* Дата чеканки: около 90 г. до н. э. (MRR), около 87 г. до н. э. (BMCRR), 89—88 гг. до н. э. (CRR), 90 г. до н. э. (RRC). Описание аверса и реверса приводится по MRR, RRC. Монетный кабинет Геттингенского университета, инв. № AS-00300.
MRR (Babelon), т. II, с. 536, к Vibia 1—33 (1885 г.):
CLXXXVII. ВИБИИ
Семья Вибиев упоминается в источниках, начиная со времён II Пунической войны, однако не в Риме, где она, видимо, обосновалась лишь много позднее. Вибий Аккай командовал пелигнами, союзниками римлян, в 542 г. от основания Рима (212 г. до н. э.)1; другой Вибий упоминается в 545 г. (209 г. до н. э.) как уроженец Бруттия2; после битвы при Каннах в 538 г. (216 г. до н. э.) гражданин Капуи по имени Вибий Виррий подстрекал соотечественников восстать против римлян и примкнуть к Ганнибалу3. Трудно сказать, происходил ли род Вибиев (gens Vibia), столь многочисленный в Риме в конце Республике и в эпоху Империи, от персонажей, живших во времена Пунических войн. Среди членов этого рода первым достиг консульства Гай Вибий Панса, консул 711 г. (43 г. до н. э.). Из семьи Вибиев происходили два императора — Требониан Галл и Волузиан. На монетах эпохи Республики встречаются следующие имена: 1. Гай Вибий Панса, сын Гая; 2. Гай Вибий Панса, сын Гая, внук Гая; 3. Гай Вибий Вар.
Боргези упомянул4, а Моммзен включил в каталог5 монету, на аверсе которой изображена голова Аполлона с легендой VIBIVS, а на реверсе — сидящий Геркулес с легендой NORBANVS. На основании этой монеты из нумизматических исследований исключается семья Норбанов, а экземпляры с легендой C. NORBANVS приписываются некоему Гаю Вибию Норбану. Но несомненно, что либо монета, положенная в основу такой системы, — подделка, либо её легенда неверно прочтена, и, как уже говорилось, в Риме совершенно точно существовала семья Норбанов, хотя это родовое имя и имеет необычную форму6.
4Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 514.
5Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 525, n. 310.
6См. выше, с. 258. Ср. Cohen H. Description générale des monnaies de la république Romaine, communément appelées médailles consulaires. P.; L., 1857. P. 230.
MRR (Babelon), т. II, с. 537—538, к Vibia 1—15 (1885 г.):
Гай Вибий Панса, сын Гая
Монетарий около 664 г. от основания Рима (90 г. до н. э.)
с.537 Вероятно, этот магистрат был отцом Гая Вибия Пансы, сына Гая, внука Гая, который занимал консульство в 711 г. (43 г. до н. э.). Его преномен точно соответствует этой идентификации, так же как и стиль монет. Но об истории этого монетария мы не знаем ничего, кроме того, что в 672 г. (82 г. до н. э.) его проскрибировал Сулла. Панса принадлежал к той же коллегии, что и Квинт Тиций, чьи денарии похожи по стилю.
В другом месте мы уже отмечали3, что на своих бронзовых монетах Квинт Тиций копировал большинство типов денариев Гая Вибия Пансы. Добавим к этому, что на аверсе асса № 10 Гая Вибия Пансы изображена голова Януса с заострённой бородой, сходная с той, что наблюдается на ассе Квинта Тиция. Ничего невозможно сказать о голове Аполлона и квадриге Паллады, идентифицированной с богиней Ромой (dea Roma), которые мы видим на первых пяти монетах. На денарии № 6 Церера или Деметра, держа два факела, напоминает Диану Люциферу на денарии Публия Клодия Туррина4; этот тип заимствован из с.538 нумизматики греческих или сицилийских городов, но мы не знаем мотивов такого выбора1. Свинья, сопровождающая Цереру в поисках её дочери Персефоны, напоминает о свиньях, которые, согласно легенде, перерыли землю, чтобы скрыть следы Персефоны2. Вакхические маски на других денариях — это «говорящие типы», напоминающие о когномене монетария.
