Аурей, золото Дата чеканки: 42 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
7.62 г
АВЕРС:
Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС:
Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
Сохранность: EF * Дата чеканки: 43—42 гг. до н. э. (MRR); ок. 38 г. до н. э., Рим (BMC); ок. 39 г. до н. э., Рим (CRR); 42 г. до н. э., Рим (RRC; CRI); ок. 42 г. до н. э. (RSC, RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC. Gemini, LLC — Аукцион X, лот 318 (13.01.2013 г.).
MRR (Babelon), т. II, с. 536, к Vibia 1—33 (1885 г.):
CLXXXVII. ВИБИИ
Семья Вибиев упоминается в источниках, начиная со времён II Пунической войны, однако не в Риме, где она, видимо, обосновалась лишь много позднее. Вибий Аккай командовал пелигнами, союзниками римлян, в 542 г. от основания Рима (212 г. до н. э.)1; другой Вибий упоминается в 545 г. (209 г. до н. э.) как уроженец Бруттия2; после битвы при Каннах в 538 г. (216 г. до н. э.) гражданин Капуи по имени Вибий Виррий подстрекал соотечественников восстать против римлян и примкнуть к Ганнибалу3. Трудно сказать, происходил ли род Вибиев (gens Vibia), столь многочисленный в Риме в конце Республике и в эпоху Империи, от персонажей, живших во времена Пунических войн. Среди членов этого рода первым достиг консульства Гай Вибий Панса, консул 711 г. (43 г. до н. э.). Из семьи Вибиев происходили два императора — Требониан Галл и Волузиан. На монетах эпохи Республики встречаются следующие имена: 1. Гай Вибий Панса, сын Гая; 2. Гай Вибий Панса, сын Гая, внук Гая; 3. Гай Вибий Вар.
Боргези упомянул4, а Моммзен включил в каталог5 монету, на аверсе которой изображена голова Аполлона с легендой VIBIVS, а на реверсе — сидящий Геркулес с легендой NORBANVS. На основании этой монеты из нумизматических исследований исключается семья Норбанов, а экземпляры с легендой C. NORBANVS приписываются некоему Гаю Вибию Норбану. Но несомненно, что либо монета, положенная в основу такой системы, — подделка, либо её легенда неверно прочтена, и, как уже говорилось, в Риме совершенно точно существовала семья Норбанов, хотя это родовое имя и имеет необычную форму6.
4Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 514.
5Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 525, n. 310.
6См. выше, с. 258. Ср. Cohen H. Description générale des monnaies de la république Romaine, communément appelées médailles consulaires. P.; L., 1857. P. 230.
MRR (Babelon), т. II, с. 547—548, к Vibia 23—33 (1885 г.):
3. Гай Вибий Вар
Монетарий в 711—712 гг. (43—42 гг. до н. э.)
с.547 Этот монетарий входил в монетную коллегию вместе с Луцием Ливинеем Регулом, Луцием Муссидием Лонгом и Публием Клодием Туррином. Трое его коллег носят титул кваттуорвиров по чеканке государственного золота (quatuorviri auro publico feriundo); и лишь только Вибий не присоединяет к своему имени никаких уточнений. Моммзен датирует эту коллегию 716 г. (38 г. до н. э.)1; но клад из Пьеве-Квинта доказывает, что она действовала в 711—712 гг. (43—42 гг. до н. э.)2. О карьере Гая Вибия Вара нет никаких свидетельств, кроме его монет. Помимо монет, которые четверо коллег чеканили от имени Лепида, Марка Антония и Октавия, каждый из них выпускал от имени сената ауреи и денарии без имён триумвиров — они отчеканены до создания триумвирата 27 ноября 711 г. (43 г. до н. э.). Поэтому изображения на их монетах с.548 очень похожи друг на друга. Такие экземпляры Гая Вибия Вара напоминают либо об истории семьи Вибиев, как денарий № 24, либо о римской державе, её доброй судьбе и победах, что было обычным для монетных типов конца Республики.
1Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 554.
2См. выше, т. I, с. 107, 354; т. II, с. 39 сл. Ср. Bahrfeldt M. Der Denarschatz von Pieve-Quinta // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 10. 1883. S. 18; Lenormant Fr. La monnaie dans l’antiquité. T. 3. P., 1879. P. 171—172.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 587, прим. 1 (к № 4292—4305) (1910 г.):
Около 38 г. до н. э., 716 г. от основания Рима
C. VIBIVS VARVS (ГАЙ ВИБИЙ ВАР)
Гай Вибий Вар известен только своими монетами, которые, по указанным выше причинам (см. с.583), были, вероятно, выпущены около 38 г. до н. э. Подобно своему коллеге Публию Клодию, он отчеканил две серии: одна была связана с триумвирами Антонием, Октавианом и Лепидом, а вторая напоминала о культе различных божеств, особенно чтимых в римской мифологии, а потому вполне возможно, что кто-то из старших членов его семьи сыграл важную роль в их культе. Монеты обеих серий отчеканены из золота и серебра. Типы монет Гая Вибия Вара, отчеканенных в честь триумвиров, не так разнообразны, как типы Публия Клодия: Вибий использует лишь один тип для золотых монет и, вероятно, один — для серебряных. Рукопожатие на ауреях — общий тип для всех триумвиров — может быть связано с их недавним примирением, тогда как фигура Фортуны, которая встречается только на денариях с портретами Антония и Октавиана, либо указывает на процветание Рима как плод победы, либо выражает пожелание, чтобы на войне им сопутствовала удача. Ни Вар, ни Клодий не чеканили денарии Лепида, и это не может быть просто совпадением. Золотые монеты Вара с портретами Антония и Лепида были неизвестны до обнаружения клада из Каяццо в 1877 г. (von Duhn F. Münzfund bei Cajazzo // Zeitschrift für Numizmatik. Bd. 5. 1878. S. 232—240; Friedländer J.: Zum Münzfund von Cajazzo // ibid. S. 241—242), в котором найдено два экземпляра первого типа и один — второго.
Большинство типов второй серии имеют насколько общий характер, что невозможно напрямую связать их с историей рода Вибиев. Голова Вакха на типе IV сходна с такой же головой на более ранней монете Гая Вибия Пансы, с в данном случае связь с историей семьи монетария можно считать доказанной (ср. выше, с. 509). Изображения Немезиды, сходные с тем, что мы видим на типе V, нередко встречаются на греческих монетах, особенно на монетах Смирны и Никомедии в императорскую эпоху (см. BMC Ionia p. 111 pas.), где Немезида оттягивает хитон на шее, что вероятно, иллюстрирует античный обычай плевать на одежду на груди, чтобы отвратить гнев этой богини в таких делах, которые могли вызвать её неодобрение (Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1897. Bd. 29. S. 102). Вполне возможно, что современный обычай плевать на монету, чтобы отвратить неудачу, имеет то же происхождение. Предмет, который держит Венера на типе IV, идентифицировался исследователями как ящичек (capsula), раковина (concha marina), плоская чаша (patera) или зеркало (Müller C. O. Denkmäler der Alten Kunst / 3 Aufl. von F. Wieseler. Tl. 2. H. 1. Göttingen, 1877. S. 412). Идентификация этого предмета с зеркалом представляется наиболее правдоподобным решением, ибо такая поза Венеры, как на этих монетах, нередко встречается на вазах и геммах. Колонна — это атрибут Венеры как победоносной богини красоты и любви (Müller C. O. Loc. cit). В связи с присутствием на типах VII и VIII Геркулеса и Минервы мы не можем высказать никаких предположений.
Написание EI вместо I и удвоение гласной A в имени монетария на золотых монетах с портретами триумвиров для обозначения долгих гласных, необычно для столь позднего времени, и даже в этом случае выглядит как исключение, так как используется только на экземплярах данного выпуска. На более ранних монетах форма EI вместе E используется довольно бессистемно (см. OPEIMI вместо OPIMI, с. 172; PREIMVS вместо PRIMVS, с. 496, и PREIVERNVM вместо PRIVERNVM, с.483); но удвоение гласной имеет лишь два прецедента: в именах FEELIX на монетах Фавста, сына Суллы (см. с. 472) и VAALA на монетах Гая Нумония Валы (см. с. 570).
О штемпелях реверсов, общих для №№ 16, 17 и 18, см. Bahrfeldt M. Über die Chronologie der Münzen des Marcus Antonius 710—724 U. C. (44—30 v. Chr.) // Atti del Congresso Internazionale di Scienze Storiche VI, Sezione Numismatica. Roma, 1904. P. 190.
Эти четыре монетария иначе не известны; Л. Муссидий Лонг, вероятно, отец сенатора времен Августа (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 127; idem. New men in the Roman senate, 139 B. C.—A. D. 14. Oxford, 1971. P. 243), Л. Ливиней Регул, возможно, сын друга Цицерона Л. Ливинея Регула с.510 (Att. III. 17. 1; Fam. XIII. 60. 1); последний, вероятно, был претором, упомянутым на №№ 26—31, или, возможно, префектом города, упомянутым на № 31; ни история этого периода, ни конституционная практика не позволяют считать, что сам монетарий был префектом города в 42 г. до н. э. или около этого времени (contra Broughton T. R. S. Supplement to the Magistrates of the Roman Republic. New York, 1960. P. 35; ср. монету, подобную № 31, без явного и исключительного указания на монетария, отчеканившего ее: №№ 433/1—2; я не идентифицирую монетария и префекта 46 г.).
Золотые монеты с портретами триумвиров содержат как изображения, прославляющие основание триумвирата, так и изображения, соответствующие отдельным триумвирам: Л. Ливиней Регул изображает весталку Эмилию (Plut. Rom. 2 и Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 329—332; см. также № 419), Геркулеса, предка Антониев (App. BC III. 60 и 72; Plut. Ant. 4, 36 и 60; возможно, [Cic.] Caes. iun. I. 7), и Энея, несущего Анхиза; П. Клодий изображает фигуру, вероятно, являющуюся Фортуной (следует отметить связь Лепида с храмом Εὐτυχια на форуме, Cass. Dio XLIV. 5. 2; Cic. Att. XIII. 42. 3), гения (ср. №№ 329 и 397), соединяющего атрибуты Солнца, Аполлона, Виктории и Счастья (felicitas) и опирающегося правой ногой на земной шар между орлом и щитом (библиографию см.: Buttrey T. V. The triumviral portrait gold of the Quattuorviri monetales of 42 B. C. New York, 1956. P. 9 n. 40; вероятно, фигура каким-то неясным сегодня образом относится лично к Марку Антонию; вопреки мнению А. Альфёльди (Alföldi A. Der neue Weltherrscher der vierten Ekloge Vergils // Hermes. Bd. 65. 1930. S. 377), фигура не является Эоном, о котором см. Charbonneaux J. Aion et Philippe l’Arabe // MEFRA. T. 72. 1960. P. 253; Тевено (Thevenot E. La figuration du Genie de Lyon // RAE. T. 10. 1959. P. 94) не приводит свидетельств в пользу своего мнения, будто эта фигура — гений Лугдуна) и Венеру Прародительницу. Л. Муссидий Лонг изображает Марса как напоминание о планах триумвиров предпринять парфянскую войну (Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 128—132; ср. № 497 и с. 740) и рог изобилия как символ Фортуны (нет особой связи между этим изображением и изображением Энея, отчеканенным Л. Ливинеем Регулом, Erkell H. Augustus, Felicitas, Fortuna: lateinische Wortstudien. Göteborg, 1952. S. 115—116 против Alföldi A. Op. cit. S. 375 Anm. 1); Г. Вибий Вар изображает рукопожатие как символ согласия между триумвирами.
Марс вновь встречается на денариях П. Клодия, вместе с портретами Цезаря, М. Антония и Октавиана; с последним также соседствует изображение Благочестия на реверсе, явно указание на наследство Цезаря и долг Октавиана отомстить за него. Л. Ливиней Регул помещает на свои денарии портрет Цезаря между лавровой ветвью и кадуцеем с изображением быка на реверсе, возможно, напоминая благоприятное предзнаменование в 47 г.1 (Cass. Dio XLI. 39. 2, ср. Suet. Iul. 59, и Weinstock S. Op. cit. P. 118—121), и портрет Октавиана с изображением Победы на реверсе (см. ILS. 108 о первой победе Октавиана при Мутине 14 апреля 43 г.). Г. Вибий Вар соединяет на своих денариях Фортуну, держащую Викторию, с портретами М. Антония и Октавиана и чеканит также ауреи с Аполлоном и Венерой, богами-покровителями Юлиев (см. № 320). Л. Муссидий Лонг соединяет портрет Цезаря с символами с.511 господства «на суше и на море» (terra marique) — рогом изобилия на земном шаре с рулем (см. № 393), — с символами Счастья (felicitas, ср. алтарь рода Августа, The Cambridge Ancient History. Plates IV. Cambridge, 1960. Pl. 134) и понтификата; он также посвящает Виктории обе стороны еще одного выпуска денариев и намекает на согласие (concordia) между триумвирами, изображая на денариях рукопожатие вокруг кадуцея и храм Венеры Клоакины с Конкордией (о храме Венеры Клоакины см. Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. London, 1968. Vol. I. 262; свидетельство Плиния (NH. XV. 119) предполагает, что он тоже может быть символом гражданского мира, см. Pais E. I nummi di L. Mussidius Longus ed il loro significato per la storia del triumvirato romano // RAL. Ser. 5. Vol. 33. 1924. P. 15; о связанной с ним идее очищения см. van Essen C. C. Venus Cloacina // Mnemosyne. Vol. 9. 2. 1956. P. 137); соединение звезды, полумесяца и Солнца на той же группе денариев, возможно, предполагает веру в неизбежность нового века (Cic. ND II. 51; Censorin. 18. 11; Norden E. Geburt des Kindes / 2 Aufl. Stuttgart, 1958. S. 143; Alföldi A. Op. cit. S. 373; Солнце и Луна и родственные им божества Аполлон и Диана на ауреях и денариях П. Клодия, несомненно, навеяны той же идеей)2.
