монетарий 90 г. до н. э.
Асс, бронза
Дата чеканки: 90 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 11.86 г
диаметр: 28 мм
ось: 9 ч.
АВЕРС:Голо­ва Яну­са в лав­ро­вом вен­ке.
РЕВЕРС: Три кора­бель­ных носа впра­во; на них паль­мо­вая ветвь; впе­ре­ди шап­ки Дио­с­ку­ров, увен­чан­ные звезда­ми; ввер­ху ROMA; вни­зу C PANSA.
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 2312—2313 (Pl. XXXVI.18)
Crawford RRC 342/7b (Pl. XLV) (экземпляров в Париже (все разновидности): 72)
Sydenham CRR 690a (степень редкости: 3 — Common)
Babelon MRR Vibia 10
Sear RCTV 1744 (VF $120, EF $280)
Online: CRRO
* Дата чеканки: около 90 г. до н. э. (MRR), около 87 г. до н. э. (BMCRR), 89—88 гг. до н. э. (CRR), 90 г. до н. э. (RRC).
Описание аверса и реверса приводится по MRR, RRC.
Монетный кабинет Геттингенского университета, инв. № AS-00300.
Источник: https://kenom.de
MRR (Babelon), т. II, с. 536, к Vibia 1—33 (1885 г.):

CLXXXVII. ВИБИИ

Семья Виби­ев упо­ми­на­ет­ся в источ­ни­ках, начи­ная со вре­мён II Пуни­че­ской вой­ны, одна­ко не в Риме, где она, види­мо, обос­но­ва­лась лишь мно­го позд­нее. Вибий Аккай коман­до­вал пелиг­на­ми, союз­ни­ка­ми рим­лян, в 542 г. от осно­ва­ния Рима (212 г. до н. э.)1; дру­гой Вибий упо­ми­на­ет­ся в 545 г. (209 г. до н. э.) как уро­же­нец Брут­тия2; после бит­вы при Кан­нах в 538 г. (216 г. до н. э.) граж­да­нин Капуи по име­ни Вибий Виррий под­стре­кал сооте­че­ст­вен­ни­ков вос­стать про­тив рим­лян и при­мкнуть к Ган­ни­ба­лу3. Труд­но ска­зать, про­ис­хо­дил ли род Виби­ев (gens Vibia), столь мно­го­чис­лен­ный в Риме в кон­це Рес­пуб­ли­ке и в эпо­ху Импе­рии, от пер­со­на­жей, жив­ших во вре­ме­на Пуни­че­ских войн. Сре­ди чле­нов это­го рода пер­вым достиг кон­суль­ства Гай Вибий Пан­са, кон­сул 711 г. (43 г. до н. э.). Из семьи Виби­ев про­ис­хо­ди­ли два импе­ра­то­ра — Тре­бо­ни­ан Галл и Волу­зи­ан. На моне­тах эпо­хи Рес­пуб­ли­ки встре­ча­ют­ся сле­дую­щие име­на: 1. Гай Вибий Пан­са, сын Гая; 2. Гай Вибий Пан­са, сын Гая, внук Гая; 3. Гай Вибий Вар.

Бор­ге­зи упо­мя­нул4, а Момм­зен вклю­чил в ката­лог5 моне­ту, на авер­се кото­рой изо­бра­же­на голо­ва Апол­ло­на с леген­дой VIBIVS, а на ревер­се — сидя­щий Гер­ку­лес с леген­дой NORBANVS. На осно­ва­нии этой моне­ты из нумиз­ма­ти­че­ских иссле­до­ва­ний исклю­ча­ет­ся семья Нор­ба­нов, а экзем­пля­ры с леген­дой C. NORBANVS при­пи­сы­ва­ют­ся неко­е­му Гаю Вибию Нор­ба­ну. Но несо­мнен­но, что либо моне­та, поло­жен­ная в осно­ву такой систе­мы, — под­дел­ка, либо её леген­да невер­но про­чте­на, и, как уже гово­ри­лось, в Риме совер­шен­но точ­но суще­ст­во­ва­ла семья Нор­ба­нов, хотя это родо­вое имя и име­ет необыч­ную фор­му6.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Liv. XXV. 14.