BMC RR (Grueber), т. I (Rome), c. 289—290, прим. 2 (к № 2238—2321) (1910 г.):
с.289 Этот монетарий, вероятно, — отец Гая Вибия Пансы, сына Гая, который был консулом 43 г. до н. э. и сам чеканил монеты в 49 г. до н. э., адаптируя для некоторых из них типы своего отца. О Гае Вибии Пансе, монетарии 87 г. до н. э., нет почти никаких сведений, кроме тех, что можно извлечь из его монет. В 82 г. до н. э. он был проскрибирован Суллой, и это, возможно, побудило его сына примкнуть к Юлию Цезарю, верным сторонником которого он всегда был. Судя по взаимообмену монетными типами, Квинт Тиций и Гай Вибий Панса, видимо, были коллегами на монетном дворе. Монетные типы Гая Вибия Пансы в серебре и бронзе довольно вариативны.
Серебряных типов известно четыре, и все они имеют некоторые вариации. Так, на типе I изображение на реверсе иногда окружено лавровым венком; на типе II квадрига Минервы едет то вправо, то влево, а голова Аполлона на аверсе видоизменяется; на типе III квадрига Минервы иногда едет в одном и том же направлении как на аверсе, так и на реверсе; а на типе III[1] чередуются маски Пана и Силена. Что касается бронзовых монет, то на реверсе асса изображён тройной корабельный нос вместо одинарного, а тип аверса квадранта скопирован с квинария Квинта Тиция.
Поскольку о предках семьи Вибиев известно так мало, почти невозможно с.290 связать изображения на этих монетах с их историей. В 212 г. до н. э. Вибий Аккуэй, прозванный так, видимо, в честь города Аккуя в Апулии, командовал когортой пелигнов в римской армии; в 209 г. до н. э. Вибий из племени бруттиев явился вместе со своим братом Пакцием к консулу Квинту Фабию, чтобы просить у римлян прощения; а Вибий Вирр, гражданин Капуи, побудил своих соотечественников восстать против римлян и поддержать Ганнибала после битвы при Каннах в 216 г. до н. э. Ясно, что эта семья поселилась в Риме несколько позднее.
Типы с Церерой, или Деметрой, видимо, изображают богиню в поисках тропы, по которой её дочь Персефону забрали в Гадес. Её сопровождает свинья — животное, которое специально приносили в жертву Деметре на её праздниках; в данном случае она едва ли может напоминать о той части легенды, согласно которой свиньи перерыли землю, чтобы скрыть тропу, по которой перемещалась Персефона.
Культ Деметры и Персефоны имел огромное значение в Южной Италии, в Метапонте, в области бруттиев, в Кротоне, Локрах, Регии и т.д. Мы уже отмечали, что род Вибиев, видимо, имел бруттийское происхождение.
Нет оснований считать, что голова Аполлона и Минерва (или Рома) в колеснице имеют какое-то особое значение, но маски Пана и Силена — это, несомненно, «говорящие типы», связанные с когноменом Панса. В качестве меток монетного двора этот монетарий использовал символы, числа, буквы (греческие и римские) и знаки номиналов; все они за единственным исключением (см. тип IV вар., с. 295) размещаются только на аверсе. Все эти метки монетного двора встречаются только на типе II.
Нет сомнений в том, что все бронзовые монеты с именем Гая Вибия Пансы были отчеканены именно этим монетарием, а не его сыном, так как задолго до 49 г. до н. э. чеканка бронзовых монет на римском монетном дворе прекратилась и была возобновлена лишь несколько лет спустя. Они имеют полуунциальный стандарт.
[1]Так в оригинале. Имеется в виду тип IV. — Прим. перев.
BMC RR (Grueber), т. I (Rome), c. 295, прим. 2 (к № 2312) (1910 г.):
Бабелон описывает этот тип асса как портрет с заострённой бородой (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 542, № 10), но на его иллюстрации борода вьющаяся, как и на экземплярах в Британском музее. На некоторых монетах мы видим замкнутую P вместо . Это первый пример такой формы, но он может объясняться небрежностью резчика.
Барфельдт упоминает другие разновидности асса (Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1897. Bd. 29. S. 99, 100): одна такая же, как №2312, с легендой С VIBIVS C F над тройным корабельным носом и ROMA под ним, и другие такие же с легендами C VIBI или C VIBIVS под тройным корабельным носом. Он оспаривает правильность описания асса с одинарным корабельным носом, знаком номинала и легендой C VIBIVS, которое приводит Бабелон (Babelon E. Op. cit. T. 2. P. 543. № 12).
CRR (Sydenham), с. 89 (к №№ 617—767) (1952 г.):
ПЕРИОД VI. 90—79 гг. до н. э.
СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА, «СЕМУНЦИАЛЬНЫЙ» СТАНДАРТ, СЕРРАТЫ И ВОЕННАЯ ЧЕКАНКА
Ок. 90—88 гг. до н. э.. Союзническая война. Чеканка Марсийской конфедерации (Серия 31).
Ок. 90—85 гг. до н. э. Союзническая война. Рим (монетный двор А) и вспомогательный монетный двор B. «Семунциальный» стандарт (Серия 32).
Ок. 85—83 гг. до н. э. Рим (монетный двор A), вспомогательный монетный двор B (Серия 33).
Ок. 82—80 гг. до н. э. Рим (Монетный двор A). (Серия 34).
Ок. 82—79 гг. до н. э. Серраты, Вспомогательный монетный двор B. (Серия 35).
Ок. 85—74 гг. до н. э. Монетная чеканка в Галлии, Испании и на Востоке (Серия 36).
На некоторых экземплярах голова Януса изображена с длинной заострённой бородой, такой же, как на некоторых ассах Квинта Тиция (см. №694). Бюст Виктории на квадранте тоже похож на бюст Виктории на квинарии этого монетария (см. № 693).
C VIBI PASA (Рим, Национальный музей (Ньекки) = Gnecchi F. Appunti di Numismatica romana // RIN. 1896. P. 18
W. 49
C VIBI PAS (Рим, Капитолийские музеи, 2957)
На двух штемпелях реверса над корабельным носом изображён символ — шлем, — видимо, в качестве контрольной метки (Ганновер 2524 = Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der Römischen Republik. Vienna, 1897—1918. Bd. 3. Taf. VII, 193; W. 45; Оксфорд)
7c
W. 44
C PANSA (Париж A 16523)
7d
W. 46
C PANSA (Ганновер 2513)
W. 51
C VIBI PAN (Ганновер 2525)
W. 52
C VI PA (Ганновер 2520)?
C PASA (Париж A 16506)
7e
W. 47
C VIBI PANS (BMCRR Rome 2318)
W. 47
C VIBI PANS (BMCRR Rome 2316—2317)
W. 47
C VIBI PAN (BMCRR Rome 2319—2320)
C VIB PAN (Британский музей)
C VIBI PAN (Рим, Капитолийские музеи 2954)
с.348
7f
W. 48
C VIBI PANS (Париж, A 16552)
W. 48
C VIBI PANS (Париж, A 16554)
W. 48
C VIBI PANS (BMCRR Rome 2315; ср. 2314, с неясной легендой)
W. 48
C VIBI PAN (Вена 4159)
W. 48
C VIBI PAS (non vidi)
W. 55
C VIBIVS (Рим, Капитолийские музеи — non vidi)
W. 54
C VIBI (Берлин)
Существование одного штемпеля аверса с безбородым Янусом (Bahrfeldt M. Op. cit. Bd. 2. Taf. vi, 128 = W. Taf. vi, 7) — это случайная аномалия. На аверсе 7d—f иногда отсутствует знак номинала.
[1]Willers H. Geschichte der Römischen Kupferprägung. Leipzig; Berlin, 1909. — Прим. перев.
RRC (Crawford), с. 348—349, к № 342 (1974 г.):
Контрольные метки на варианте 1 — это символы, связанные с основными типами; каждому контрольному символу соответствует только один штемпель; перечень известных контрольных символов см. в табл. XXIII на с.349.
На вариантах 3a—5b обнаруживается шесть разных стилей аверса, которые я называю A, A—C, C, B, D (используя классификацию Э. А. Сайденхема: Sydenham E. A. The Coinage of the Roman Republic. N. Y., 1952. P. 105 n); иллюстрации приводятся на вкл. XLIV.
Эти стили аверса комбинируются с различными типами реверса следующим образом:
3a
A—C
3b
A, A—C, C (Münz Zentrum Köln, psl 23, 103).
4a
A, B
4b
A—C, C
5a
A—C, C
5b
A, A—C, C, B, D, E
Контрольными метками на вариантах 3a—5b могут выступать символы, обозначения номиналов, числительные (с точкой или без неё), буквы латинского алфавита (с одной или несколькими точками или без них), буквы греческого алфавита или две буквы (иногда монограммой); каждой контрольной метке может соответствовать несколько штемпелей1, как на монетах 1200, 1203 из клада Понтекорво: на обеих изображена Виктория. Одна и та же контрольная метка аверса и один и тот же тип аверса могут комбинироваться с несколькими типами реверса; монеты BMCRR. Rome с.349 2249 и Rome 2299 служат примерами, где штемпель аверса скомбинирован с типами реверса 4b и 5b.
Таблица XXIII. Контрольные метки на денариях Гая Вибия Пансы (1)
Турин, Fava A. S. I simboli nelle monete argentee repubblicane, Turin, 1969. № 228
Тирс, обвязанный лентами2
Сиринга4
Drouot 14/11/1972, 19
Треугольник
Сиринга4
Париж, A 162065
1 Один и тот же штемпель.
2, 3, 4 Предположительно один и тот же штемпель.
5 Отсутствует — см. Babelon.
Таблица XXIV. Контрольные метки на денариях Гая Вибия Пансы (3a—b)
Муравей
Рог изобилия
Голова орла
Haeberlin 1615
Цветок
Голова козла
BMCRR Rome 2242
Кузнечик
Копенгаген
Сова
Haeberlin 1416
Пальмовая ветвь
Haeberlin 1421
Передняя часть оленя
Звезда
Молния
BMCRR Rome 2243
Виктория с венком
Венок
S•
Если не указано иное, перечисленные контрольные метки засвидетельствованы в Париже.
О символах, засвидетельствованных на типах 3a—b, см. выше, табл. XXIV; в своё время я надеюсь опубликовать исследование штемпелей типов 4a—5b.
Монетарий, вероятно, — (приёмный) отец № 449 и, следовательно, один из проскрибированных Суллой (Cass. Dio XLV.17.1); о его трибе см.: Wiseman T. P. // Some Republican Senators and their Tribes // CQ. Vol. 14.1. P. 331, о периодически встречающемся написании когномена в форме PASA ср.: ILS 8890 = ILLRP 421.
Типы 1—2 связаны с когноменом монетария; символизм Виктории на типах 3a, 4a, 5a, 7a—d, вероятно, относится к римским победам в Союзнической войне, тип аверса 9 заимствован с серебряной чеканки Квинта Тиция, коллеги Пансы по должности монетария, как и, пожалуй, знак номинала на 7b. Стиль реверса 4a напоминает некоторые тетрадрахмы Сиракуз, например, BMC Sicily, Syracuse, no. 214. Об Аполлоне, Церере (о свинье см. Ovid. Fast. IV. 465—466) и Минерве см. комм. к № 494.
1Имеется также один штемпель аверса без контрольной метки (клад Понтекорво 1190).
RCTV (Sear), т. I, с. 203 (к № 744) (2000 г.):
Имя этого монетария представлено в совершенно разных формах: C VIBIVS C F PANSA; C VIBIVS; C VIBI; C PANSA; C PASA; C VI PA; C VIB PAN; C VIBI PA; C VIBI PAN (или PAN); C VIBI PANS (иногда PAN, PAN или PANS); C VIBI PAS; C VIBI PASA.