монетарий 42 г. до н. э.
Аурей, золото
Дата чеканки: 42 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 7.62 г
АВЕРС:Голо­ва Апол­ло­на (MRR: голо­ва Вене­ры) в лав­ро­вом вен­ке впра­во; воло­сы собра­ны в узел, два локо­на спа­да­ют вниз по шее. Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: Полу­об­на­жен­ная Вене­ра сто­ит, отвер­нув­шись вле­во, и смот­рит­ся в зер­ка­ло, кото­рое дер­жит в левой руке; спра­ва колон­на; сле­ва C VIBIVS вверх; спра­ва VARVS вверх. Кай­ма из точек.
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 4300 Type IV (Pl. LVIII. 10)
Crawford RRC 494/34 (pl. I.X) (штемпелей аверса 40, штемпелей реверса 40)
Sydenham CRR 1137 p. 186 (степень редкости: 8 — Extremely rare)
Babelon MRR Vibia 27
Sear RCTV (2000) I 16 (VF $4000, EF $8800)
Bahrfeldt 37
CRI 190
Calicó 33a
Online: CRRO
Сохранность: EF
* Дата чеканки: 43—42 гг. до н. э. (MRR); ок. 38 г. до н. э., Рим (BMC); ок. 39 г. до н. э., Рим (CRR); 42 г. до н. э., Рим (RRC; CRI); ок. 42 г. до н. э. (RSC, RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC.
Gemini, LLC — Аукцион X, лот 318 (13.01.2013 г.).
Источник: https://acsearch.info
MRR (Babelon), т. II, с. 536, к Vibia 1—33 (1885 г.):

CLXXXVII. ВИБИИ

Семья Виби­ев упо­ми­на­ет­ся в источ­ни­ках, начи­ная со вре­мён II Пуни­че­ской вой­ны, одна­ко не в Риме, где она, види­мо, обос­но­ва­лась лишь мно­го позд­нее. Вибий Аккай коман­до­вал пелиг­на­ми, союз­ни­ка­ми рим­лян, в 542 г. от осно­ва­ния Рима (212 г. до н. э.)1; дру­гой Вибий упо­ми­на­ет­ся в 545 г. (209 г. до н. э.) как уро­же­нец Брут­тия2; после бит­вы при Кан­нах в 538 г. (216 г. до н. э.) граж­да­нин Капуи по име­ни Вибий Виррий под­стре­кал сооте­че­ст­вен­ни­ков вос­стать про­тив рим­лян и при­мкнуть к Ган­ни­ба­лу3. Труд­но ска­зать, про­ис­хо­дил ли род Виби­ев (gens Vibia), столь мно­го­чис­лен­ный в Риме в кон­це Рес­пуб­ли­ке и в эпо­ху Импе­рии, от пер­со­на­жей, жив­ших во вре­ме­на Пуни­че­ских войн. Сре­ди чле­нов это­го рода пер­вым достиг кон­суль­ства Гай Вибий Пан­са, кон­сул 711 г. (43 г. до н. э.). Из семьи Виби­ев про­ис­хо­ди­ли два импе­ра­то­ра — Тре­бо­ни­ан Галл и Волу­зи­ан. На моне­тах эпо­хи Рес­пуб­ли­ки встре­ча­ют­ся сле­дую­щие име­на: 1. Гай Вибий Пан­са, сын Гая; 2. Гай Вибий Пан­са, сын Гая, внук Гая; 3. Гай Вибий Вар.

Бор­ге­зи упо­мя­нул4, а Момм­зен вклю­чил в ката­лог5 моне­ту, на авер­се кото­рой изо­бра­же­на голо­ва Апол­ло­на с леген­дой VIBIVS, а на ревер­се — сидя­щий Гер­ку­лес с леген­дой NORBANVS. На осно­ва­нии этой моне­ты из нумиз­ма­ти­че­ских иссле­до­ва­ний исклю­ча­ет­ся семья Нор­ба­нов, а экзем­пля­ры с леген­дой C. NORBANVS при­пи­сы­ва­ют­ся неко­е­му Гаю Вибию Нор­ба­ну. Но несо­мнен­но, что либо моне­та, поло­жен­ная в осно­ву такой систе­мы, — под­дел­ка, либо её леген­да невер­но про­чте­на, и, как уже гово­ри­лось, в Риме совер­шен­но точ­но суще­ст­во­ва­ла семья Нор­ба­нов, хотя это родо­вое имя и име­ет необыч­ную фор­му6.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Liv. XXV. 14.

2Liv. XXVII. 15.

3Liv. XXIII. 6; XXVI. 13, 14.

4Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 514.

5Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 525, n. 310.

6См. выше, с. 258. Ср. Cohen H. Description générale des monnaies de la république Romaine, communément appelées médailles consulaires. P.; L., 1857. P. 230.

MRR (Babelon), т. II, с. 547—548, к Vibia 23—33 (1885 г.):

3. Гай Вибий Вар
Моне­та­рий в 711—712 гг. (43—42 гг. до н. э.)

с.547 Этот моне­та­рий вхо­дил в монет­ную кол­ле­гию вме­сте с Луци­ем Ливи­не­ем Регу­лом, Луци­ем Мус­сиди­ем Лон­гом и Пуб­ли­ем Кло­ди­ем Турри­ном. Трое его кол­лег носят титул кват­ту­о­рви­ров по чекан­ке государ­ст­вен­но­го золота (quatuorviri auro publico feriundo); и лишь толь­ко Вибий не при­со­еди­ня­ет к сво­е­му име­ни ника­ких уточ­не­ний. Момм­зен дати­ру­ет эту кол­ле­гию 716 г. (38 г. до н. э.)1; но клад из Пье­ве-Квин­та дока­зы­ва­ет, что она дей­ст­во­ва­ла в 711—712 гг. (43—42 гг. до н. э.)2. О карье­ре Гая Вибия Вара нет ника­ких свиде­тельств, кро­ме его монет. Поми­мо монет, кото­рые чет­ве­ро кол­лег чека­ни­ли от име­ни Лепида, Мар­ка Анто­ния и Окта­вия, каж­дый из них выпус­кал от име­ни сена­та ауреи и дена­рии без имён три­ум­ви­ров — они отче­ка­не­ны до созда­ния три­ум­ви­ра­та 27 нояб­ря 711 г. (43 г. до н. э.). Поэто­му изо­бра­же­ния на их моне­тах с.548 очень похо­жи друг на дру­га. Такие экзем­пля­ры Гая Вибия Вара напо­ми­на­ют либо об исто­рии семьи Виби­ев, как дена­рий № 24, либо о рим­ской дер­жа­ве, её доб­рой судь­бе и победах, что было обыч­ным для монет­ных типов кон­ца Рес­пуб­ли­ки.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 554.

2См. выше, т. I, с. 107, 354; т. II, с. 39 сл. Ср. Bahrfeldt M. Der Denarschatz von Pieve-Quinta // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 10. 1883. S. 18; Lenormant Fr. La monnaie dans l’antiquité. T. 3. P., 1879. P. 171—172.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 587, прим. 1 (к № 4292—4305) (1910 г.):

Око­ло 38 г. до н. э., 716 г. от осно­ва­ния Рима
C. VIBIVS VARVS (ГАЙ ВИБИЙ ВАР)

Гай Вибий Вар изве­стен толь­ко сво­и­ми моне­та­ми, кото­рые, по ука­зан­ным выше при­чи­нам (см. с.583), были, веро­ят­но, выпу­ще­ны око­ло 38 г. до н. э. Подоб­но сво­е­му кол­ле­ге Пуб­лию Кло­дию, он отче­ка­нил две серии: одна была свя­за­на с три­ум­ви­ра­ми Анто­ни­ем, Окта­виа­ном и Лепидом, а вто­рая напо­ми­на­ла о куль­те раз­лич­ных божеств, осо­бен­но чти­мых в рим­ской мифо­ло­гии, а пото­му вполне воз­мож­но, что кто-то из стар­ших чле­нов его семьи сыг­рал важ­ную роль в их куль­те. Моне­ты обе­их серий отче­ка­не­ны из золота и сереб­ра. Типы монет Гая Вибия Вара, отче­ка­нен­ных в честь три­ум­ви­ров, не так раз­но­об­раз­ны, как типы Пуб­лия Кло­дия: Вибий исполь­зу­ет лишь один тип для золотых монет и, веро­ят­но, один — для сереб­ря­ных. Руко­по­жа­тие на ауре­ях — общий тип для всех три­ум­ви­ров — может быть свя­за­но с их недав­ним при­ми­ре­ни­ем, тогда как фигу­ра Фор­ту­ны, кото­рая встре­ча­ет­ся толь­ко на дена­ри­ях с порт­ре­та­ми Анто­ния и Окта­ви­а­на, либо ука­зы­ва­ет на про­цве­та­ние Рима как плод победы, либо выра­жа­ет поже­ла­ние, чтобы на войне им сопут­ст­во­ва­ла уда­ча. Ни Вар, ни Кло­дий не чека­ни­ли дена­рии Лепида, и это не может быть про­сто сов­па­де­ни­ем. Золотые моне­ты Вара с порт­ре­та­ми Анто­ния и Лепида были неиз­вест­ны до обна­ру­же­ния кла­да из Каяц­цо в 1877 г. (von Duhn F. Münzfund bei Cajazzo // Zeitschrift für Numizmatik. Bd. 5. 1878. S. 232—240; Friedländer J.: Zum Münzfund von Cajazzo // ibid. S. 241—242), в кото­ром най­де­но два экзем­пля­ра пер­во­го типа и один — вто­ро­го.