2Liv. XXVII. 15.

3Liv. XXIII. 6; XXVI. 13, 14.

4Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 514.

5Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 525, n. 310.

6См. выше, с. 258. Ср. Cohen H. Description générale des monnaies de la république Romaine, communément appelées médailles consulaires. P.; L., 1857. P. 230.

MRR (Babelon), т. II, с. 537—538, к Vibia 1—15 (1885 г.):

Гай Вибий Пан­са, сын Гая
Моне­та­рий око­ло 664 г. от осно­ва­ния Рима (90 г. до н. э.)

с.537 Веро­ят­но, этот маги­ст­рат был отцом Гая Вибия Пан­сы, сына Гая, вну­ка Гая, кото­рый зани­мал кон­суль­ство в 711 г. (43 г. до н. э.). Его пре­но­мен точ­но соот­вет­ст­ву­ет этой иден­ти­фи­ка­ции, так же как и стиль монет. Но об исто­рии это­го моне­та­рия мы не зна­ем ниче­го, кро­ме того, что в 672 г. (82 г. до н. э.) его проскри­би­ро­вал Сул­ла. Пан­са при­над­ле­жал к той же кол­ле­гии, что и Квинт Тиций, чьи дена­рии похо­жи по сти­лю.

В дру­гом месте мы уже отме­ча­ли3, что на сво­их брон­зо­вых моне­тах Квинт Тиций копи­ро­вал боль­шин­ство типов дена­ри­ев Гая Вибия Пан­сы. Доба­вим к это­му, что на авер­се асса № 10 Гая Вибия Пан­сы изо­бра­же­на голо­ва Яну­са с заост­рён­ной боро­дой, сход­ная с той, что наблюда­ет­ся на ассе Квин­та Тиция. Ниче­го невоз­мож­но ска­зать о голо­ве Апол­ло­на и квад­ри­ге Пал­ла­ды, иден­ти­фи­ци­ро­ван­ной с боги­ней Ромой (dea Roma), кото­рые мы видим на пер­вых пяти моне­тах. На дена­рии № 6 Цере­ра или Демет­ра, дер­жа два факе­ла, напо­ми­на­ет Диа­ну Люци­фе­ру на дена­рии Пуб­лия Кло­дия Турри­на4; этот тип заим­ст­во­ван из с.538 нумиз­ма­ти­ки гре­че­ских или сици­лий­ских горо­дов, но мы не зна­ем моти­вов тако­го выбо­ра1. Сви­нья, сопро­вож­даю­щая Цере­ру в поис­ках её доче­ри Пер­се­фо­ны, напо­ми­на­ет о сви­ньях, кото­рые, соглас­но леген­де, пере­ры­ли зем­лю, чтобы скрыть следы Пер­се­фо­ны2. Вак­хи­че­ские мас­ки на дру­гих дена­ри­ях — это «гово­ря­щие типы», напо­ми­наю­щие о ког­но­мене моне­та­рия.

© 2019 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

3См. выше, с. 490.

4См. выше, т. 1, с. 355.

1См.: Daremberg C. V., Saglio E. Cérès // Dictionnaire des antiquités grecques et romaines. T. 1. 2. Paris, 1877. P. 1054.

2Ibid. P. 1058.

BMC RR (Grueber), т. I (Rome), c. 289—290, прим. 2 (к № 2238—2321) (1910 г.):

с.289 Этот моне­та­рий, веро­ят­но, — отец Гая Вибия Пан­сы, сына Гая, кото­рый был кон­су­лом 43 г. до н. э. и сам чека­нил моне­ты в 49 г. до н. э., адап­ти­руя для неко­то­рых из них типы сво­его отца. О Гае Вибии Пан­се, моне­та­рии 87 г. до н. э., нет почти ника­ких сведе­ний, кро­ме тех, что мож­но извлечь из его монет. В 82 г. до н. э. он был проскри­би­ро­ван Сул­лой, и это, воз­мож­но, побуди­ло его сына при­мкнуть к Юлию Цеза­рю, вер­ным сто­рон­ни­ком кото­ро­го он все­гда был. Судя по вза­и­мо­об­ме­ну монет­ны­ми типа­ми, Квинт Тиций и Гай Вибий Пан­са, види­мо, были кол­ле­га­ми на монет­ном дво­ре. Монет­ные типы Гая Вибия Пан­сы в сереб­ре и брон­зе доволь­но вари­а­тив­ны.

Сереб­ря­ных типов извест­но четы­ре, и все они име­ют неко­то­рые вари­а­ции. Так, на типе I изо­бра­же­ние на ревер­се ино­гда окру­же­но лав­ро­вым вен­ком; на типе II квад­ри­га Минер­вы едет то впра­во, то вле­во, а голо­ва Апол­ло­на на авер­се видо­из­ме­ня­ет­ся; на типе III квад­ри­га Минер­вы ино­гда едет в одном и том же направ­ле­нии как на авер­се, так и на ревер­се; а на типе III[1] череду­ют­ся мас­ки Пана и Силе­на. Что каса­ет­ся брон­зо­вых монет, то на ревер­се асса изо­бра­жён трой­ной кора­бель­ный нос вме­сто оди­нар­но­го, а тип авер­са квад­ран­та ско­пи­ро­ван с кви­на­рия Квин­та Тиция.

Посколь­ку о пред­ках семьи Виби­ев извест­но так мало, почти невоз­мож­но с.290 свя­зать изо­бра­же­ния на этих моне­тах с их исто­ри­ей. В 212 г. до н. э. Вибий Акку­эй, про­зван­ный так, види­мо, в честь горо­да Аккуя в Апу­лии, коман­до­вал когор­той пелиг­нов в рим­ской армии; в 209 г. до н. э. Вибий из пле­ме­ни брут­ти­ев явил­ся вме­сте со сво­им бра­том Пак­ци­ем к кон­су­лу Квин­ту Фабию, чтобы про­сить у рим­лян про­ще­ния; а Вибий Вирр, граж­да­нин Капуи, побудил сво­их сооте­че­ст­вен­ни­ков вос­стать про­тив рим­лян и под­дер­жать Ган­ни­ба­ла после бит­вы при Кан­нах в 216 г. до н. э. Ясно, что эта семья посе­ли­лась в Риме несколь­ко позд­нее.

Типы с Цере­рой, или Демет­рой, види­мо, изо­бра­жа­ют боги­ню в поис­ках тро­пы, по кото­рой её дочь Пер­се­фо­ну забра­ли в Гадес. Её сопро­вож­да­ет сви­нья — живот­ное, кото­рое спе­ци­аль­но при­но­си­ли в жерт­ву Демет­ре на её празд­ни­ках; в дан­ном слу­чае она едва ли может напо­ми­нать о той части леген­ды, соглас­но кото­рой сви­ньи пере­ры­ли зем­лю, чтобы скрыть тро­пу, по кото­рой пере­ме­ща­лась Пер­се­фо­на.

Культ Демет­ры и Пер­се­фо­ны имел огром­ное зна­че­ние в Южной Ита­лии, в Мета­пон­те, в обла­сти брут­ти­ев, в Кротоне, Локрах, Регии и т.д. Мы уже отме­ча­ли, что род Виби­ев, види­мо, имел брут­тий­ское про­ис­хож­де­ние.

Нет осно­ва­ний счи­тать, что голо­ва Апол­ло­на и Минер­ва (или Рома) в колес­ни­це име­ют какое-то осо­бое зна­че­ние, но мас­ки Пана и Силе­на — это, несо­мнен­но, «гово­ря­щие типы», свя­зан­ные с ког­но­ме­ном Пан­са. В каче­стве меток монет­но­го дво­ра этот моне­та­рий исполь­зо­вал сим­во­лы, чис­ла, бук­вы (гре­че­ские и рим­ские) и зна­ки номи­на­лов; все они за един­ст­вен­ным исклю­че­ни­ем (см. тип IV вар., с. 295) раз­ме­ща­ют­ся толь­ко на авер­се. Все эти мет­ки монет­но­го дво­ра встре­ча­ют­ся толь­ко на типе II.

Нет сомне­ний в том, что все брон­зо­вые моне­ты с име­нем Гая Вибия Пан­сы были отче­ка­не­ны имен­но этим моне­та­ри­ем, а не его сыном, так как задол­го до 49 г. до н. э. чекан­ка брон­зо­вых монет на рим­ском монет­ном дво­ре пре­кра­ти­лась и была воз­об­нов­ле­на лишь несколь­ко лет спу­стя. Они име­ют полу­ун­ци­аль­ный стан­дарт.

© 2019 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

[1]Так в ори­ги­на­ле. Име­ет­ся в виду тип IV. — Прим. перев.

BMC RR (Grueber), т. I (Rome), c. 295, прим. 2 (к № 2312) (1910 г.):

Бабе­лон опи­сы­ва­ет этот тип асса как порт­рет с заост­рён­ной боро­дой (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 542, № 10), но на его иллю­ст­ра­ции боро­да вью­ща­я­ся, как и на экзем­пля­рах в Бри­тан­ском музее. На неко­то­рых моне­тах мы видим замкну­тую P вме­сто . Это пер­вый при­мер такой фор­мы, но он может объ­яс­нять­ся небреж­но­стью рез­чи­ка.

Бар­фельдт упо­ми­на­ет дру­гие раз­но­вид­но­сти асса (Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1897. Bd. 29. S. 99, 100): одна такая же, как №2312, с леген­дой С VIBIVS C F над трой­ным кора­бель­ным носом и ROMA под ним, и дру­гие такие же с леген­да­ми C VIBI или C VIBIVS под трой­ным кора­бель­ным носом. Он оспа­ри­ва­ет пра­виль­ность опи­са­ния асса с оди­нар­ным кора­бель­ным носом, зна­ком номи­на­ла и леген­дой C VIBIVS, кото­рое при­во­дит Бабе­лон (Babelon E. Op. cit. T. 2. P. 543. № 12).

CRR (Sydenham), с. 89 (к №№ 617—767) (1952 г.):

ПЕРИОД VI. 90—79 гг. до н. э.
СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА, «СЕМУНЦИАЛЬНЫЙ» СТАНДАРТ, СЕРРАТЫ И ВОЕННАЯ ЧЕКАНКА

Ок. 90—88 гг. до н. э.. Союз­ни­че­ская вой­на. Чекан­ка Мар­сий­ской кон­феде­ра­ции (Серия 31).

Ок. 90—85 гг. до н. э. Союз­ни­че­ская вой­на. Рим (монет­ный двор А) и вспо­мо­га­тель­ный монет­ный двор B. «Семун­ци­аль­ный» стан­дарт (Серия 32).

Ок. 85—83 гг. до н. э. Рим (монет­ный двор A), вспо­мо­га­тель­ный монет­ный двор B (Серия 33).

Ок. 82—80 гг. до н. э. Рим (Монет­ный двор A). (Серия 34).

Ок. 82—79 гг. до н. э. Серра­ты, Вспо­мо­га­тель­ный монет­ный двор B. (Серия 35).

Ок. 85—74 гг. до н. э. Монет­ная чекан­ка в Гал­лии, Испа­нии и на Восто­ке (Серия 36).

© 2020 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

CRR (Sydenham), с. 106 (к 690) (1952 г.):

На неко­то­рых экзем­пля­рах голо­ва Яну­са изо­бра­же­на с длин­ной заост­рён­ной боро­дой, такой же, как на неко­то­рых ассах Квин­та Тиция (см. №694). Бюст Вик­то­рии на квад­ран­те тоже похож на бюст Вик­то­рии на кви­на­рии это­го моне­та­рия (см. № 693).

© 2019 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

RRC (Crawford), c. 347—348, к № 342/7 (1974 г.):

На вари­ан­тах 7b—f встре­ча­ют­ся сле­дую­щие леген­ды:

