Джонс. Словарь античных римских монет

Кон­тор­ни­ат (con­tor­nia­te). Кажет­ся, буд­то это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние, но на самом деле это совре­мен­ная про­из­вод­ная от ита­льян­ско­го con­tor­no, «окру­жать». Оно было при­ду­ма­но для обо­зна­че­ния клас­са пред­ме­тов, похо­жих на моне­ту, со сред­ним диа­мет­ром 40 мм, чека­нив­ших­ся (а ино­гда отли­вав­ших­ся) из ори­хал­ка или брон­зы, типы кото­рых обведе­ны «кон­тур­ной бороздой» (sol­co di con­tor­no). Воз­мож­но, фор­ме кон­тор­ни­а­та пред­ше­ст­во­вал и поро­дил её обы­чай вре­мя от вре­ме­ни обра­ба­ты­вать молот­ком края брон­зо­вых монет, созда­вая при­под­ня­тый обод.

Кон­тор­ни­а­ты — про­дукт IV и V в., про­из­во­див­ший­ся, види­мо, в Риме. На неко­то­рых типах авер­са изо­бра­же­ны порт­ре­ты при­мер­но поло­ви­ны рим­ских импе­ра­то­ров, от Кали­гу­лы до Анте­мия (при­ме­ча­тель­но, что чаще всех встре­ча­ют­ся Нерон, Тра­ян и Кара­кал­ла, ибо все они с энту­зи­аз­мом покро­ви­тель­ст­во­ва­ли цир­ко­вым состя­за­ни­ям). На дру­гих типах авер­са пред­став­ле­ны необы­чай­но раз­но­об­раз­ные «порт­ре­ты» выдаю­щих­ся дея­те­лей гре­че­ской и рим­ской исто­рии и лите­ра­ту­ры: Алек­сандр Вели­кий, его мать Олим­пи­а­да, Рома, Гомер, Еври­пид, Сократ, Сал­лю­стий, Гора­ций и мно­гие дру­гие. Ревер­сы в основ­ном име­ют аго­ни­сти­че­ский харак­тер: чаще все­го изо­бра­же­ны колес­нич­ные бега или состя­за­ния в амфи­те­ат­ре, хотя есть и мифо­ло­ги­че­ские сце­ны и собы­тия из жиз­ни Алек­сандра Вели­ко­го. У неко­то­рых кон­тор­ни­а­тов одна сто­ро­на пустая. Леген­ды в основ­ном латин­ские, хотя есть и гре­че­ские. На авер­се неко­то­рых кон­тор­ни­а­тов име­ет­ся сим­вол — бук­ва P, обыч­но укра­шен­ная несколь­ки­ми (до пяти) гори­зон­таль­ны­ми лини­я­ми, отхо­дя­щи­ми сбо­ку от ниж­ней части её вер­ти­каль­ной палоч­ки, или паль­мо­вая ветвь, или дру­гой сим­вол, ино­гда зали­тый сереб­ром в тех­ни­ке чер­не­ния. Зна­че­ние пер­во­го сим­во­ла или моно­грам­мы неяс­но. Она может пред­став­лять латин­ские P и E (или F) или гре­че­ские R и E, в любом поряд­ке, но это мало­ве­ро­ят­но, посколь­ку чис­ло пере­кла­дин раз­ли­ча­ет­ся. В леген­де ревер­са часто ука­за­но имя колес­ни­че­го и поже­ла­ние победы (латин­ское VIN­CAS или гре­че­ское NI­CAS или NI­KA). Нет ника­кой жёст­кой вза­и­мо­свя­зи меж­ду типа­ми авер­са и ревер­са; напри­мер, кон­тор­ни­ат с голо­вой Алек­сандра Вели­ко­го на авер­се может иметь реверс с похи­ще­ни­ем саби­ня­нок или вол­чи­цей с близ­не­ца­ми.


Кон­тор­ни­ат кон­ца IV — нача­ла V в. с голо­вой Алек­сандра Вели­ко­го на авер­се. На ревер­се изо­бра­жён и назван колес­ни­чий Эвсто­рик. Паль­мо­вые вет­ви, кото­рые несут он сам и кони, сим­во­ли­зи­ру­ют победу. Леген­да в поле IN PRA­SI­NO, «в зелё­ном», ука­зы­ва­ет на то, что он при­над­ле­жал к Зелё­ной коман­де — одной из глав­ных команд или пар­тий, наряду с Синей.

Вопрос о том, зачем про­из­во­ди­лись кон­тор­ни­а­ты, не име­ет про­сто­го отве­та. Все их типы по сво­е­му духу — язы­че­ские, поэто­му выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что рим­ская ари­сто­кра­тия заду­мы­ва­ла их как анти­хри­сти­ан­скую про­па­ган­ду. Оче­вид­на вза­и­мо­связь кон­тор­ни­а­тов с цир­ком и амфи­те­ат­ром, хоть они и не похо­жи на вход­ные биле­ты. Их мог­ли исполь­зо­вать как памят­ные дары или как жето­ны в какой-то настоль­ной игре (cal­cu­li). В отсут­ст­вие иных свиде­тельств послед­нее объ­яс­не­ние, веро­ят­но, наи­бо­лее удо­вле­тво­ри­тель­но.

См. также:
КОНТОРНИАТ (Словарь античности)
© 1990 г. John Melville Jones. A Dictionary of Ancient Roman Coins. London, SPINK, 2004. P. 71—72.
© 2021 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • Центенарий • Монетчики •
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон (конторниат), орихалк
Адриан
Рим, 123—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: Орел стоит влево, голова вправо, в когтях пучок молний, слева от него — сова, сидящая вправо на щите, справа — павлин с распущенным хвостом, сидящий влево на скипетре.
В обрезе: COS. III
2. Медальон с бортиком (конторниат), орихалк
380—400 гг.
АВЕРС: APOLLO PITIVS — гравированная надпись над драпированным бюстом Траяна в доспехах и в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: ARBILAS — гравированная надпись над возничим, держащим кнут в скачущей квадриге вправо.
В обрезе: AREMATVS
3. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ⲰΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
4. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: Поясная фигура возничего, в экипировке для верховой езды, держащего стек в правой руке и лошадь под уздечку в левой; в левом поле шлем.
РЕВЕРС: Возница, стоящий анфас, с обращенной вправо головой, в развернутой анфас квадриге с лошадьми в богатом снаряжении; он держит лавровый венок и стек в правой руке и пальмовую ветвь — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА