Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.153

58. ЕВРОПА И КАДМ






a. Аге­нор, сын Ливии и Посей­до­на и близ­нец Бела, отпра­вил­ся из Егип­та и обос­но­вал­ся в стране Хана­ан, где женил­ся на Теле­фас­се, кото­рую так­же назы­ва­ли Аргио­пой, родив­шей ему Кад­ма, Феник­са, Кили­ка, Фасо­са, Финея и един­ст­вен­ную дочь Евро­пу1.

b. Влю­бив­ший­ся в Евро­пу Зевс при­ка­зал Гер­ме­су пере­гнать скот Аге­но­ра побли­же к бере­гу моря у Тира, где Евро­па люби­ла гулять в сопро­вож­де­нии сво­их подруг, а сам при­со­еди­нил­ся к ста­ду, пре­вра­тив­шись в бело­снеж­но­го быка с огром­ным под­груд­ком и кро­хот­ны­ми жем­чуж­ны­ми рож­ка­ми, меж­ду кото­ры­ми про­лег­ла един­ст­вен­ная чер­ная полос­ка. Евро­па была пора­же­на кра­сотой быка и, убедив­шись, что он нежен, как ягне­нок, пода­ви­ла страх и ста­ла играть с ним. Она сова­ла ему в пасть цве­ты, укра­ша­ла рога вен­ка­ми и, нако­нец, реши­лась забрать­ся к нему на спи­ну и не испу­га­лась, когда он пошел с ней в сто­ро­ну моря. Неожи­дан­но бык быст­ро поплыл, и ей оста­лось толь­ко с испу­гом смот­реть на таю­щий вда­ли берег. Одной рукой она про­дол­жа­ла дер­жать­ся за пра­вый рог быка, а в дру­гой все еще дер­жа­ла кор­зи­ну с цве­та­ми2.

c. Вый­дя на берег око­ло крит­ско­го горо­да Гор­ти­на, Зевс пре­вра­тил­ся в орла и овла­дел Евро­пой в иво­вых зарос­лях у ручья. Неко­то­рые утвер­жда­ют, что это слу­чи­лось под веч­но­зе­ле­ным пла­та­ном. Евро­па роди­ла ему трех сыно­вей: Мино­са, Рада­ман­та и Сар­пе­до­на3.

d. Аге­нор отпра­вил сво­их сыно­вей на поис­ки их сест­ры и запре­тил им воз­вра­щать­ся без нее. Они тут же сели на кораб­ли, но посколь­ку никто из них не знал, куда дел­ся бык, то поплы­ли в раз­ные сто­ро­ны. Феникс отпра­вил­ся на запад, за Ливию, туда, где сей­час сто­ит Кар­фа­ген, и там дал свое имя пуний­цам. Одна­ко после смер­ти Аге­но­ра он вер­нул­ся в Хана­ан, пере­име­но­ван­ный в его честь в Фини­кию, и стал отцом Адо­ни­са, мате­рью кото­ро­го была Алфе­си­бея4. Килик отпра­вил­ся в зем­лю гипа­хе­ян, кото­рая по его име­ни ста­ла назы­вать­ся Кили­ки­ей5, а Финей поплыл в Тинию — полу­ост­ров, отде­ля­ю­щий Мра­мор­ное море от Пон­та Эвк­син­ско­го, где позд­нее ему доса­жда­ли гар­пии. Фасос со сво­и­ми спут­ни­ка­ми вна­ча­ле отпра­вил­ся в Олим­пию, поста­вил там брон­зо­вую ста­тую, посвя­щен­ную тир­ско­му Герак­лу, — деся­ти­мет­ро­вый с.154 испо­лин был изо­бра­жен с пали­цей и луком, — а затем отпра­вил­ся на ост­ров Фасос, где осно­вал коло­нию и стал раз­ра­ба­ты­вать бога­тые золотые копи. Все это про­изо­шло за пять поко­ле­ний до того, как в Гре­ции родил­ся Геракл, сын Амфи­т­ри­о­на6.