7bW. 44[1]C PANSA (BMCRR Rome 2312—2313)
W. 49C VIBI PAN (Ган­но­вер 2518)
W. 49C VIBI PASA (Рим, Нацио­наль­ный музей (Ньек­ки) = Gnecchi F. Appunti di Numismatica romana // RIN. 1896. P. 18
W. 49C VIBI PAS (Рим, Капи­то­лий­ские музеи, 2957)
На двух штем­пе­лях ревер­са над кора­бель­ным носом изо­бра­жён сим­вол — шлем, — види­мо, в каче­стве кон­троль­ной мет­ки (Ган­но­вер 2524 = Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der Römischen Republik. Vienna, 1897—1918. Bd. 3. Taf. VII, 193; W. 45; Окс­форд)
7cW. 44C PANSA (Париж A 16523)
7dW. 46C PANSA (Ган­но­вер 2513)
W. 51C VIBI PAN (Ган­но­вер 2525)
W. 52C VI PA (Ган­но­вер 2520)?
C PASA (Париж A 16506)
7eW. 47C VIBI PANS (BMCRR Rome 2318)
W. 47C VIBI PANS (BMCRR Rome 2316—2317)
W. 47C VIBI PAN (BMCRR Rome 2319—2320)
C VIB PAN (Бри­тан­ский музей)
C VIBI PAN (Рим, Капи­то­лий­ские музеи 2954)
с.348
7fW. 48C VIBI PANS (Париж, A 16552)
W. 48C VIBI PANS (Париж, A 16554)
W. 48C VIBI PANS (BMCRR Rome 2315; ср. 2314, с неяс­ной леген­дой)
W. 48C VIBI PAN (Вена 4159)
W. 48C VIBI PAS (non vidi)
W. 55C VIBIVS (Рим, Капи­то­лий­ские музеи — non vidi)
W. 54C VIBI (Бер­лин)

Суще­ст­во­ва­ние одно­го штем­пе­ля авер­са с без­бо­ро­дым Яну­сом (Bahrfeldt M. Op. cit. Bd. 2. Taf. vi, 128 = W. Taf. vi, 7) — это слу­чай­ная ано­ма­лия. На авер­се 7d—f ино­гда отсут­ст­ву­ет знак номи­на­ла.

© 2019 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

[1]Willers H. Geschichte der Römischen Kupferprägung. Leipzig; Berlin, 1909. — Прим. перев.

RRC (Crawford), с. 348—349, к № 342 (1974 г.):

Кон­троль­ные мет­ки на вари­ан­те 1 — это сим­во­лы, свя­зан­ные с основ­ны­ми типа­ми; каж­до­му кон­троль­но­му сим­во­лу соот­вет­ст­ву­ет толь­ко один штем­пель; пере­чень извест­ных кон­троль­ных сим­во­лов см. в табл. XXIII на с.349.

На вари­ан­тах 3a—5b обна­ру­жи­ва­ет­ся шесть раз­ных сти­лей авер­са, кото­рые я назы­ваю A, A—C, C, B, D (исполь­зуя клас­си­фи­ка­цию Э. А. Сай­ден­хе­ма: Sydenham E. A. The Coinage of the Roman Republic. N. Y., 1952. P. 105 n); иллю­ст­ра­ции при­во­дят­ся на вкл. XLIV.

Эти сти­ли авер­са ком­би­ни­ру­ют­ся с раз­лич­ны­ми типа­ми ревер­са сле­дую­щим обра­зом:


3aA—C
3bA, A—C, C (Münz Zentrum Köln, psl 23, 103).
4aA, B
4bA—C, C
5aA—C, C
5bA, A—C, C, B, D, E

Кон­троль­ны­ми мет­ка­ми на вари­ан­тах 3a—5b могут высту­пать сим­во­лы, обо­зна­че­ния номи­на­лов, чис­ли­тель­ные (с точ­кой или без неё), бук­вы латин­ско­го алфа­ви­та (с одной или несколь­ки­ми точ­ка­ми или без них), бук­вы гре­че­ско­го алфа­ви­та или две бук­вы (ино­гда моно­грам­мой); каж­дой кон­троль­ной мет­ке может соот­вет­ст­во­вать несколь­ко штем­пе­лей1, как на моне­тах 1200, 1203 из кла­да Пон­те­кор­во: на обе­их изо­бра­же­на Вик­то­рия. Одна и та же кон­троль­ная мет­ка авер­са и один и тот же тип авер­са могут ком­би­ни­ро­вать­ся с несколь­ки­ми типа­ми ревер­са; моне­ты BMCRR. Rome с.349 2249 и Rome 2299 слу­жат при­ме­ра­ми, где штем­пель авер­са ском­би­ни­ро­ван с типа­ми ревер­са 4b и 5b.


Таб­ли­ца XXIII. Кон­троль­ные мет­ки на дена­ри­ях Гая Вибия Пан­сы (1)

АверсРеверс
Два коло­коль­чи­каСистрBMCRR Rome 2310
Ким­ва­лыФлей­та3BMCRR Rome 2311
Тирс, обвя­зан­ный лен­та­ми1.2Флей­та3Morell
Тирс, обвя­зан­ный лен­та­ми1.2Пас­ту­ше­ский посох (pedum), обвя­зан­ный лен­та­миТурин, Fava A. S. I simboli nelle monete argentee repubblicane, Turin, 1969. № 228
Тирс, обвя­зан­ный лен­та­ми2Сирин­га4Drouot 14/11/1972, 19
Тре­уголь­никСирин­га4Париж, A 162065

1 Один и тот же штем­пель.

2, 3, 4 Пред­по­ло­жи­тель­но один и тот же штем­пель.

5 Отсут­ст­ву­ет — см. Babelon.


Таб­ли­ца XXIV. Кон­троль­ные мет­ки на дена­ри­ях Гая Вибия Пан­сы (3a—b)

Мура­вей
Рог изоби­лия
Голо­ва орлаHaeberlin 1615
Цве­ток
Голо­ва коз­лаBMCRR Rome 2242
Куз­не­чикКопен­га­ген
СоваHaeberlin 1416
Паль­мо­вая ветвьHaeberlin 1421
Пере­д­няя часть оле­ня
Звезда
Мол­нияBMCRR Rome 2243
Вик­то­рия с вен­ком
Венок
S•

Если не ука­за­но иное, пере­чис­лен­ные кон­троль­ные мет­ки засвиде­тель­ст­во­ва­ны в Пари­же.


О сим­во­лах, засвиде­тель­ст­во­ван­ных на типах 3a—b, см. выше, табл. XXIV; в своё вре­мя я наде­юсь опуб­ли­ко­вать иссле­до­ва­ние штем­пе­лей типов 4a—5b.

Моне­та­рий, веро­ят­но, — (при­ём­ный) отец № 449 и, сле­до­ва­тель­но, один из проскри­би­ро­ван­ных Сул­лой (Cass. Dio XLV.17.1); о его три­бе см.: Wiseman T. P. // Some Republican Senators and their Tribes // CQ. Vol. 14.1. P. 331, о пери­о­ди­че­ски встре­чаю­щем­ся напи­са­нии ког­но­ме­на в фор­ме PASA ср.: ILS 8890 = ILLRP 421.

Типы 1—2 свя­за­ны с ког­но­ме­ном моне­та­рия; сим­во­лизм Вик­то­рии на типах 3a, 4a, 5a, 7a—d, веро­ят­но, отно­сит­ся к рим­ским победам в Союз­ни­че­ской войне, тип авер­са 9 заим­ст­во­ван с сереб­ря­ной чекан­ки Квин­та Тиция, кол­ле­ги Пан­сы по долж­но­сти моне­та­рия, как и, пожа­луй, знак номи­на­ла на 7b. Стиль ревер­са 4a напо­ми­на­ет неко­то­рые тет­ра­д­рах­мы Сира­куз, напри­мер, BMC Sicily, Syracuse, no. 214. Об Апол­лоне, Цере­ре (о сви­нье см. Ovid. Fast. IV. 465—466) и Минер­ве см. комм. к № 494.

© 2019 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Име­ет­ся так­же один штем­пель авер­са без кон­троль­ной мет­ки (клад Пон­те­кор­во 1190).

RCTV (Sear), т. I, с. 203 (к № 744) (2000 г.):

Имя это­го моне­та­рия пред­став­ле­но в совер­шен­но раз­ных фор­мах: C VIBIVS C F PANSA; C VIBIVS; C VIBI; C PANSA; C PASA; C VI PA; C VIB PAN; C VIBI PA; C VIBI PAN (или PAN); C VIBI PANS (ино­гда PAN, PAN или PANS); C VIBI PAS; C VIBI PASA.

© 2019 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА