. Il. IX 474—605). После взя­тия Трои Феникс отправ­ля­ет­ся вме­сте с Неопто­ле­мом круж­ным путём в своё цар­ство, но по пути уми­ра­ет в стране молос­сов (в Эпи­ре) (Apol­lod. Epit. VI 12).

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 560—561.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Феникс.
Фреска из Помпей (Харчевня Эвксина, I. 11. 10—11).
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона B.
Краснофигурный волютный кратер. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A.
Краснофигурный волютный кратер. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Феникс, Ахилл и Пентесилея (вариант: Феникс и Поликсена).
Фреска из Помпей (Дом Роковой любви, IX, 5, 18, f).
20—25 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА