С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ЗОЛОТОЙ ДОМ (Do­mus Aurea) — огром­ный дво­рец, постро­ен­ный Неро­ном после пожа­ра 64 г. н. э. Он занял место Про­ход­но­го дома (Do­mus Tran­si­to­ria) и его терри­то­рия про­сти­ра­лась от Пала­ти­на до Эскви­ли­на, а цен­тром слу­жи­ло искус­ст­вен­ное озе­ро (stag­num) в долине, где позд­нее был воз­ведён Коли­зей (Suet. Ner. 31, опи­са­ние кото­ро­го сто­ит про­ци­ти­ро­вать пол­но­стью: Ves­ti­bu­lum eius fuit, in quo co­los­sus CXX pe­dum sta­ret ip­sius ef­fi­gie; tan­ta la­xi­tas, ut por­ti­cus trip­li­ces mi­lia­rias ha­be­ret; item stag­num ma­ris instar, cir­cum­saep­tum aedi­fi­ciis ad ur­bium spe­ciem; ru­ra in­su­per, ar­vis at­que vi­ne­tis et pas­cuis sil­vis­que va­ria, cum mul­ti­tu­di­ne om­nis ge­ne­ris pe­cu­dum ac fe­ra­rum. In ce­te­ris par­ti­bus cuncta auro li­ta, dis­tincta gem­mis unio­num­que [боль­шие жем­чуж­ные рако­ви­ны, ср. Plin. NH. IX. 112, 113] con­chis erant; ce­na­tio­nes la­quea­tae ta­bu­lis ebur­neis ver­sa­ti­li­bus, ut flo­res, fis­tu­la­tis, ut un­guen­ta de­su­per spar­ge­ren­tur; prae­ci­pua ce­na­tio­num ro­tun­da, quae per­pe­tuo die­bus ac noc­ti­bus vi­ce mun­di cir­cu­ma­ge­re­tur; ba­li­neae ma­ri­nis et al­bu­lis fluen­tes aquis. eius mo­di do­mum cum ab­so­lu­tam de­di­ca­ret, hac­te­nus compro­ba­vit, ut se di­ce­ret qua­si с.167 ho­mi­nem tan­dem ha­bi­ta­re coe­pis­se[1]. Ланд­шафт­ный дизайн огром­но­го пар­ка, в кото­ром сто­я­ли зда­ния, под­чёр­ки­ва­ет и Тацит (Ann. XV. 42: in qua haud pe­rin­de gem­mae et aurum mi­ra­cu­lo es­sent… quam ar­va et stag­na et in mo­dum so­li­tu­di­num hinc sil­vae, in­de aper­ta spa­tia et pros­pec­tus, ma­gistris et ma­chi­na­to­ri­bus Se­ve­ro et Ce­le­re[2]). Ср. Sen. Ep. XIV. 2. 15.

Терри­то­рию, зани­ма­е­мую двор­цом, ещё точ­нее опре­де­ля­ет Мар­ци­ал (De spect. 2), про­слав­ляв­ший Вес­па­си­а­на:


Hic ubi si­de­reus pro­pius vi­det astra co­los­sus[3] 

(См. Co­los­sus Ne­ro­nis: si­de­reus озна­ча­ет про­сто «свер­каю­щий».)


et cres­cunt me­dia peg­ma­ta cel­sa via[4],

(Воз­мож­но, леса для стро­и­тель­ства арки Тита1: обыч­ное объ­яс­не­ние этой стро­ки в том смыс­ле, что в руи­нах вести­бу­ла Золо­то­го дома хра­ни­лись меха­низ­мы амфи­те­ат­ра (Hül­sen Ch. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I. 3. Ber­lin, 1906. S. 17) неудо­вле­тво­ри­тель­но: поче­му «посреди доро­ги» (me­dia via)?)


in­vi­dio­sa fe­ri ra­dia­bant at­ria re­gis[5] 

(атрий сто­ял на вер­шине Велии)


una­que iam to­ta sta­bat in ur­be do­mus[6].

[Это отзвук эпи­грам­мы, кото­рую цити­ру­ет Све­то­ний (Ner. 39):


Ro­ma do­mus fiet: Veios mig­ra­te, Qui­ri­tes,
si non et Veios oc­cu­pat is­ta do­mus[7];

ср. так­же Plin. NH. XXXIII. 54; XXXVI. 111; Tac. Ann. XV. 43.]


Hic ubi con­spi­cui ve­ne­ra­bi­lis am­phi­theat­ri
eri­gi­tur mo­les, stag­na Ne­ro­nis erant.
Hic ubi mi­ra­mur ve­lo­cia mu­ne­ra ther­mas[8],

[Тер­мы Тита, q. v.]


abstu­le­rat mi­se­ris tec­ta su­per­bus ager.
Clau­dia dif­fu­sas ubi por­ti­cus expli­cit umbras,
ul­ti­ma pars aulae de­fi­cien­tis erat[9] 

(то есть, Золо­той дом не про­сти­рал­ся на Целии даль­ше того участ­ка, кото­рый зани­мал храм Клав­дия (q. v.), — его нача­ла стро­ить Агрип­пи­на, Нерон раз­ру­шил, а Вес­па­си­ан воз­вёл зано­во, см. Suet. Vesp. 9). Ясно, что на севе­ре он не про­сти­рал­ся даль­ше Субу­ры, так как храм Зем­ли и пор­тик Ливии про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать; а на восто­ке его есте­ствен­ной гра­ни­цей слу­жи­ли сады Меце­на­та, уже при­над­ле­жав­шие импе­ра­тор­ско­му дому.

Соглас­но оцен­ке Хюль­зе­на, пло­щадь Золо­то­го дома состав­ля­ла, таким обра­зом, око­ло 125 акров [ок. 50 га], тогда как раз­ме­ры Вати­ка­на, вклю­чая сады и собор Свя­то­го Пет­ра вме­сте с пло­ща­дью, состав­ля­ют око­ло 75 акров [ок. 30 га]. Ривой­ра, одна­ко, оце­ни­ва­ет с.168 его пло­щадь в 370 акров [ок. 150 га], тогда как пло­щадь Гайд-Пар­ка состав­ля­ет 390 акров [ок. 160 га]. Она ещё более уве­ли­чит­ся, если мы при­ба­вим сюда длин­ные ряды высо­ких аркад по обе сто­ро­ны Свя­щен­ной доро­ги, кото­рые Нерон пре­вра­тил в мону­мен­таль­ный про­спект, веду­щий в вести­бул его двор­ца. См. Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via // AJA. Vol. 27. 4. 1923. P. 383—424; Van De­man E. B., Clay A. G. The Sac­ra Via of Ne­ro // MAAR. Vol. 5. 1925. P. 115—126; север­ная арка­да начи­на­лась пря­мо к восто­ку от Эми­ли­е­вой бази­ли­ки. Её пре­ры­ва­ла доро­га, веду­щая на восток от хра­ма Пена­тов, кото­рая про­хо­ди­ла под аркой (так назы­вае­мая Раз­бой­ни­чья арка, ar­cus Lat­ro­nis) в севе­ро-запад­ном углу бази­ли­ки Кон­стан­ти­на. Север­ный конец пор­ти­ка за этой доро­гой был уни­что­жен при стро­и­тель­стве бази­ли­ки. На юге арка­да начи­на­лась воз­ле Регии и шла на восток, вверх, к ниж­не­му кон­цу Пала­тин­ско­го спус­ка (Cli­vus Pa­la­ti­nus, q. v.), кото­рый здесь ответв­лял­ся от Свя­щен­ной доро­ги под пря­мым углом напро­тив цен­тра вести­бу­ла Золо­то­го дома. Арка­да про­дол­жа­лась вдоль спус­ка немно­го даль­ше окон­ча­ния Новой доро­ги, до арки Доми­ци­а­на (Ar­cus Do­mi­tia­ni (2), q. v.). На юге пор­тик поза­ди арка­ды дохо­дил до Новой доро­ги, по обе­им сто­ро­нам кото­рой тоже шли арка­ды. Руи­ны этих весь­ма круп­ных аркад и пор­ти­ков срав­ни­тель­но мало­чис­лен­ны, исклю­чая их мас­сив­ные фун­да­мен­ты2 (см. Por­ti­cus Mar­ga­ri­ta­ria). Почти все тра­вер­ти­но­вые бло­ки стол­бов были укра­де­ны иска­те­ля­ми стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов (осо­бен­но при папе Алек­сан­дре VII, см.: Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 211), и в очень мно­гих слу­ча­ях от них оста­лись толь­ко отпе­чат­ки в обли­цо­ван­ных кир­пи­чом сте­нах, кото­рые были постро­е­ны меж­ду ними, когда пор­ти­ки исполь­зо­ва­лись в каче­стве скла­дов (hor­rae). Ока­за­лось, что бло­ки, ранее отно­си­мые к Фаби­е­вой арке (Fio­rel­li G. Dell’ar­co fa­bia­no // NSA. 1882. P. 222—225), при­над­ле­жат к этим арка­дам.

Вход в вести­бул Золо­то­го дома, несо­мнен­но, рас­по­ла­гал­ся напро­тив Свя­щен­ной доро­ги — при­мер­но на месте фаса­да церк­ви Сан­та Фран­чес­ка Рома­на. Здесь дол­жен был рас­по­ла­гать­ся боль­шой пор­тик или пери­стиль (ибо вести­бул назы­ва­ют так­же атри­ем), в цен­тре кото­ро­го сто­ял колосс (Co­los­sus, q. v.), ста­туя Неро­на высотой 36 мет­ров. Одна­ко не обя­за­тель­но пред­по­ла­гать, вслед Веге, что здесь сле­ду­ет искать трой­ной пор­тик дли­ной в милю (Por­ti­cus Trip­li­ces Mi­lia­riae, q. v.). У рим­лян были в боль­шой моде пор­ти­ки, прой­дя вдоль кото­рых несколь­ко раз (или, мож­но даже ска­зать, обой­дя кото­рые вокруг), пеше­ход совер­шал про­гул­ку дли­ной в милю (см. Por­ti­cus Mi­lia­ren­sis и Por­ti­cus Tri­um­phi).

Ввиду стро­и­тель­ства вести­бу­ла Свя­щен­ная доро­га (Sac­ra Via, q. v.) ста­ла пере­се­кать Велию немно­го южнее, чем преж­де (хотя мосто­вая Свя­щен­ной доро­ги эпо­хи Авгу­ста была най­де­на под сту­пе­ня­ми хра­ма Вене­ры и Ромы, мы ниче­го не зна­ем о зда­ни­ях, место кото­рых занял вести­бул), и с.169 после 64 г. н. э., види­мо, была закры­та для обыч­но­го дви­же­ния. Мож­но отме­тить, что в 68 г. н. э. Нерон не про­хо­дил по ней в сво­ём три­ум­фе, и арка Тита была воз­веде­на в един­ст­вен­но воз­мож­ном месте на Велии. Пред­став­ля­ет­ся неве­ро­ят­ным, что вести­бул лежал в руи­нах вплоть до стро­и­тель­ства хра­ма Вене­ры и Ромы при Адри­ане (Hül­sen Ch. Op. cit. S. 17), ибо извест­но, что колосс сто­ял на преж­нем месте, пока Адри­ан его не пере­дви­нул.

За вести­бу­лом откры­вал­ся вид на огром­ный парк, опи­сан­ный ниже, и вниз, на озе­ро, слу­жив­шее цен­тром все­го ком­плек­са, на месте кото­ро­го потом был постро­ен Коли­зей; а в окру­жав­шем озе­ро пар­ке, поми­мо глав­но­го двор­ца на севе­ро-восто­ке, нахо­ди­лись раз­лич­ные обособ­лен­ные друг от дру­га стро­е­ния, как на вил­ле Адри­а­на.

На самой Велии, к севе­ру от хра­ма Вене­ры и Ромы и к восто­ку от бази­ли­ки Кон­стан­ти­на, под совре­мен­ным садом, нахо­дят­ся руи­ны зда­ний, в кото­рых архи­тек­то­ры XVI в. (Фра Джо­кон­до? и Лиго­рио?) виде­ли три вытя­ну­тых дво­ра, окру­жён­ных пор­ти­ка­ми (Lan­cia­ni R. Quat­re des­sins iné­dits de la col­lec­tion Des­tail­leur re­la­tifs aux rui­nes de Ro­me // MEF­RA. T. 11. 1891. P. 161—167; Middle­ton J. M. An­cient Ro­me; Ms. No­tes by Pir­ro Li­go­rio, Ma­de Between c. 1550 and 1570 A. D. // Ar­chaeo­lo­gia. Vol. 51. 2. 188. P. 498; Hül­sen Ch. Drit­ter Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom 1891 // MDAIR. Bd. 7. 1892. S. 289, 291; Ashby T. The Bod­leian MS. of Pir­ro Li­go­rio // JRS. Vol. 9. 1919. P. 180). Восточ­нее в 1895 г. был най­ден малень­кий ним­фей, укра­шен­ный ниша­ми для ста­туй и отде­лан­ный мор­ски­ми рако­ви­на­ми (Gat­ti G. Ro­ma. Nuo­ve sco­per­te nel­la cit­tà e nel sub­ur­bio // NSA. 1895. P. 79; Gat­ti G. Tro­va­men­ti ris­guar­dan­ti la to­pog­ra­fia e la epig­ra­fia ur­ba­na // BCAR. Vol. 23. 1895 P. 127; Lan­cia­ni R. The Ruins… P. 361, 362; Лан­ча­ни пишет, что в этом самом Дво­рян­ском вино­град­ни­ке (Vig­na dei No­bi­li) про­во­ди­лись рас­коп­ки 1668 г., в ходе кото­рых была най­де­на при­ме­ча­тель­ная фрес­ка, изо­бра­жаю­щая, воз­мож­но, гавань Путе­ол; ср. Hül­sen Ch. To­po­gra­phie… S. 322; Ashby T. Drawings of An­cient Pain­tings in English Col­lec­tions // PBSR. Vol. 7. 1914. P. 57, No. 2. Эта фрес­ка не может быть стар­ше II в. н. э., так как на ней упо­ми­на­ет­ся Баня Фау­стин (Ba­li­neum Faus­ti­nes)). На Пала­тине к Золо­то­му дому сле­ду­ет отне­сти бетон­ный фун­да­мент непра­виль­ной изо­гну­той фор­мы, кото­рый вре­за­ет­ся в остат­ки Про­ход­но­го дома (Do­mus Tran­si­to­ria, q. v.) под три­кли­ни­ем двор­ца Фла­ви­ев. К севе­ру от Коли­зея были най­де­ны остат­ки зда­ний вокруг пруда (stag­num, Gat­ti G. Ro­ma. Nuo­ve sco­per­te nel­la cit­tà e nel sub­ur­bio // NSA. 1897. P. 59; Gat­ti G. No­ti­zie di re­cen­ti tro­va­men­ti di an­ti­chi­tà // BCAR. Ser. 5. Vol. 25. 1897. P. 165), а в ходе про­клад­ки дре­наж­ной кана­вы от церк­ви Сан-Кле­мен­те к Коли­зею иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны фун­да­мен­ты дру­гих стро­е­ний3 (см. Castra Mi­se­na­tium).

Но глав­ный дво­рец рас­по­ла­гал­ся даль­ше к восто­ку, на хол­ме Оппий, над ули­цей Лаби­ка­на, к югу от пор­ти­ка Ливии. Он был обра­щён почти пря­мо на юг и зани­мал пря­мо­уголь­ный уча­сток раз­ме­ром при­мер­но 360 на 180 мет­ров. Его план (рис. 17 на с. 535) не харак­те­рен для Рима. Цен­траль­ная часть двор­ца выстро­е­на в фор­ме бук­вы П, при­чём её нож­ки накло­не­ны друг к дру­гу и обрам­ля­ют тра­пе­ци­е­вид­ный двор. Фаса­ды были укра­ше­ны колон­на­да­ми, а в цен­тре под­ни­ма­лась боль­шая пря­мо­уголь­ная ком­на­та (№ 60 на пла­нах), при­чём на ней был сде­лан осо­бый акцент — сход­ное устрой­ство наблюда­ет­ся на неко­то­рых рим­ских вил­лах, изо­бра­жён­ных на ланд­шафт­ных фрес­ках пом­пей­ских домов (см. особ. Ros­towzew M. Die hel­le­nis­ti­sch-rö­mi­sche Ar­chi­tek­tur­land­schaft // MDAIR. Bd. 26. 1911. S. 73 ff., Ill. VIII. 1). Вил­лы, име­ю­щие похо­жий план, были най­де­ны в Валь Катене на ост­ро­ве Бри­о­ни, воз­ле Полы (Gnirs A. Forschun­gen in Istrien // JÖAI. Bd. 10. 1907. Beibl. с.170 46; Gnirs A. Forschun­gen über an­ti­ken Vil­len­bau in Süd­istrien Wis­sen­schaft // JÖAI. Bd. 18. 1915, Beibl. 133; Swo­bo­da K. M. Rö­mi­sche und ro­ma­ni­sche Pa­läs­te: eine ar­chi­tek­tur­ge­schichtli­che Un­ter­su­chung. Wien, 1919. S. 51 f.).

Кры­лья непро­пор­цио­наль­но вели­ки. За фаса­дом запад­но­го кры­ла нахо­дит­ся ряд длин­ных и срав­ни­тель­но узких ком­нат, каж­дая из кото­рых разде­ле­на на две части ниша­ми, чтобы слу­жить в каче­стве три­кли­ни­ев летом или зимой. Сза­ди они откры­ва­лись в сад с фон­та­ном в цен­тре; а за ним нахо­дит­ся ещё один длин­ный и высо­кий крип­то­пор­тик, в нача­ле кото­ро­го мож­но видеть остат­ки наполь­ной моза­и­ки, отно­ся­щи­е­ся к домам, ранее сто­яв­шим на этом месте. Восточ­ное кры­ло устро­е­но совсем ина­че, и пока рас­чи­ще­ны не все ком­на­ты (извест­ный на сего­дня общий план мож­но най­ти в кни­ге: Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 136, 137). В одной из них (76) мы видим самый ран­ний сохра­нив­ший­ся при­мер кре­сто­во­го сво­да, а дру­гая (84) при­ме­ча­тель­на сво­ей вось­ми­уголь­ной фор­мой и круг­лым купо­лом с отвер­сти­ем в цен­тре. Эта ком­на­та, види­мо, так и не была достро­е­на.


Илл. 16. Золо­той дом. Деталь. Фото: T. Ashby.

Остат­ки это­го двор­ца, повреж­дён­ные пожа­ром в 104 г. н. э., были засы­па­ны Тра­я­ном (илл. 16, где кир­пич­ная клад­ка в середине дати­ру­ет­ся прав­ле­ни­ем Неро­на, а более каче­ст­вен­ная сет­ча­тая клад­ка (opus re­ti­cu­la­tum) спра­ва была добав­ле­на Тра­я­ном. Гру­бая кир­пич­ная клад­ка сле­ва поло­же­на до Тра­я­на, но неиз­вест­но, когда имен­но), кото­рый постро­ил над ним свои огром­ные тер­мы; поэто­му руи­ны дошли до нас в доволь­но хоро­шей сохран­но­сти, осо­бен­но фрес­ки, хотя откры­тые в 1811 г. рос­пи­си запад­но­го кры­ла, более откры­то­го, погиб­ли; тогда как фрес­ки восточ­но­го кры­ла, извест­ные задол­го до это­го, гораздо мень­ше под­вер­га­лись воздей­ст­вию возду­ха. Эти руи­ны были дей­ст­ви­тель­но зна­ме­ни­ты со вре­мён Воз­рож­де­ния, и их посе­ща­ли мно­гие худож­ни­ки того вре­ме­ни и их пре­ем­ни­ки вплоть до нача­ла XIX в. Сохра­ни­лось даже нема­ло их под­пи­сей, в дом чис­ле под­пись Джо­ван­ни да Удине, помо­гав­ше­го Рафа­э­лю рас­пи­сы­вать лод­жии Вати­ка­на и дру­гие места (Wee­ge F. Das Gol­de­ne Haus des Ne­ro // JDAI. Bd. 28. 1913. S. 140—158).


Илл. 21. Настен­ные укра­ше­ния Золо­то­го дома. Фото: Mi­nistry of Pub­lic Instruc­tion, Ro­me.
Илл. 22. Пото­лоч­ные укра­ше­ния Золо­то­го дома. Фото: Mi­nistry of Pub­lic Instruc­tion, Ro­me.

Все фрес­ки неве­ли­ки (илл. 21) и содер­жат малень­кие фигур­ки, изо­бра­жён­ные крас­ка­ми или леп­ные, часто в леп­ных рамах; несо­мнен­но, их труд­но было раз­глядеть в высо­ких ком­на­тах Золо­то­го дома, для кото­ро­го совер­шен­но не годил­ся этот стиль укра­ше­ния, вполне под­хо­дя­щий для колум­ба­ри­ев; а их испол­не­ние, за исклю­че­ни­ем несколь­ких ком­нат (цен­траль­ный для все­го зда­ния зал с потол­ком, извест­ным как «Позо­ло­чен­ный свод» (Vol­ta Do­ra­ta, илл. 22), и поме­ще­ние, где был най­ден Лао­ко­он — №№ 60, 80 на пла­нах), опре­де­лён­но усту­па­ет тому, кото­ро­го мож­но было бы ожидать, исхо­дя из рас­ска­за Пли­ния о создав­шем их худож­ни­ке, хотя, несо­мнен­но, он, как и Рафа­эль, имел мно­же­ство помощ­ни­ков (NH. XXXV. 120: fuit et nu­per gra­vis ac se­ve­rus idem­que flo­ri­dis­si­mus pic­tor Fa­mu­lus (так в руко­пи­сях; изда­те­ли пред­по­чи­та­ют «Аму­лий» (Amu­lius) или «Фабулл» (Fa­bul­lus)) …pau­cis diei ho­ris pin­ge­bat, id quo­que cum gra­vi­ta­te, quod sem­per с.171 to­ga­tus, quam­quam in ma­chi­nis. car­cer eius ar­tis do­mus aurea fuit, et ideo non ex­tant exempla alia mag­no­pe­re[10]).

Репро­дук­ции и тща­тель­ное иссле­до­ва­ние мно­же­ства рисун­ков и гра­вюр этих фре­сок см.: Wee­ge F. Op. cit. S. 127—244; An­ti­ke Denkma­ler. Bd. 3. 1926. Taf. 14—18; ср. так­же Lan­cia­ni R. Le pic­tu­rae an­ti­quae cryp­ta­rum ro­ma­no­rum // BCAR. Vol. 23. 1895. P. 174—181; ср. Ashby T. Drawings of An­cient Pain­tings in English Col­lec­tions // PBSR. Vol. 7. 1914. P. 4 ff. (где часто при­во­дит­ся оши­боч­ная леген­да «Дво­рец Тита»); Vol. 8. 1916. P. 35—51; Ros­towzew M. Op. cit. S. 145—147; Wirth F. Der Stil der Kam­pa­ni­schen Wandge­mäl­de im Ver­hältnis zur Wandde­ko­ra­tion // MDAIR. Bd. 42. 1927. S. 66; Wadsworth E. L. Stuc­co Re­liefs of the First and Se­cond Cen­tu­ries Still Ex­tant in Ro­me // MAAR. Vol. 4. 1924. P. 39, 40.

Огром­ный резер­ву­ар, извест­ный как «Семь залов» (Set­te Sa­le), хотя на самом деле состо­ит из девя­ти боль­ших камер, рас­по­ло­жен­ных бок о бок, тоже пер­во­на­чаль­но при­над­ле­жал к Золо­то­му дому, как свиде­тель­ст­ву­ет его кон­струк­ция и ори­ен­та­ция, хотя позд­нее был исполь­зо­ван в тер­мах Тра­я­на. Види­мо, над ним были постро­е­ны ком­на­ты («над эти­ми ниша­ми нахо­ди­лись стро­е­ния, ибо над ними мы нашли моза­ич­ное наполь­ное покры­тие», Po­co­cke, BM Add. MSS. 22980, f. 15v, 16v, напи­са­но око­ло 1730 г.).

Что каса­ет­ся укра­ше­ний инте­рье­ра, то сооб­ща­ет­ся, что Нерон собрал сот­ни про­из­веде­ний искус­ства со все­го мира (ср. Pau­san. V. 25. 8*; 26. 3; IX. 27. 3; X. 7. 1; 19. 2) для укра­ше­ния двор­ца (Plin. HN. XXXIV. 84, кото­рый, опи­сав око­ло 365 гре­че­ских ста­туй, сооб­ща­ет, что луч­шие из них были исполь­зо­ва­ны в этих целях). Что до осталь­но­го, то цвет­ной мра­мор в основ­ном забрал Тра­ян, и его судь­бу, види­мо, разде­ли­ли дра­го­цен­ные кам­ни и жем­чуг, упо­мя­ну­тые Све­то­ни­ем. Пока не обна­ру­же­ны опи­сан­ные им сто­ло­вые с потол­ка­ми, обли­цо­ван­ны­ми сло­но­вой костью, с устрой­ства­ми для раз­бра­сы­ва­ния цве­тов и опрыс­ки­ва­ния бла­го­во­ни­я­ми, тем более — круг­лая ком­на­та, кото­рая посто­ян­но, днём и ночью, вра­ща­лась. Не обна­ру­же­но и сле­дов солё­ной или сер­ной воды в кана­лах и тру­бах. Либо слиш­ком мно­гое ещё пред­сто­ит открыть, либо рас­сказ Све­то­ния содер­жит неко­то­рые пре­уве­ли­че­ния. Но в любом слу­чае дво­рец доста­точ­но инте­ре­сен.

К момен­ту смер­ти Неро­на стро­и­тель­ство Золо­то­го дома не было закон­че­но (напри­мер, в крип­то­пор­ти­ке запад­но­го кры­ла был рас­пи­сан толь­ко пото­лок, сте­ны лишь гру­бо ошту­ка­ту­ре­ны, а наполь­ное покры­тие отсут­ст­во­ва­ло), и Отон выде­лил круп­ную сум­му (50 млн. сестер­ци­ев или 500 тыс. фун­тов) на его завер­ше­ние (Suet. Ot­ho. 7). Сооб­ща­ет­ся, что Вител­лий и его жена в насмеш­ку назы­ва­ли дво­рец убо­гим и неудоб­ным (Cass. Dio LXIV. 4), но это могут быть про­сто сплет­ни.

Вес­па­си­ан и его пре­ем­ни­ки, знав­шие, как непо­пу­ляр­но было стро­и­тель­ство двор­ца, сопер­ни­ча­ли друг с дру­гом в деле воз­вра­ще­ния его терри­то­рии в обще­ст­вен­ное поль­зо­ва­ние. Ср. Tac. Ann. XV. 52: in il­la in­vi­sa et spo­liis ci­vium exstruc­ta do­mo[11], и две послед­ние стро­ки эпи­грам­мы Мар­ци­а­ла, напи­сан­ной после его раз­ру­ше­ния — её нача­ло мы уже цити­ро­ва­ли:


Red­di­ta Ro­ma si­bi est et sunt te prae­si­de, Cae­sar,
de­li­ciae po­pu­li, quae fue­rant do­mi­ni[12].

Сам Вес­па­си­ан начал с того, что осу­шил озе­ро в цен­тре пар­ка и постро­ил на его месте Коли­зей, вер­нув тем самым в обще­ст­вен­ное поль­зо­ва­ние ули­цы во с.172 всём этом квар­та­ле. Про­из­веде­ния искус­ства, кото­рые Нерон собрал в Золо­том доме, Вес­па­си­ан посвя­тил в храм Мира и в дру­гие постро­ен­ные им зда­ния (Plin. NH. XXXIV. 84: ex om­ni­bus quae ret­tu­li cla­ris­si­ma quae­que iam sunt di­ca­ta a Ves­pa­sia­no prin­ci­pe in templo Pa­cis aliis­que eius ope­ri­bus, vio­len­tia Ne­ro­nis in ur­bem con­vec­ta et in sel­la­riis do­mus aureae dis­po­si­ta[13]).

Его сын Тит постро­ил напро­тив Коли­зея бани (q. v.), но глав­ный дво­рец, види­мо, про­дол­жал исполь­зо­вать­ся в его прав­ле­ние; ибо в 79 г. н. э. (в год при­хо­да к вла­сти Тита и сво­ей соб­ст­вен­ной смер­ти) Пли­ний видел здесь Лао­ко­о­на, qui est in Ti­ti im­pe­ra­to­ris do­mo[14] (NH. XXXVI. 37). Здесь дол­жен под­ра­зу­ме­вать­ся имен­но Золо­той дом, ибо в одном из сле­дую­щих пред­ло­же­ний он гово­рит о про­из­веде­ни­ях искус­ства в «пала­тин­ских двор­цах цеза­рей» (Pa­la­ti­nae do­mus Cae­sa­rum); хотя име­ют­ся неко­то­рые сомне­ния в том, что Лао­ко­он дей­ст­ви­тель­но был най­ден в ком­на­те 80 в 1506 г. (Wee­ge F. Op. cit. S. 231—239). В неко­то­рых ком­на­тах сохра­ни­лись так­же следы пере­де­лок это­го пери­о­да (Ibid. 161). На Пала­тине пожар 80 г. (Suet. Tit. 8; Hier. a. Abr. 2096; Stat. Silv. I. 1. 33), види­мо, уни­что­жил то, что поща­дил пожар при Нероне, и Доми­ци­ан вплот­ную занял­ся пере­строй­кой импе­ра­тор­ских двор­цов. Как мы уже виде­ли, мало­ве­ро­ят­но, что в это вре­мя вести­бул уже был раз­ру­шен. Едва ли Тра­ян успел завер­шить работы Доми­ци­а­на, когда в 104 г. н. э. пожар уни­что­жил Золо­той дом (Hier. a. Abr. 2120: Ro­mae aurea do­mus in­cen­dio conflag­ra­vit[15]; ср. Oros. VII. 12) и уско­рил реа­ли­за­цию пла­нов Тра­я­на по стро­и­тель­ству огром­ных терм (q. v.) на этом месте. Неко­то­рые про­све­ты Золо­то­го дома были зало­же­ны бето­ном, обли­цо­ван­ным кир­пи­чом и сет­ча­той клад­кой (opus re­ti­cu­la­tum, см. илл. 20), чтобы повы­сить его устой­чи­вость, а ком­на­ты были запол­не­ны стро­и­тель­ным мусо­ром, и лишь в VI в. н. э. здесь была постро­е­на часов­ня Свя­той Фели­ца­ты. В ней был най­ден очень инте­рес­ный кален­дарь (Dom­bart Th. Sep­ti­zo­nium // RE. R. 2. Hbd. 4. 1923. Sp. 1583).

Нако­нец в 121 г. н. э. вести­бул раз­ру­шил Адри­ан, и на его месте был постро­ен храм Вене­ры и Ромы; на этом исто­рия Золо­то­го дома завер­ши­лась. Сред­не­ве­ко­вый «золо­той рай­он» (re­gio aurea) был лока­ли­зо­ван здесь оши­боч­но (Bar­to­li A. Il ri­cor­do del­la «do­mus aurea» nel­la to­pog­ra­fia me­die­va­le di Ro­ma // RAL. Ser. 5. Vol. 18. 1909. P. 224—230); см. Aura. Из-за невер­ной иден­ти­фи­ка­ции бань Тра­я­на с баня­ми Тита в эпо­ху Воз­рож­де­ния и в XVII в. руи­ны назы­ва­лись «двор­цом Тита» (Pa­laz­zo di Ti­to), хотя уже в 20-х гг. XVII в. Де Рома­нис, Пья­ле и Феа зна­ли, как обсто­ит дело в дей­ст­ви­тель­но­сти. Исто­рию рас­ко­пок рас­ска­зы­ва­ет Веге (Wee­ge F. Op. cit. S. 137—140), кото­рый так­же при­во­дит пол­ную биб­лио­гра­фию рисун­ков, пла­нов, гра­вюр и т. д. (Ibid. S. 151—159).

См. так­же:
Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 361—365;
Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li sca­vi di Ro­ma. Vol. I. Ro­ma, 1902. P. 232; Vol. II. Ro­ma, 1903. P. 222—228; Vol. 3. Ro­ma, 1907. P. 169; Vol. 4. Ro­ma, 1912. P. 10;
Hül­sen Ch. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I. 3. Ber­lin, 1906. S. 273—279;
Pré­chac F. Sé­nè­que et la Mai­son d’or // CRAI. 1914. № 3. P. 231—242;
Mu­noz A. Un in­sig­ne mo­nu­men­to da sal­va­re: La “Do­mus Aurea” di Ne­ro­ne // Nuo­va An­to­lo­gia. Vol. 155. Fasc. 1020. 16.06.1914. P. 655—661;
Ro­bert C. Ein ver­kanntes Ci­ris-Bild // Her­mes. Bd. 49. 1914. S. 158—160;
Ar­rowsmith J. W. The Year’s Work in Clas­si­cal Stu­dies. Lon­don, 1920. P. 84;
Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 128—144;
Ri­voi­ra G. T. Ro­man Ar­chi­tec­tu­re / Transl. by G. M. N. Rushforth. Ox­ford, 1925. P. 73—78.
О граф­фи­ти, най­ден­ных в запад­ном кры­ле, см.: Cor­re­ra L. Graf­fi­ti di Ro­ma // BCAR. Vol. 23. 1895. P. 195—197.

См. также:
Золотой дом (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1 Если сло­во peg­ma­ta[16] может иметь это зна­че­ние. Если нет, то cres­cunt, пожа­луй, луч­ше пере­ве­сти не как «хра­нят­ся» или «сло­же­ны», а как «постро­е­ны», в том смыс­ле, что теперь здесь нахо­дят­ся мастер­ские, изготав­ли­ваю­щие peg­ma­ta.
  • 2 До сих пор их обыч­но дати­ру­ют прав­ле­ни­ем Мак­сен­ция и даже более позд­ним вре­ме­нем (Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via. P. 386 и ссыл­ки, к кото­рым мож­но доба­вить: Bo­ni G. Fo­ro ro­ma­no // At­ti del Congres­so in­ter­na­zio­na­le di scien­ze sto­ri­che (1903). Vol. V. Ro­me 1904. P. 516.
  • 3 Фраг­мент одно­го из фон­та­нов, най­ден­ный воз­ле арки Кон­стан­ти­на, хра­нит­ся сего­дня в музее Мус­со­ли­ни (Boc­co­ni S. Mu­sei Ca­pi­to­li­ni, Pi­na­co­te­ca e Ta­bu­la­rium Ro­ma, 1914. P. 293, № 11).
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]При­хо­жая в нем была такой высоты, что в ней сто­я­ла колос­саль­ная ста­туя импе­ра­то­ра ростом в сто два­дцать футов; пло­щадь его была тако­ва, что трой­ной пор­тик по сто­ро­нам был в милю дли­ной; внут­ри был пруд, подоб­ный морю, окру­жен­ный стро­е­нья­ми, подоб­ны­ми горо­дам, а затем — поля, пест­ре­ю­щие паш­ня­ми, паст­би­ща­ми, леса­ми и вино­град­ни­ка­ми, и на них — мно­же­ство домаш­ней ско­ти­ны и диких зве­рей. (2) В осталь­ных поко­ях все было покры­то золо­том, укра­ше­но дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и жем­чуж­ны­ми рако­ви­на­ми; в обеден­ных пала­тах потол­ки были штуч­ные, с пово­рот­ны­ми пли­та­ми, чтобы рас­сы­пать цве­ты, с отвер­стья­ми, чтобы рас­се­и­вать аро­ма­ты; глав­ная пала­та была круг­лая и днем и ночью без­оста­но­воч­но вра­ща­лась вслед небо­сво­ду; в банях тек­ли соле­ные и сер­ные воды. И когда такой дво­рец был закон­чен и освя­щен, Нерон толь­ко и ска­зал ему в похва­лу, что теперь, нако­нец, он будет жить по-чело­ве­че­ски. (Здесь и далее пер. М. Л. Гас­па­ро­ва).
  • [2](Дво­рец), вызы­вав­ший все­об­щее изум­ле­ние не столь­ко оби­ли­ем пошед­ших на его отдел­ку дра­го­цен­ных кам­ней и золота… — сколь­ко луга­ми, пруда­ми, раз­бро­сан­ны­ми, слов­но в сель­ском уеди­не­нии, тут леса­ми, там пусто­ша­ми, с кото­рых откры­ва­лись дале­кие виды, что было выпол­не­но под наблюде­ни­ем и по пла­нам Севе­ра и Целе­ра. (Здесь и далее пер. А. С. Бобо­ви­ча).
  • [3]Здесь, где лучи­стый колосс видит звезды небес­ные бли­же, (здесь и далее пере­вод Ф. А. Пет­ров­ско­го)
  • [4]Где на доро­ге самой тянут­ся квер­ху леса,
  • [5]Дико­го преж­де царя свер­кал дво­рец нена­вист­ный,
  • [6]И во всем Риме один этот лишь дом уце­лел.
  • [7]
    Рим отныне — дво­рец! спе­ши­те в Вейи, кви­ри­ты,
    Если и Вейи уже этим не ста­ли двор­цом.
  • [8]
    Здесь, где у всех на гла­зах вели­ча­во­го амфи­те­ат­ра
    Соору­же­нье идет, были Неро­на пруды.
    Здесь, где дивим­ся мы все так быст­ро воз­двиг­ну­тым тер­мам…
  • [9]
    На поле гор­дом теперь жал­ких не вид­но домов.
    Там, где дале­кую сень про­сти­ра­ет Клав­ди­ев пор­тик,
    Край­нее преж­де кры­ло цар­ско­го было двор­ца.
  • [10]Был и недав­но серь­ез­ный и стро­гий и вме­сте с тем яркий и соч­ный живо­пи­сец Фамул… Он писал по немно­гу часов в день, при­чем отно­сил­ся к это­му с серь­ез­но­стью, посколь­ку все­гда был в тоге, хотя и на под­мо­стях. Золо­той Дво­рец был тюрь­мой его искус­ства, и поэто­му дру­гих его образ­цов суще­ст­ву­ет совсем немно­го. (Здесь и далее пер. Г. А. Таро­ня­на).
  • [11]В столь нена­вист­ном для всех, соору­жен­ном на побо­ры с граж­дан двор­це.
  • [12]
    Рим воз­ро­дил­ся опять: под тво­им покро­ви­тель­ст­вом, Цезарь,
    То, чем вла­дел гос­по­дин, тешит отныне народ.
  • [13]Из всех тех про­из­веде­ний, о кото­рых я сооб­щил, все самые зна­ме­ни­тые нахо­дят­ся теперь в Горо­де, посвя­щен­ные прин­цеп­сом Вес­па­си­а­ном в хра­ме Мира и дру­гих его построй­ках, до это­го све­зен­ные по про­из­во­лу Неро­на в Город и рас­став­лен­ные в залах Золо­то­го Двор­ца.
  • [14]Кото­рый нахо­дит­ся во двор­це импе­ра­то­ра Тита.
  • [15]В Риме Золо­той дом сго­рел в пожа­ре.
  • [16]Основ­ные зна­че­ния сло­ва: пол­ки для книг; теат­раль­ные помост­ки.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Aurea, Domus, с. 166—172.
    © 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Проходной дом • Храм Юпитера Свободы •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 2)
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид развалин двух триклиниев Золотого дома Нерона.
    Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА