Мифы народов мира

ПАРИ́С (Πά­ρις), в гре­че­ской мифо­ло­гии тро­ян­ский царе­вич, сын При­а­ма и Геку­бы. Когда Геку­ба была бере­мен­на вто­рым ребён­ком, ей при­снил­ся страш­ный сон, буд­то она роди­ла пылаю­щий факел, от кото­ро­го сго­ре­ла Троя. Про­ри­ца­те­ли (чаще все­го сре­ди них назы­ва­ют Эса­ка) объ­яс­ни­ли сон цари­цы так: ожи­дае­мый ею сын будет винов­ни­ком гибе­ли Трои. Когда маль­чик родил­ся, При­ам велел бро­сить его на горе Иде, наде­ясь, что там он будет рас­тер­зан зве­ря­ми. Одна­ко ребё­нок уце­лел и был вос­пи­тан пас­ту­хом, дав­шим ему имя Парис. Позд­нее, когда юно­ша Парис храб­ро отра­зил напа­де­ние на ста­до шай­ки раз­бой­ни­ков, он полу­чил про­зви­ще Алек­сандр («отра­жаю­щий мужей») (Apol­lod. III 12, 5). Ко вре­ме­ни пре­бы­ва­ния Пари­са на Иде источ­ни­ки отно­сят его брак с ним­фой Эно­ной и зна­ме­ни­тый суд Пари­са над тре­мя боги­ня­ми, заспо­рив­ши­ми о сво­ей кра­со­те. Желая скло­нить Пари­са на свою сто­ро­ну, Гера обе­ща­ла сде­лать его самым могу­ще­ст­вен­ным из зем­ных царей, Афи­на — самым храб­рым геро­ем, Афро­ди­та — обла­да­те­лем самой кра­си­вой жен­щи­ны. Парис при­знал пре­крас­ней­шей из богинь Афро­ди­ту, кото­рая и помог­ла ему потом увлечь Еле­ну и сде­лать её сво­ей женой (Hom. Il. XXIV 25—30; Eur. Andr. 274—308, Troad. 924—931). Одна­ко преж­де чем это слу­чи­лось, про­изо­шло узна­ва­ние Пари­са роди­те­ля­ми и его воз­вра­ще­ние в Трою в каче­стве цар­ско­го сына: во вре­мя спор­тив­ных состя­за­ний в Трое [в кото­рых Парис решил­ся при­нять уча­стие, несмот­ря на своё (мни­мо) низ­кое про­ис­хож­де­ние] он одо­лел всех сопер­ни­ков, вклю­чая сыно­вей При­а­ма, и был опо­знан сест­рой — про­ро­чи­цей Кас­сан­дрой, пытав­шей­ся убить Пари­са, чтобы спа­сти Трою. Одна­ко роди­те­ли, обра­до­ван­ные тем, что нашли сына, дав­но ими опла­кан­но­го, с радо­стью при­ня­ли его в дом (Hyg. fab. 91). Затем Парис отпра­вил­ся в Гре­цию, где, вос­поль­зо­вав­шись госте­при­им­ст­вом спар­тан­ско­го царя Мене­лая, похи­тил его жену — кра­са­ви­цу Еле­ну и боль­шие сокро­ви­ща. Ковар­ный посту­пок Пари­са послу­жил при­чи­ной Тро­ян­ской вой­ны, в кото­рой сам Парис, соглас­но «Илиа­де», не при­ни­мал актив­но­го уча­стия: в еди­но­бор­стве с Мене­ла­ем он был побеж­дён, сохра­нив жизнь толь­ко бла­го­да­ря вме­ша­тель­ству Афро­ди­ты (III 340—461), и к ново­му вступ­ле­нию в бой его вынуж­ден был побуж­дать Гек­тор (VI 321—341, 517—525). Впо­след­ст­вии от его стре­лы, направ­ля­е­мой Апол­ло­ном, поги­ба­ет Ахилл (Eur. Andr. 655; Verg. Aen. VI 56—58), в то вре­мя как и сам Парис не может избе­жать отрав­лен­ной стре­лы Фил­ок­те­та, при­но­ся­щей ему смерть (Apol­lod. epit. V 8).

Зна­че­ние име­ни Парис (по-фри­гий­ски «борец»), а так­же роль, кото­рую Парис игра­ет в ска­за­нии о Тро­ян­ской войне (как её зачин­щик и победи­тель ахей­ско­го героя Ахил­ла), ука­зы­ва­ют на пер­во­на­чаль­но гораздо более важ­ное место Пари­са в пре­да­нии по срав­не­нию с «Или­а­дой». Вме­сте с тем эпос ещё не нуж­дал­ся в обос­но­ва­нии того обсто­я­тель­ства, что Парис пас цар­ские ста­да: это дела­ют в «Илиа­де» мно­гие пред­ста­ви­те­ли цар­ских домов — сыно­вья При­а­ма, Анхис, Эней, бра­тья Анд­ро­ма­хи (IV 500; V 313; VI 421—424; XV 546—549; XX 188—190). Вер­сия, свя­зан­ная с пре­бы­ва­ни­ем Пари­са на горе Иде и после­дую­щим опо­зна­ни­ем Пари­са, воз­ник­ла, оче­вид­но, не ранее 6 в. до н. э. и в лите­ра­ту­ре была впер­вые обра­бота­на в не дошед­ших до нас тра­геди­ях «Алек­сандр» Софок­ла и Еври­пида. Затем эта вер­сия ока­за­лась гос­под­ст­ву­ю­щей, так как хоро­шо соче­та­лась с рас­ска­зом о суде Пари­са. Имен­но этот эпи­зод, вос­хо­дя­щий, воз­мож­но, к древ­не­му обы­чаю жен­ских риту­аль­ных состя­за­ний в кра­со­те, засвиде­тель­ст­во­ван­но­му в хра­ме Геры на сосед­нем с Фри­ги­ей ост­ро­ве Лес­бос, ока­зал­ся одним из самых излюб­лен­ных как в антич­ном, так и в новом изо­бра­зи­тель­ном искус­стве.

В. Н. Ярхо

Сюжет «суд Пари­са» поль­зо­вал­ся попу­ляр­но­стью в живо­пи­си и пла­сти­ке (Л. Кра­нах Стар­ший, Джор­джоне, П. П. Рубенс, Я. Йор­данс, А. Ват­то, О. Рену­ар, П. Гоген, Джу­лио Рома­но и др.).


Лит.: Rein­hardt K., Das Pa­ri­sur­teil, Fr./M., 1938; Clair­mont C., Das Pa­ri­sur­teil in der an­ti­ken Kunst, Z., 1952.

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 288—290.
Кредит 693% Оформить Кредитную Карту Онлайн Без Отказа 629 рублей банк л4р
См. по теме: ДИАКТОР • ДИМАС • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Суд Париса.
Фреска IV стиля из Помпей (V. 2. 15).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Пастух (Парис).
Сардоникс.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Прибытие Париса и Елены.
Утраченная фреска из палатинского дворца.
Рим, Палатин.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для пепла.
Алебастр. II—I вв. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
II—I вв. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Травертин.
II—I вв. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Медальон с Парисом и эротом.
Фреска из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. Вторая половина II в. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе).
Мрамор.
Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ⲰΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА