ПАРИ́С (Πάρις), в греческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна вторым ребёнком, ей приснился страшный сон, будто она родила пылающий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели (чаще всего среди них называют Эсака) объяснили сон царицы так: ожидаемый ею сын будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел бросить его на горе Иде, надеясь, что там он будет растерзан зверями. Однако ребёнок уцелел и был воспитан пастухом, давшим ему имя Парис. Позднее, когда юноша Парис храбро отразил нападение на стадо шайки разбойников, он получил прозвище Александр («отражающий мужей») (Apollod. III 12, 5). Ко времени пребывания Париса на Иде источники относят его брак с нимфой Эноной и знаменитый суд Париса над тремя богинями, заспорившими о своей красоте. Желая склонить Париса на свою сторону, Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина — самым храбрым героем, Афродита — обладателем самой красивой женщины. Парис признал прекраснейшей из богинь Афродиту, которая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать её своей женой (Hom. Il. XXIV 25—
Значение имени Парис (по-фригийски «борец»), а также роль, которую Парис играет в сказании о Троянской войне (как её зачинщик и победитель ахейского героя Ахилла), указывают на первоначально гораздо более важное место Париса в предании по сравнению с «Илиадой». Вместе с тем эпос ещё не нуждался в обосновании того обстоятельства, что Парис пас царские стада: это делают в «Илиаде» многие представители царских домов — сыновья Приама, Анхис, Эней, братья Андромахи (IV 500; V 313; VI 421—
Сюжет «суд Париса» пользовался популярностью в живописи и пластике (Л. Кранах Старший, Джорджоне,
Лит.: Reinhardt K., Das Parisurteil, Fr./M., 1938; Clairmont C., Das Parisurteil in der antiken Kunst, Z., 1952.
|
||
1.
Медальон с бортиком (конторниат), медь 380—400 гг. | ||
АВЕРС: ⲰΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE. РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой. |