e. Кадм поплыл с Теле­фас­сой на Родос и там посвя­тил Афине Линдской брон­зо­вый котел и постро­ил храм Посей­до­на, оста­вив для при­смот­ра за ним наслед­ст­вен­ных жре­цов. Затем они при­бы­ли в Феру; постро­и­ли там такой же храм и, нако­нец, достиг­ли зем­ли фра­кий­ских эдо­ни­ев, кото­рые встре­ти­ли их с раду­ши­ем. Здесь Теле­фас­са неожи­дан­но умер­ла, и после ее похо­рон Кадм со спут­ни­ка­ми пеш­ком пошли к Дель­фий­ско­му ора­ку­лу. Когда они спро­си­ли, где мож­но най­ти Евро­пу, Пифия посо­ве­то­ва­ла им оста­вить поис­ки, а самим отпра­вить­ся за коро­вой и осно­вать город там, где она сва­лит­ся от уста­ло­сти.

f. Вый­дя на доро­гу, веду­щую из Дельф в Фокиду, Кадм повстре­чал пас­ту­хов, слу­жив­ших царю Пела­го­ну, и те про­да­ли ему коро­ву, на боках кото­рой были зна­ки пол­ной луны. Он погнал живот­ное на восток через всю Бео­тию, нигде не давая ему отдох­нуть. Нако­нец, обес­си­лен­ная коро­ва упа­ла там, где сей­час сто­ят Фивы. Там же Кадм воз­двиг ста­тую Афи­ны, кото­рую назвал ее фини­кий­ским име­нем Онка7.

g. Пред­у­предив сво­их спут­ни­ков, что коро­ву сле­ду­ет неза­мед­ли­тель­но при­не­сти в жерт­ву Афине, Кадм отпра­вил их за очи­сти­тель­ной водой к источ­ни­ку Аре­са, кото­рый ныне назы­ва­ют Каста­лий­ским источ­ни­ком. Одна­ко он не знал, что источ­ник охра­ня­ет боль­шой дра­кон. Этот дра­кон уни­что­жил боль­шин­ство спут­ни­ков Кад­ма. За это Кадм рас­кро­ил ему голо­ву кам­нем. Не успел он при­не­сти жерт­ву Афине, как она появи­лась сама и похва­ли­ла его за все, что он совер­шил, при­ка­зав при этом посе­ять зубы уби­то­го им змея. Когда Кадм все испол­нил, из зем­ли выско­чи­ли воору­жен­ные спар­ты[1], или «посе­ян­ные люди», и ста­ли гре­меть ору­жи­ем. Он швыр­нул в их ряды камень, чем вызвал ссо­ру: каж­дый стал обви­нять дру­го­го, что камень бро­сил имен­но он. Бились они так ярост­но, что в кон­це кон­цов в живых оста­лось толь­ко пяте­ро: Эхи­он, Удей, Хто­ний, Гипе­ре­нор и Пелор. Все они в один голос заяви­ли, что гото­вы слу­жить Кад­му. Одна­ко Арес потре­бо­вал воз­мездия за убий­ство змея, и боже­ст­вен­ный суд при­го­во­рил Кад­ма к тому, чтобы тот отслу­жил у Аре­са рабом в тече­ние Вели­ко­го года8.

* * *

1. Этот миф пред­ла­га­ет несколь­ко про­ти­во­ре­чи­вых гене­а­ло­гий. Напри­мер, Фасос назы­ва­ет­ся то сыном Посей­до­на, то Кили­ка (Апол­ло­дор III. 1. 1), то Тития (ср. Пин­дар. Пифий­ские оды IV. 46). Аге­нор — это фини­кий­ский герой Хнас, кото­рый появ­ля­ет­ся в Исхо­де под име­нем Хана­ан. Мно­гие хана­а­ней­ские обы­чаи гово­рят об их восточ­но-афри­кан­ском про­ис­хож­де­нии, и не исклю­че­но, что хана­а­неи при­шли в Ниж­ний Еги­пет из Уган­ды. То, что сыно­вья Аге­но­ра раз­бре­лись в раз­ные сто­ро­ны, воз­мож­но, гово­рит о бег­стве на запад во вто­ром тыся­че­ле­тии до н. э. хана­а­ней­ских с.155 пле­мен, тес­ни­мых пле­ме­на­ми ари­ев и семи­тов.

2. Рас­сказ о сыно­вьях Ина­ха, отпра­вив­ших­ся на поис­ки лун­ной коро­вы Ио (см. 56. d), повли­ял на исто­рию сыно­вей Аге­но­ра, искав­ших Евро­пу. Феникс — это фор­ма муж­ско­го рода от име­ни Фенис­са («крас­ная, или кро­ва­вая»), кото­рое было эпи­те­том луны как боги­ни смер­ти-в-жиз­ни. Евро­па озна­ча­ет «широ­ко­ли­кая» — сино­ним пол­ной луны и эпи­тет луны-боги­ни Демет­ры в Леба­дее и Астар­ты в Сидоне. Ливия, Теле­фас­са, Аргио­па и Алфе­си­бея — это все эпи­те­ты луны-боги­ни.

3. Похи­ще­ние Зев­сом Евро­пы, свиде­тель­ст­ву­ю­щее о появ­ле­нии элли­нов на Кри­те, мог­ло быть наве­я­но доэл­лин­ски­ми изо­бра­же­ни­я­ми жри­цы луны, тор­же­ст­вен­но вос­седаю­щей на солн­це-быке, кото­рый падет от ее руки. Эта сце­на сохра­ни­лась на дис­ках из сине­го стек­ла, обна­ру­жен­ных при рас­коп­ках микен­ско­го горо­да Мидеи. Похо­же, что это было частью обряда пло­до­ро­дия, во вре­мя кото­ро­го тор­же­ст­вен­но про­но­си­ли май­скую гир­лян­ду Евро­пы (Ате­ней 678 ab). Тот факт, как Зевс овла­дел Евро­пой в обра­зе орла, напо­ми­на­ет о том, как он овла­дел Герой, обер­нув­шись кукуш­кой (см. 12. a). Есть еще одна парал­лель: соглас­но Геси­хию, у Геры был эпи­тет «Евро­пия». На Кри­те и в Корин­фе Евро­пу назы­ва­ли Гел­ло­ти­да, что напо­ми­на­ет имя Гели­ка («ива»). Гел­ле (см. 43. 1 и 70. 8) и Еле­на — это тот же боже­ст­вен­ный пер­со­наж. Кал­ли­мах в сво­ем Эпи­та­ла­мии Елене ука­зы­ва­ет, что пла­тан так­же счи­тал­ся свя­щен­ным дере­вом Еле­ны. Его свя­тость объ­яс­ня­лась пяти­ко­неч­но­стью листьев, сим­во­ли­зи­ро­вав­ших кисть боги­ни (см. 53. a), и тем, что он еже­год­но менял кору. Одна­ко к клас­си­че­ской эпо­хе это дере­во при­сво­ил себе Апол­лон.

4. Не исклю­че­но, что исто­рия Евро­пы запе­чат­ле­ла один из набе­гов элли­нов-кри­тян на Фини­кию. Иоанн Мала­ла вряд ли выду­мы­вал, когда писал о «вече­ре несча­стий» в Тире: «Тавр (“бык”), царь Кри­та, напал на Тир после мор­ской бит­вы, когда Аге­нор и его сыно­вья отсут­ст­во­ва­ли. Они взя­ли город в тот же вечер и увез­ли мно­го плен­ных, сре­ди кото­рых была Евро­па. Это собы­тие до сих пор вспо­ми­на­ют во вре­мя “вече­ра несча­стий”, отме­чае­мо­го в Тире» (Хро­ни­ки II. с. 30 изд. Дин­дорф). Геро­дот (I. 2) согла­ша­ет­ся с Мала­лой (см. 160. 1).