Остаются лишь ауреи и денарии Л. Ливинея Регула, прославляющие курульные должности двух его предков и намекающие на две области деятельности эдила (ср. выпуски, рассмотренные на с. 729) и ауреи и денарии Г. Вибия Вара с изображениями Ромы и Немезиды (о Роме ср. № 292/1, о Немезиде см. Roscher W. H. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 3. Leipzig, 1902. S. 143—166), Либера с его атрибутами, Геркулеса и Минервы; учитывая связь между Немезидой, Викторией и Ромой (Weinstock S. Victoria // RE. Bd. VIII A. 1958. Sp. 2536—2537), ауреи, изображающие Рому и Немезиду, вероятно, предвосхищают победу триумвиров, ср. связь Ромы с победой Суллы (№ 421 и с. 732). Геркулес, вероятно, — цезарианский тип; во всяком случае, его диадема похожа на пергамскую корону «Александра» (Kraft K. Der goldene Kranz Caesars und der Kampf um die Entlarvung des «Tyrannen». Darmstadt, 1969. S.12). Либер и Минерва, возможно, — семейные типы Вибиев: Г. Вибий, сын Гая, Панса (№ 342) изображает Аполлона, Цереру и Минерву; Г. Вибий, сын Гая, внук Гая, Панса (№ 449) — Либера, Цереру и Меркурия; Г. Вибий Вар — Либера и Минерву.
1Но следует также отметить связь зодиакального знака Тельца с Венерой, см.: Mommsen Th. Die römische Chronologie bis auf Caesar. 2 Aufl. Berlin, 1859. S. 305—308.
2Но следует также отметить связь Солнца, Луны и Виктории в надписи CIL. III. 14386d. Более старые точки зрения, а именно: Vercoutre A. Explication de l’Aureus frappé par P. Clodius à l’effigie de Marc’Antoine // Revue Numismatique. Ser. 3. T. 8. 1890. P. 377—384; Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. I. L., 1910. P. 577, n. 1; P. 582—583, n. 2; Cesano L. M. Antonius-Sol (monete di M. A.) // Bollettino dell’Associazione Archeologica Romana. 1912. Vol. 10—12. P. 238, — неубедительны.
CRI (Sear), с. 116, к № 190 (1998 г.):
Изображение Аполлона на первом из этих типов ауреев очень напоминает голову на золотых и серебряных монетах Публия Клодия, отчеканенных в это же время (ср. №№ 183 и 184). Венера, прародительница рода Юлиев, видимо, — дань памяти покойного диктатора и комплимент его наследнику, молодому триумвиру Октавиану. В таком случае Аполлон тоже может быть связан с родом Юлиев (ср. комментарий Кроуфорда56 к чеканке монетария Луция Юлия Цезаря, занимавшего эту должность около 103 г. до н. э.). Второй, более редкий тип аурея Вара имеет весьма своеобразный дизайн: на нём в первый и последний раз в римской чеканке появляется крылатая богиня Немезида. Немезида ассоциировалась с представлением о религиозном возмездии, и поэтому обращение к ней было весьма уместно в обстоятельствах той эпохи, когда триумвиры готовились к последнему бою с убийцами Цезаря.