Боль­шин­ство типов вто­рой серии име­ют насколь­ко общий харак­тер, что невоз­мож­но напря­мую свя­зать их с исто­ри­ей рода Виби­ев. Голо­ва Вак­ха на типе IV сход­на с такой же голо­вой на более ран­ней моне­те Гая Вибия Пан­сы, с в дан­ном слу­чае связь с исто­ри­ей семьи моне­та­рия мож­но счи­тать дока­зан­ной (ср. выше, с. 509). Изо­бра­же­ния Неме­зиды, сход­ные с тем, что мы видим на типе V, неред­ко встре­ча­ют­ся на гре­че­ских моне­тах, осо­бен­но на моне­тах Смир­ны и Нико­медии в импе­ра­тор­скую эпо­ху (см. BMC Ionia p. 111 pas.), где Неме­зида оття­ги­ва­ет хитон на шее, что веро­ят­но, иллю­ст­ри­ру­ет антич­ный обы­чай пле­вать на одеж­ду на груди, чтобы отвра­тить гнев этой боги­ни в таких делах, кото­рые мог­ли вызвать её неодоб­ре­ние (Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1897. Bd. 29. S. 102). Вполне воз­мож­но, что совре­мен­ный обы­чай пле­вать на моне­ту, чтобы отвра­тить неуда­чу, име­ет то же про­ис­хож­де­ние. Пред­мет, кото­рый дер­жит Вене­ра на типе IV, иден­ти­фи­ци­ро­вал­ся иссле­до­ва­те­ля­ми как ящи­чек (capsula), рако­ви­на (concha marina), плос­кая чаша (patera) или зер­ка­ло (Müller C. O. Denkmäler der Alten Kunst / 3 Aufl. von F. Wieseler. Tl. 2. H. 1. Göttingen, 1877. S. 412). Иден­ти­фи­ка­ция это­го пред­ме­та с зер­ка­лом пред­став­ля­ет­ся наи­бо­лее прав­до­по­доб­ным реше­ни­ем, ибо такая поза Вене­ры, как на этих моне­тах, неред­ко встре­ча­ет­ся на вазах и гем­мах. Колон­на — это атри­бут Вене­ры как победо­нос­ной боги­ни кра­соты и люб­ви (Müller C. O. Loc. cit). В свя­зи с при­сут­ст­ви­ем на типах VII и VIII Гер­ку­ле­са и Минер­вы мы не можем выска­зать ника­ких пред­по­ло­же­ний.

Напи­са­ние EI вме­сто I и удво­е­ние глас­ной A в име­ни моне­та­рия на золотых моне­тах с порт­ре­та­ми три­ум­ви­ров для обо­зна­че­ния дол­гих глас­ных, необыч­но для столь позд­не­го вре­ме­ни, и даже в этом слу­чае выглядит как исклю­че­ние, так как исполь­зу­ет­ся толь­ко на экзем­пля­рах дан­но­го выпус­ка. На более ран­них моне­тах фор­ма EI вме­сте E исполь­зу­ет­ся доволь­но бес­си­стем­но (см. OPEIMI вме­сто OPIMI, с. 172; PREIMVS вме­сто PRIMVS, с. 496, и PREIVERNVM вме­сто PRIVERNVM, с.483); но удво­е­ние глас­ной име­ет лишь два пре­цеден­та: в име­нах FEELIX на моне­тах Фав­ста, сына Сул­лы (см. с. 472) и VAALA на моне­тах Гая Нумо­ния Валы (см. с. 570).

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

RRC (Crawford), с. 509—511, к № 494 (1974 г.):

О штем­пе­лях ревер­сов, общих для №№ 16, 17 и 18, см. Bahrfeldt M. Über die Chronologie der Münzen des Marcus Antonius 710—724 U. C. (44—30 v. Chr.) // Atti del Congresso Internazionale di Scienze Storiche VI, Sezione Numismatica. Roma, 1904. P. 190.

Эти четы­ре моне­та­рия ина­че не извест­ны; Л. Мус­сидий Лонг, веро­ят­но, отец сена­то­ра вре­мен Авгу­ста (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 127; idem. New men in the Roman senate, 139 B. C.—A. D. 14. Oxford, 1971. P. 243), Л. Ливи­ней Регул, воз­мож­но, сын дру­га Цице­ро­на Л. Ливи­нея Регу­ла с.510 (Att. III. 17. 1; Fam. XIII. 60. 1); послед­ний, веро­ят­но, был пре­то­ром, упо­мя­ну­тым на №№ 26—31, или, воз­мож­но, пре­фек­том горо­да, упо­мя­ну­тым на № 31; ни исто­рия это­го пери­о­да, ни кон­сти­ту­ци­он­ная прак­ти­ка не поз­во­ля­ют счи­тать, что сам моне­та­рий был пре­фек­том горо­да в 42 г. до н. э. или око­ло это­го вре­ме­ни (contra Broughton T. R. S. Supplement to the Magistrates of the Roman Republic. New York, 1960. P. 35; ср. моне­ту, подоб­ную № 31, без явно­го и исклю­чи­тель­но­го ука­за­ния на моне­та­рия, отче­ка­нив­ше­го ее: №№ 433/12; я не иден­ти­фи­ци­рую моне­та­рия и пре­фек­та 46 г.).

Золотые моне­ты с порт­ре­та­ми три­ум­ви­ров содер­жат как изо­бра­же­ния, про­слав­ля­ю­щие осно­ва­ние три­ум­ви­ра­та, так и изо­бра­же­ния, соот­вет­ст­ву­ю­щие отдель­ным три­ум­ви­рам: Л. Ливи­ней Регул изо­бра­жа­ет вестал­ку Эми­лию (Plut. Rom. 2 и Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 329—332; см. так­же № 419), Гер­ку­ле­са, пред­ка Анто­ни­ев (App. BC III. 60 и 72; Plut. Ant. 4, 36 и 60; воз­мож­но, [Cic.] Caes. iun. I. 7), и Энея, несу­ще­го Анхи­за; П. Кло­дий изо­бра­жа­ет фигу­ру, веро­ят­но, явля­ю­щу­ю­ся Фор­ту­ной (сле­ду­ет отме­тить связь Лепида с хра­мом Εὐτυ­χια на фору­ме, Cass. Dio XLIV. 5. 2; Cic. Att. XIII. 42. 3), гения (ср. №№ 329 и 397), соеди­ня­ю­ще­го атри­бу­ты Солн­ца, Апол­ло­на, Вик­то­рии и Сча­стья (felicitas) и опи­раю­ще­го­ся пра­вой ногой на зем­ной шар меж­ду орлом и щитом (биб­лио­гра­фию см.: Buttrey T. V. The triumviral portrait gold of the Quattuorviri monetales of 42 B. C. New York, 1956. P. 9 n. 40; веро­ят­но, фигу­ра каким-то неяс­ным сего­дня обра­зом отно­сит­ся лич­но к Мар­ку Анто­нию; вопре­ки мне­нию А. Аль­фёль­ди (Alföldi A. Der neue Weltherrscher der vierten Ekloge Vergils // Hermes. Bd. 65. 1930. S. 377), фигу­ра не явля­ет­ся Эоном, о кото­ром см. Charbonneaux J. Aion et Philippe l’Arabe // MEFRA. T. 72. 1960. P. 253; Теве­но (Thevenot E. La figuration du Genie de Lyon // RAE. T. 10. 1959. P. 94) не при­во­дит свиде­тельств в поль­зу сво­его мне­ния, буд­то эта фигу­ра — гений Лугду­на) и Вене­ру Пра­ро­ди­тель­ни­цу. Л. Мус­сидий Лонг изо­бра­жа­ет Мар­са как напо­ми­на­ние о пла­нах три­ум­ви­ров пред­при­нять пар­фян­скую вой­ну (Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 128—132; ср. № 497 и с. 740) и рог изоби­лия как сим­вол Фор­ту­ны (нет осо­бой свя­зи меж­ду этим изо­бра­же­ни­ем и изо­бра­же­ни­ем Энея, отче­ка­нен­ным Л. Ливи­не­ем Регу­лом, Erkell H. Augustus, Felicitas, Fortuna: lateinische Wortstudien. Göteborg, 1952. S. 115—116 про­тив Alföldi A. Op. cit. S. 375 Anm. 1); Г. Вибий Вар изо­бра­жа­ет руко­по­жа­тие как сим­вол согла­сия меж­ду три­ум­ви­ра­ми.

Марс вновь встре­ча­ет­ся на дена­ри­ях П. Кло­дия, вме­сте с порт­ре­та­ми Цеза­ря, М. Анто­ния и Окта­ви­а­на; с послед­ним так­же сосед­ст­ву­ет изо­бра­же­ние Бла­го­че­стия на ревер­се, явно ука­за­ние на наслед­ство Цеза­ря и долг Окта­ви­а­на ото­мстить за него. Л. Ливи­ней Регул поме­ща­ет на свои дена­рии порт­рет Цеза­ря меж­ду лав­ро­вой вет­вью и каду­це­ем с изо­бра­же­ни­ем быка на ревер­се, воз­мож­но, напо­ми­ная бла­го­при­ят­ное пред­зна­ме­но­ва­ние в 47 г.1 (Cass. Dio XLI. 39. 2, ср. Suet. Iul. 59, и Weinstock S. Op. cit. P. 118—121), и порт­рет Окта­ви­а­на с изо­бра­же­ни­ем Победы на ревер­се (см. ILS. 108 о пер­вой победе Окта­ви­а­на при Мутине 14 апре­ля 43 г.). Г. Вибий Вар соеди­ня­ет на сво­их дена­ри­ях Фор­ту­ну, дер­жа­щую Вик­то­рию, с порт­ре­та­ми М. Анто­ния и Окта­ви­а­на и чека­нит так­же ауреи с Апол­ло­ном и Вене­рой, бога­ми-покро­ви­те­ля­ми Юли­ев (см. № 320). Л. Мус­сидий Лонг соеди­ня­ет порт­рет Цеза­ря с сим­во­ла­ми с.511 гос­под­ства «на суше и на море» (terra marique) — рогом изоби­лия на зем­ном шаре с рулем (см. № 393), — с сим­во­ла­ми Сча­стья (felicitas, ср. алтарь рода Авгу­ста, The Cambridge Ancient History. Plates IV. Cambridge, 1960. Pl. 134) и пон­ти­фи­ка­та; он так­же посвя­ща­ет Вик­то­рии обе сто­ро­ны еще одно­го выпус­ка дена­ри­ев и наме­ка­ет на согла­сие (concordia) меж­ду три­ум­ви­ра­ми, изо­бра­жая на дена­ри­ях руко­по­жа­тие вокруг каду­цея и храм Вене­ры Кло­аки­ны с Кон­кор­ди­ей (о хра­ме Вене­ры Кло­аки­ны см. Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. London, 1968. Vol. I. 262; свиде­тель­ство Пли­ния (NH. XV. 119) пред­по­ла­га­ет, что он тоже может быть сим­во­лом граж­дан­ско­го мира, см. Pais E. I nummi di L. Mussidius Longus ed il loro significato per la storia del triumvirato romano // RAL. Ser. 5. Vol. 33. 1924. P. 15; о свя­зан­ной с ним идее очи­ще­ния см. van Essen C. C. Venus Cloacina // Mnemosyne. Vol. 9. 2. 1956. P. 137); соеди­не­ние звезды, полу­ме­ся­ца и Солн­ца на той же груп­пе дена­ри­ев, воз­мож­но, пред­по­ла­га­ет веру в неиз­беж­ность ново­го века (Cic. ND II. 51; Censorin. 18. 11; Norden E. Geburt des Kindes / 2 Aufl. Stuttgart, 1958. S. 143; Alföldi A. Op. cit. S. 373; Солн­це и Луна и род­ст­вен­ные им боже­ства Апол­лон и Диа­на на ауре­ях и дена­ри­ях П. Кло­дия, несо­мнен­но, наве­я­ны той же иде­ей)2.

Оста­ют­ся лишь ауреи и дена­рии Л. Ливи­нея Регу­ла, про­слав­ля­ю­щие куруль­ные долж­но­сти двух его пред­ков и наме­каю­щие на две обла­сти дея­тель­но­сти эди­ла (ср. выпус­ки, рас­смот­рен­ные на с. 729) и ауреи и дена­рии Г. Вибия Вара с изо­бра­же­ни­я­ми Ромы и Неме­зиды (о Роме ср. № 292/1, о Неме­зиде см. Roscher W. H. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 3. Leipzig, 1902. S. 143—166), Либе­ра с его атри­бу­та­ми, Гер­ку­ле­са и Минер­вы; учи­ты­вая связь меж­ду Неме­зидой, Вик­то­ри­ей и Ромой (Weinstock S. Victoria // RE. Bd. VIII A. 1958. Sp. 2536—2537), ауреи, изо­бра­жаю­щие Рому и Неме­зиду, веро­ят­но, пред­вос­хи­ща­ют победу три­ум­ви­ров, ср. связь Ромы с победой Сул­лы (№ 421 и с. 732). Гер­ку­лес, веро­ят­но, — цеза­ри­ан­ский тип; во вся­ком слу­чае, его диа­де­ма похо­жа на пер­гам­скую коро­ну «Алек­сандра» (Kraft K. Der goldene Kranz Caesars und der Kampf um die Entlarvung des «Tyrannen». Darmstadt, 1969. S.12). Либер и Минер­ва, воз­мож­но, — семей­ные типы Виби­ев: Г. Вибий, сын Гая, Пан­са (№ 342) изо­бра­жа­ет Апол­ло­на, Цере­ру и Минерву; Г. Вибий, сын Гая, внук Гая, Пан­са (№ 449) — Либе­ра, Цере­ру и Мер­ку­рия; Г. Вибий Вар — Либе­ра и Минерву.

© 2009 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Но сле­ду­ет так­же отме­тить связь зоди­а­каль­но­го зна­ка Тель­ца с Вене­рой, см.: Mommsen Th. Die römische Chronologie bis auf Caesar. 2 Aufl. Berlin, 1859. S. 305—308.

2Но сле­ду­ет так­же отме­тить связь Солн­ца, Луны и Вик­то­рии в над­пи­си CIL. III. 14386d. Более ста­рые точ­ки зре­ния, а имен­но: Vercoutre A. Explication de l’Aureus frappé par P. Clodius à l’effigie de Marc’Antoine // Revue Numismatique. Ser. 3. T. 8. 1890. P. 377—384; Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. I. L., 1910. P. 577, n. 1; P. 582—583, n. 2; Cesano L. M. Antonius-Sol (monete di M. A.) // Bollettino dell’Associazione Archeologica Romana. 1912. Vol. 10—12. P. 238, — неубеди­тель­ны.

CRI (Sear), с. 116, к № 190 (1998 г.):

Изо­бра­же­ние Апол­ло­на на пер­вом из этих типов ауре­ев очень напо­ми­на­ет голо­ву на золотых и сереб­ря­ных моне­тах Пуб­лия Кло­дия, отче­ка­нен­ных в это же вре­мя (ср. №№ 183 и 184). Вене­ра, пра­ро­ди­тель­ни­ца рода Юли­ев, види­мо, — дань памя­ти покой­но­го дик­та­то­ра и ком­пли­мент его наслед­ни­ку, моло­до­му три­ум­ви­ру Окта­виа­ну. В таком слу­чае Апол­лон тоже может быть свя­зан с родом Юли­ев (ср. ком­мен­та­рий Кро­уфор­да56 к чекан­ке моне­та­рия Луция Юлия Цеза­ря, зани­мав­ше­го эту долж­ность око­ло 103 г. до н. э.). Вто­рой, более ред­кий тип аурея Вара име­ет весь­ма свое­об­раз­ный дизайн: на нём в пер­вый и послед­ний раз в рим­ской чекан­ке появ­ля­ет­ся кры­ла­тая боги­ня Неме­зида. Неме­зида ассо­ции­ро­ва­лась с пред­став­ле­ни­ем о рели­ги­оз­ном воз­мездии, и поэто­му обра­ще­ние к ней было весь­ма умест­но в обсто­я­тель­ствах той эпо­хи, когда три­ум­ви­ры гото­ви­лись к послед­не­му бою с убий­ца­ми Цеза­ря.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

56Crawford M. Roman Republican Coinage. Cambridge, 1974. P. 325, № 320/1.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА