Римская матрона
Мрамор.
31 г. до н. э. — 14 г. н. э.
Высота 42 см.
Инв. № 1282.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский

Римская матрона.

Мрамор.
31 г. до н. э. — 14 г. н. э.
Высота 42 см.
Инв. № 1282.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Най­де­на в Чер­ве­те­ри. При­об­ре­те­на в 1895 г. во Фра­с­ка­ти.

Описание:
41. Илл. LXVIII—LXIX.

Окта­вия Млад­шая (?). Мра­мор­ный бюст. Инв. № 1282. При­об­ре­тен в 1895 г. у Фра­с­ка­ти в соста­ве скульп­тур­ной кол­лек­ции. Как сооб­ща­ет­ся, най­ден в Чер­ве­те­ри вме­сте с порт­ре­та­ми Ливии и Клав­дия, №№ 37 и 58.

Высота 40 см. Белый мра­мор с буро-золо­ти­стой пати­ной и серо­ва­ты­ми извест­ко­вы­ми вклю­че­ни­я­ми. Кон­чик носа и верх­няя губа повреж­де­ны. Уши боль­шей частью отби­ты. Ниж­няя часть бюста раз­би­та. К тому же поверх­ность немно­го изно­ше­на.

Судя по кон­тек­сту наход­ки, речь идет об осо­бе из импе­ра­тор­ской дина­стии Авгу­ста, что под­твер­жда­ет­ся при­сут­ст­ви­ем той же самой дамы в серии из Безье, хра­ня­щей­ся в музее Тулу­зы. Ее счи­та­ли Юли­ей, доче­рью Авгу­ста, что иск­лю­че­но, так как эта серия порт­ре­тов явно отно­сит­ся к прав­ле­нию Тибе­рия, а та, что най­де­на в Чер­ве­те­ри, по всей веро­ят­но­сти — к прав­ле­нию Клав­дия. В обо­их слу­ча­ях про­шло уже мно­го вре­ме­ни с тех пор, как Юлия была изгна­на из сво­ей семьи, и, веро­ят­но, речь идет о ее тет­ке Окта­вии, почтить память кото­рой име­лись осно­ва­ния: в част­но­сти, она была мате­рью Анто­нии Млад­шей, кото­рая заслу­жи­ла бла­го­дар­ность сво­его деве­ря Тибе­рия за раз­об­ла­че­ние заго­во­ра Сея­на, и баб­кой импе­ра­то­ра Клав­дия. Эти два порт­ре­та, а так­же пре­крас­ная круг­лая голо­ва с Кри­та (Röm. Mitt. 54, 1939, илл. 22), веро­ят­но, пред­став­ля­ют эту знат­ную даму в послед­ние годы жиз­ни, когда она выглядит мат­ро­ной. Ее же в цве­те юно­сти изо­бра­жа­ет чудес­ный порт­рет из Велитр, хра­ня­щий­ся в Музее Терм (Marella, «Ottavia», Mem. R. Acc. d’Italia Cl. sc. mor. st. 7, 3, 2, 1942. Felletti Maj Ritr. № 80), и очень похо­жие голо­вы в Афи­нах (См. M. H. Weber), Брокль­с­би Пар­ке (Einzelaufnahmen 3012—3015. См. M. Bartels) и Лате­ране (Guiliano, № по кат. 34, илл. 13. Gnomon 32, 1960, с. 156). Меж­ду эти­ми дву­мя край­ни­ми точ­ка­ми нахо­дят­ся вели­ко­леп­ные голо­вы из Севи­льи (Garcia y Bellido No. 32) и Гла­ну­ма (H. Rolland, Fouilles de Glanum 1947—1956, илл. 16). Извест­на еще одна дама из этой семьи, порт­ре­ты кото­рой нахо­дят­ся в Вероне (Fr. Poulsen, Porträtstudien с. 72 № 4) и Бостоне (Caskey, кат. № 118). Воз­мож­но, это стар­шая свод­ная сест­ра Окта­вии, носив­шая то же имя.


Литература:
Cat. 619. Billedtavler L. Steininger, Haartrachten с. 16. Röm. Mitt. 29, 1914, с. 59; 33, 1918, с. 23; 54, 1939, с. 77. Frederik Poulsen, Ikon. Misc. с. 55. Schweitzer, Antiken in ostpreussischem Privatbesitz с. 25. Goethert, Zur Kunst der röm. Rep. с. 69, 151. West, Röm. Porträt-Plastik I с. 133, илл. 33, 140. Acta Arch. 17, 1946, с. 15. Bull. Beschav. 31, 1956, с. 13. Giuliano, Ritr. Rom. Lat. с. 24.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 41—42, cat. no. 41.
© 2011 г. Перевод с франц. Любимовой О. В.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii неизвестная женщина неизвестной женщины женский портрет октавия младшая g128 октавии младшей octavia minor thurina junior iunior re96 портреты портретный портретная мрамор бюст матрона женская прическа стола из черветери инв № 1282