Эфес




История

Руины Эфеса. I—II вв.
Улица Эфеса.

ВОРОТА АВГУСТА (Ворота Мазея и Митридата) (4—3 гг. до н.э.)

Направо от библиотеки Цельса — Ворота Августа, также называемые Воротами Мазея и Митридата, служившие входом на рыночную площадь (агору) площадью 110 м2, где торговали продовольственными и ремесленными товарами. Монументальные ворота в честь Августа, его жены Ливии и зятя, были, очевидно, любимым местом для местных бездельников, облегчавшихся здесь, поскольку неформальная надпись проклинает «тех, кто здесь мочится».
http://sailturkey.com/panoramas/ephesus/door.html
Ворота Августа. 4—3 гг. до н.э.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР (41—117 гг.)

Большой театр, величественно расположившийся на западном склоне Panayirdag, несомненно представляет собой самые интересные развалины Эфеса.
Строительство было начато во время правления императора Клавдия (41—54 гг.) и закончено в правление императора Траяна (98—117 гг.). Театр мог вместить 24000 человек, однако большинство сидений было разобрано и использовано при строительстве более поздних зданий. Широкая аркадная лестница вела в колонную галерею вокруг вершины театра, тридцатью метрами выше орхестры.
В эллинистическое время для представлений использовалась орхестра, но в римский период для этой цели служила сцена (логейон) на 2,7 м выше.
Фасад трехъярусного проскениума был богато украшен колоннами, рельефами и статуями. Первые два яруса были построены в правление Септимия Севера (193—211 гг.). Справа и слева на сцену вели пандусы, по центру — лестница. Колонны, поддерживавшие мраморный пол сцены, видны до сих пор. В передней части театра находились пять дверей с помещенными над ними статуями и три ряда колонн. В прежние времена в Большом театре в течение апреля проводились празднества в честь Артемиды, покровительницы города. В это время процессия с пением и танцами приносила в театр 89 золотых идолов, пожертвованных храму, и перед огромной толпой пришедших исполнялись представления.
Театр. Сцена и зрительские места. I—II вв.
Театр. Сцена и зрительские места. I—II вв.
Театр. I—II вв.

ФОНТАН ТРАЯНА (102—114 гг.)

Построенный ок. 104 г., фонтан Траяна — один из самых прекрасных памятников Эфеса. Он был построен в честь императора Траяна и его статуя стояла в центральной нише фасада. Статуя изображала императора опирающимся ногой на мир, изображенный в форме земного шара, что доказывает знание древними римлянами настоящей формы Земли уже в первом веке нашей эры. Бассейн фонтана был размером 20х10 метров и был окружен колоннами и статуями. Это были статуи Диониса, Сатира, Афродиты и членов императорской семьи. Сейчас они находятся в Эфесском музее. Реставрация фонтана пока еще не закончена.
http://www.ephesus.us/ephesus/fountainoftrojan.htm
http://ntap.k12.ca.us/whs/projects/history/ephesus.html
Фонтан Траяна. 102—114 гг.

БИБЛИОТЕКА ЦЕЛЬСА (117—135 гг.)

Большая открытая площадь справа (к западу) от улицы, когда-то окружавшаяся колоннадой и магазинами, ныне восстановленная, была торговой агорой (III в. до н.э.), или рынком, сердцем деловой жизни Эфеса.
Священная дорога заканчивается в Эмболе (Embolos), или «центральном Эфесе», с библиотекой Цельса и монументальными воротами Августа справа (западная сторона) и дорогой Куретов, идущей на восток вверх по склону.
Гай Юлий Цельс Полемеан (Gaius Julius Celsus Polemaeanus) был римским наместником Малой Азии в начале II в. н.э. В 110 г., после его смерти, его сын, консул Гай Юлий Аквила (Gaius Julius Aquila) построил эту библиотеку в честь своего отца, о чем говорится в надписи на латинском и греческом языках на здании со стороны парадной лестницы. Цельс был погребён под западной стеной библиотеки, где и покоится до сих пор.
Библиотека насчитывала 12 000 свитков в нишах своих стен. Метровая толщина стен защищала ценные книги от высокой температуры и влажности. Хотя здание библиотеки сегодня стоит в одиночестве, первоначально оно было построено между двумя другими зданиями и при этом использовались архитектурные хитрости для создания впечатления более внушительного вида, чем оно было на самом деле: основание фасада выступало, зрительно увеличивая высоту центральных элементов, а колонны и капители в центре сделаны большими, чем такие же по бокам.
В нишах фасада находились статуи (ныне хранятся в Музее Эфеса в Вене), изображавшие различные достоинства: Arete (Великодушие), Ennoia (Мышление), Episteme (Знание) и Sophia (Мудрость). Библиотека была восстановлена при помощи австрийского Археологического Института.
http://sailturkey.com/panoramas/ephesus/streets.html
Библиотека Цельса и ворота Августа. 117—135 гг.
Фасад библиотеки Цельса. Статуя Мудрости (Sophia). Мрамор. Современная копия с оригинала 117—135 гг. (оригинал хранится в Вене, в Музее Эфеса).
Фасад библиотеки Цельса. Статуя Знания (Episteme). Мрамор. Современная копия с оригинала 117—135 гг. (оригинал хранится в Вене, в Музее Эфеса).
Фасад библиотеки Цельса. Статуя Великодушия (Arete). Мрамор. Современная копия с оригинала 117—135 гг. (оригинал хранится в Вене, в Музее Эфеса).
Фасад библиотеки Цельса. Статуя Великодушия (Arete). Деталь. Мрамор. Современная копия с оригинала 117—135 гг. (оригинал хранится в Вене, в Музее Эфеса).

ХРАМ АДРИАНА (117—138 гг.)

Поворачивая с Мраморной улицы на улицу Куретов, каждый сразу поражается очень красивому и декоративному зданию слева. Это храм Адриана, размером 7,2х5 метров, построенный между 117 и 138 гг. нашей эры. Треугольный фронтон поддерживается четырьмя коринфскими колоннами. В центре две колонны поддерживают полукруглую арку с ключом с изображением бюста Кибелы. Согласно римским оракулам, если бы было возможно перенести священную статую Кибелы из Пессина (Pessinus) в Малой Азии в Рим, то Рим завоевал бы Карфаген. Статуя была доставлена в Рим и таким образом, поскольку Рим стал одерживать победы над Карфагеном, Кибела стала символом Рима и Италии.
Внутри храма, на противоположной стене, находится барельеф Медузы с охраняющими её, вселяющими ужас, змеями. По обе стороны от Медузы находится фриз, на котором изображены боги, богини и другие мифологические персонажи, связанные с основанием города. Сохранились четыре пьедестала для статуй снаружи, перед фасадом здания. Храм был построен во втором веке нашей эры, но всегда подвергался опасности разрушения от землетрясений. Он был восстановлен позднее, при этом был добавлен рельеф с богами и богинями.
На противоположной стороне улицы находится тротуар, целиком выложенный из мозаики и здания террасы со стороны холма.
Храм Адриана. 117—138 гг.
Храм Адриана. 117—138 гг.
Тротуар улицы Куретов, целиком выложенный из мозаики.

ОДЕОН (БУЛЕВТЕРИЙ) (II в.)

Одеон использовался для поэтических чтений, небольших представлений и церемоний награждения. В эллинистические времена театры и одеоны в жизни людей были так же важны, как и храмы. Удовольствие для римлян означало еду, игры и представления. Клич толпы «Хлеба и зрелищ» — доказательство бесчисленных безумных представлений.
Построенный на склоне холма, одеон мог вместить 2200 человек. Верхняя закрытая часть здания служила входом через две боковых двери. Двадцать три ряда мест были разделены диазомой (полукруглый проход в древнегреческом театре) на две секции: тринадцать нижних и десять верхних. Более низкие места кажутся шире, чем верхние. Верхняя часть тетра была украшена колоннами коринфского стиля из красного гранита.
Сцена не была фактически очень высокой, но производила впечатление, будучи богато украшенной надписями и резьбой. Одеон был построен во втором веке Публием Ведием Антонином (Publius Vedius Antonius) и его женой, Флавией Папианой (Flavia Papiana).
Улица вдоль одеона с рядами колонн ионического и коринфского стилей. II в.
Вход в одеон (булевтерий). II в.
Одеон (булевтерий). Сцена и зрительские места. II в.


История Древнего Рима