5. Тир­ский Геракл, кото­ро­му Тесей покло­нял­ся в Олим­пии, — это бог Эшмун, и, веро­ят­но, неболь­шое пле­мя, гово­рив­шее на одном из семит­ских язы­ков, пере­се­ли­лось из сирий­ских долин в карий­скую Кад­мею. Кадм — семит­ское сло­во, озна­чаю­щее «восточ­ный». Оттуда они пере­пра­ви­лись в Бео­тию (это слу­чи­лось в кон­це вто­ро­го тыся­че­ле­тия до н. э.), захва­ти­ли Фивы и ста­ли вла­ды­ка­ми всей стра­ны. Миф о «посе­ян­ных людях» и о слу­же­нии Кад­ма в раб­стве у Аре­са гово­рит о том, что вторг­ши­е­ся кад­мей­цы удер­жа­ли в сво­ей вла­сти Бео­тию, уме­ло вме­ши­ва­ясь в меж­до­усо­би­цы пеласгий­ских пле­мен, счи­тав­ших себя автох­то­на­ми, и что они пере­ня­ли мест­ный обы­чай, огра­ни­чи­ваю­щий срок прав­ле­ния царя-жре­ца восе­мью года­ми. Кадм убил змея в том же смыс­ле, в каком Апол­лон убил дель­фий­ско­го Пифо­на (см. 21. 11). Име­на «посе­ян­ных людей» — Эхи­он («змей»), Удей («зем­ной»), Хто­ний («под­зем­ный»), Гипе­ре­нор («гор­дый духом») и Пелор («чудо­ви­ще») — харак­тер­ны для геро­ев-ора­ку­лов. Одна­ко имя Пелор пред­по­ла­га­ет, что все пеласги, а не толь­ко те, что жили в Фивах, счи­та­ли, буд­то они воз­ник­ли подоб­ным обра­зом, посколь­ку их общим празд­ни­ком была Пело­рия (см. 1. 2). Ясон посе­ял зубы дра­ко­на, веро­ят­нее все­го, в Иол­ке или Корин­фе, а не в Кол­хиде (см. 152. 3).

6. Про Трою и Антио­хию так­же гово­ри­ли, что они были осно­ва­ны на месте, выбран­ном свя­щен­ны­ми коро­ва­ми (см. 158. h и 56. d). Одна­ко вряд ли это сто­ит пони­мать бук­валь­но. Ско­рее все­го коро­ву выпус­ка­ли на зара­нее выбран­ное огра­ни­чен­ное про­стран­ство и там, где она ложи­лась, стро­и­ли храм луны-боги­ни. В коро­ве не сле­ду­ет пред­по­ла­гать нали­чие стра­те­ги­че­ской и ком­мер­че­ской муд­ро­сти.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Апол­ло­дор III. 1. 1; Гигин. Миф 178 и 19; Пав­са­ний V. 25. 7; Апол­ло­ний Родос­ский II. 178.
  • 2Овидий. Мета­мор­фо­зы II. 836 и сл.; Мосх. Идил­лии II. 37—62.
  • 3Фео­фраст. Исто­рия рас­те­ний I. 9. 5; Гигин. Мифы 178.
  • 4Гигин. Там же; Апол­ло­дор III. 1. 1 и 14. 4.
  • 5Геро­дот VII. 91.
  • 6Пав­са­ний V. 25. 7; Геро­дот IV. 47 и II. 44.
  • 7Пав­са­ний IX. 12. 1—2.
  • 8Гигин. Мифы 178; Апол­ло­дор III. 4. 1—2.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.556

  • [1]Спар­ты (spar­toi) — от греч. speirō — сеять, т. е. «посе­ян­ные».
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1341658575 1303308995 1356780059 1356780060 1356780061