30—50 гг. н. э.
Высота 45 см.Инв. № 749.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский
Римлянин.
30—50 гг. н. э.
Высота 45 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
ГРОБНИЦА ЛИЦИНИЕВ
с. 101 В 1884—
Если нет никаких причин сомневаться в том, что тяжелые каменные саркофаги были найдены на своем первоначальном месте — а вместе с ними, вероятно, и три современных им портрета, хранящиеся в Копенгагене100, — то существует некоторая неопределенность относительно погребальных алтарей и трех портретов, которые, ввиду их стиля, должны восходить к эпохе ранней империи. В связи с обстоятельствами, в которых была сделана данная находка, окончательно разъяснить эту проблему вряд ли возможно. Если не так уж важно, имеем ли мы дело с памятниками, которые уже в античности были перенесены со своего первоначального места на другое, то, напротив, чрезвычайно хотелось бы знать, следует ли связывать две этих группы друг с другом, иначе говоря — имеем ли мы дело с портретами из той же семейной гробницы, откуда происходят алтари. Учитывая, что Фредерик Поулсен выразил определенный скептицизм по этому вопросу и что Бернард Швейцер в своей работе «Bildniskunst der römischen Republik» (1948) оставил эту находку совершенно без внимания — хотя этот автор особо подчеркнул важность семейных портретов и упомянул также некоторые из копенгагенских бюстов, — мы считаем важным отметить здесь, что и внешние обстоятельства склоняют к тому, чтобы принять достаточно подробные сведения, содержащиеся в письмах Хельбига. Поэтому пока случайно не будет установлена невероятность этого, мы не можем отвергнуть возможность того, что исключительный случай подарил нам галерею с. 103 портретов из гробницы римской семьи, имя которой известно.
Одно обстоятельство решительно подтверждает существование связи: это обнаружение портрета Помпея101. Самые главные из найденных надгробных памятников — это алтари, поставленные Марком Лицинием Крассом Фруги, который был консулом в 27 г. н. э.102, и его детьми, в том числе — сыном, которому отец, вопреки римским традициям, дал имя Гнея Помпея Магна в память о родстве со знаменитым триумвиром. С этой особой семейной гордостью очень хорошо согласуется решение включить портрет Помпея Великого в галерею семейных портретов. Высказывалось возражение, что императрицы династии Клавдиев, изображения которых практически точно опознаны среди найденных портретов103, не имеют никакого отношения к Лициниям. Но молодой Помпей в течение краткого периода был зятем императора Клавдия, и хотя императорская милость дорого обошлась этой семье, родство с императорским домом может объяснить присутствие Ливии и Агриппины среди портретов семьи, которая так подчеркнуто лелеяла память о своем родстве с Помпеем. К тому же, как известно, последней женой Юлия Цезаря была Кальпурния.
Остается вопрос: как следует понимать подобную портретную галерею в гробнице? Присутствие головы Помпея свидетельствует о том, что изображенный персонаж не обязательно должен быть похоронен в данной гробнице. Если отнести это соображение к семейным портретам в целом, то следует отдавать себе отчет, что неизвестно, все ли произведения искусства изображают людей в том возрасте, которого они достигли на момент смерти. Вполне можно предположить, что уважаемого и богатого отца семейства с. 104 после смерти изобразили рядом с супругой, в окружении детей и внуков — таких, какими они были на момент смерти пожилого господина или выглядели на своих сохранившихся портретах. Наконец, следует также помнить, что мы не знаем, чего не хватает в этой находке; бюсты и алтари, вероятно, — только часть единого целого, которое, к тому же, естественным образом складывалось в результате ряда похорон.
Портретные скульптуры эпохи ранней империи еще трижды были обнаружены в контексте, связанном с семьями Лициниев и Кальпурниев. Вместе со знаменитой группой клавдианских портретов, которая теперь хранится в музее Пармы, была найдена надпись с именем Луция Кальпурния Пизона Понтифика104; это тот Пизон, которого Моммзен считал отцом вышеупомянутого Красса Фруги105; но данная версия, по-видимому, опровергнута последними открытиями106. Тем не менее, эти семьи находились в близком родстве, и один из сыновей Красса Фруги носил имя Луций Кальпурний Пизон Фруги Лициниан107. Ауриджемма полагал, что следует считать портретом Пизона Понтифика статую в тоге из базилики, которая явно изображает не члена императорской семьи108. Л. Курциус, которому принадлежит честь обнаружения еще одного бронзового портрета этого же человека, назвал его Лепидом, приведя не очень убедительные доказательства109. Клавдианские портреты, хранившиеся в базилике Веллеи, были установлены не одновременно: одно посвящение датируется правлением Калигулы110, другие статуи появились позднее. с. 105 Особенно это касается портрета Клавдия, который, судя по стилю, относится, видимо, к концу правления этого императора, и портрета юного принца, которого Ауриджемма называет Британиком, но который скорее является Нероном, приемным сыном Клавдия111. Кальпурний Пизон Понтифик, названный в надписи, умер в правление Тиберия в очень преклонном возрасте. Шурин Юлия Цезаря входил в ближайшее окружение императорского дома. Родство Лициниев и Кальпурниев с этим домом стало еще ближе благодаря Лицинию Крассу Фруги, который в первые пять лет правления Клавдия был своего рода двойником императора. Возможно, статуя в тоге из Веллеи сохранила нам портрет именно этого человека.
В свое время Компаретти считал, что можно отождествить строителя и владельца «Виллы папирусов» в Геркулануме, прославившейся рукописями и скульптурами, с тестем Юлия Цезаря, Луцием Кальпурнием Пизоном Цезонином, отцом понтифика, названного в надписи из Веллеи. Эту теорию, которую долго оспаривали и обходили молчанием из-за вражды между Компаретти и Моммзеном, подхватил и подкрепил хорошими доводами Герберт Блох112. Скульптуры, обнаруженные на этой вилле, как известно, в основном являются портретами знаменитых греков, и Компаретти не укрепил свой авторитет, опубликовав замечательный бронзовый портрет греческого поэта, ранее называвшийся «Сенекой», в качестве портрета владельца дома. Зато, возможно, следует задаться вопросом, не является ли пожилой человек, который изображен на найденном здесь римском портрете эпохи Августа, членом семьи, владевшей этой виллой113.
Шестьдесят лет назад в Фано была найдена надпись некоего Марка Красса, по мнению Э. Бридзио, — консула 27 г.114, с. 106 а вместе с надписью — портрет, который определенно изображает не императора Клавдия, а какого-то сановника его времени115.
Это все, что известно о портретах, которые, ввиду внешних обстоятельств, могут быть связаны с интересующими нас семьями. Что же касается портретов, поставленных в честь римлян-филэллинов в Греции, то, к сожалению, у нас есть только надписи.
95Not. Scavi 1884, с. 393; 1885, с. 42, 74. 96Altmann, Röm. Gravaltäre с. 36. Pauly-Wissowa XIII кол. 344. Lehmann-Hartleben and Erling Olsen, Dionysiac Sarcophagi in Baltimore, 1942. 97Кат. 785. 98Rev. Arch. 36, 1932, с. 54. 99Journal of the Walters Art Gallery 11, 1948, с. 9. 100Кат. 695, 705, 717. 101№ 1 в нашем каталоге. 102Pauly-Wissowa XIII, кол. 338 № 73. 103№№ 39 и 63 в нашем каталоге. 104Pauly-Wissowa III, кол. 1396 № 99. 105См. также Pauly-Wissowa XIII, кол. 285 и 338. 106См. Ronald Syme, J. R. S. 50, 1960, с. 13. 107Altmann, Grabaltäre № 3. 108Aurigemma, Velleia с. 18, илл. 60. Ср. Röm. Mitt. 65, 1958, с. 82. 109Rom. Mitt. 47, 1932, с. 261. 110Rom. Mitt. 54, 1939, с. 190. 111Acta Arch. 22, 1951, с. 121 № 2. 112Am. Journ. Arch. 44, 1940, с. 490. 113Comparetti-de Petra, La Villa Ercolanense dei Pisoni илл. 11, 4. Kluge und Lehmann-Hartleben, Die antiken Grossbronzen II с. 24, рис. 1. 114Not. Scavi 1899, с. 252. 115Not. Scavi 1899, с. 253 рис. 2.Луций Кальпурний Пизон Понтифик (?). Мраморный бюст. Инв. № 749. Приобретен в 1887 г. у графа Тышкевича при посредничестве Хельбига. Сообщается, что был найден в 1885 г. в гробнице Лициниев в Риме.
Высота 45 см. Белый мрамор с темными пятнами на бюсте и волосах. Кончик носа отреставрирован в мраморе; края ушей обломаны. Бюст, вероятно, был помещен в мраморную нишу, как дает понять Хельбиг в письме к Карлу Якобсену (Rev. Arch. 36, 1932, с. 56).
Другой портрет этого же пожилого римлянина в Лувре (Rev. Arch. 36, 1932, с. 53. West I илл. 66, 287. Goldscheider, Roman Portraits 37), прежде находившийся на вилле Альбани, вследствие внешнего сходства с изображениями на монетах считался портретом императора Гальбы и послужил образцом для создания современных реплик в музее Торлониа (Visconti илл. 36, 142) и в Петворте (Wyndham, Cat. Leconfield № 75). Однако существование еще как минимум одной античной копии свидетельствует о том, что изображенный человек обладал определенным весом. По стилистическим соображениям этот портрет не может изображать главного персонажа, упомянутого в надписях сохранившихся погребальных алтарей, — Красса Фруги, консула 27 г., который умер до 46 г. н. э. Зато вполне можно говорить о его отце. Красс Фруги долгое время считался сыном Луция Кальпурния Пизона Понтифика, который умер в 32 г. н. э. в возрасте 80 лет, прожив жизнь, которая с. 107 привела его на высокие почетные должности и принесла ему всеобщее уважение. Он был связан с Тиберием теплой дружбой, но союз с непопулярным императором не повредил его памяти. Стиль портрета исключает возможность того, что на нем изображен отец Кальпурния Пизона, Цезонин, который умер вскоре после своего знаменитого зятя Юлия Цезаря. Современные исследования, по-видимому, опровергли теорию, которая так тесно связывает «Понтифика» с консулом 27 г. (см. Syme, J. R. S. 50, 1960, с. 12), поэтому предлагается считать этот бюст портретом того Марка Лициния Красса, который был консулом в 14 г. до н. э., однако он, несомненно, был менее знаменит, чем гораздо более известный «Понтифик» (см. генеалогические схемы: Prosopographia Imperii Romani II, 2 изд., с. 54 и Pauly-Wissowa XIII, стб. 273—
Значительное сходство с портретом из Черветери в Латеране (Giuliano, Ritr. № 30. Gnonom 32, 1960, с. 155) заставляет задаться вопросом, не изображает ли этот последний того же самого человека, только моложе и крепче.
Во всяком случае, бюст из гробницы Лициниев — истинный шедевр, один из самых прекрасных и впечатляющих портретов эпохи Ранней Империи.
Cat. 655. Billedtavler LIII. Arndt-Bruckmann 8—
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание (1): V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 101—106.
© 1973 г. Описание (2): V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 106—107, cat. no. 67.
© 2011 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.