Надгробный рельеф вольноотпущенника Авла Туррания Фавста
Мрамор.
Ок. 30—13 гг. до н. э.
Инв. № 260342.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: Роджер Б. Ульрих

Надгробный рельеф вольноотпущенника Авла Туррания Фавста.

Мрамор.
Ок. 30—13 гг. до н. э.
Инв. № 260342.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но.

Описание:

48. РЕЛЬЕФ АВЛА ТУРРАНИЯ ФАВСТА (инв. № 260342).

Мел­ко­зер­ни­стый белый мра­мор; высота 59 см; дли­на 76 см; глу­би­на 32 см.

Края обрам­ле­ния частич­но отби­ты; ниж­ние углы отло­ма­ны. Лицо силь­но повреж­де­но, не хва­та­ет носа.

Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но.

На левой сто­роне памят­ни­ка1 изва­ян три­глиф, состо­я­щий из двух целых кан­не­люр и еще поло­ви­ны спра­ва; длин­ный бор­тик вни­зу состо­ит из пяти тре­уголь­ных гутт, выпол­нен­ных в релье­фе.

Эта деталь гово­рит о том, что памят­ник пред­на­зна­чал­ся преж­де все­го для соору­же­ния: он дол­жен был нахо­дить­ся на левой сто­роне фаса­да мону­мен­та.

В глу­бо­кой нише в высо­ком релье­фе фрон­таль­но изо­бра­жен порт­рет­ный бюст еще моло­до­го чело­ве­ка, в одеж­де и с жестом, харак­тер­ным для это­го типа погре­баль­ных релье­фов: он одет в туни­ку с тогой, из с. 255 sinus’а кото­рой высо­вы­ва­ет­ся пра­вая рука, при­кры­ваю­щая грудь, с паль­ца­ми, сло­жен­ны­ми таким обра­зом, чтобы удер­жи­вать край дра­пи­ров­ки.

У фигу­ры креп­кое тело­сло­же­ние, лицо широ­кое с высту­паю­щи­ми ску­ла­ми и тор­ча­щи­ми уша­ми. Гла­за мин­дале­вид­ной фор­мы, слег­ка асим­мет­рич­ные. Воло­сы, выпол­нен­ные в виде корот­ких и тон­ких прядей, спа­да­ют на лоб и на вис­ки, при­ле­гая к чере­пу.

Склад­ки тоги широ­кие, выпол­не­ны схе­ма­тич­но.

Сти­ли­сти­че­ски и типо­ло­ги­че­ски порт­рет бли­зок к порт­ре­ту Айедия на бер­лин­ском релье­фе (Staatliche Museen zu Berlin — C. Blümel, Römische Bildnisse, Berlin 1933, с. 3, R 7, табл. 4, I), порт­ре­ту на релье­фе с вил­лы Мат­теи (T. Botticelli, in StMisc, 20, 1972, табл. LV, a), и порт­ре­ту на релье­фе в Тор Сапи­ен­ца в Риме (Kleiner, с. 231, № 62), дати­ру­е­мы­ми пери­о­дом меж­ду 30 и 13 гг. до н. э., к кото­ро­му отно­сит­ся и рельеф А. Тур­ра­ния Фав­ста.

Биб­лио­гра­фия: D. E. E. и F. S. Kleiner, in Mél., 88, I, 1976, с. 254 сл., илл. 12; Frenz, с. 13, 129, B6; Kleiner, с. 65, илл. 95.

Нега­тив: DAI 73.768.

Вир­джи­ния Пичот­ти Джор­нет­ти

Над­пись сох­ра­ни­лась пол­но­стью; высота букв 4,5 см; меж­ду сло­ва­ми разде­ли­тель­ные зна­ки.

Aulus Turranius Aulorum duorum
libertus
Faustus

(Авл Тур­ра­ний Фавст, воль­ноот­пу­щен­ник двух Авлов).

Умер­ший был воль­ноот­пу­щен­ни­ком двух лиц, обо­их зва­ли Авл Тур­ра­ний — воз­мож­но, это отец и сын, сов­мест­но осво­бо­див­шие Фав­ста. Палео­гра­фия над­пи­си мало помо­га­ет нам в вопро­се дати­ро­ва­ния. Более полез­ным здесь ока­зы­ва­ет­ся архео­ло­ги­че­ский ана­лиз порт­ре­та.

Пат­ри­ция Саб­ба­ти­ни Тумо­ле­зи

ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:

1 На фото­гра­фии в ката­ло­ге три­глиф на пра­вой сто­роне.


Источники:
© 2005 г. Фото, текст: Роджер Б. Ульрих.
© 1981 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 2. De Luca Editore. Roma, 1981, pp. 254—255, cat. no. III. 48.
© 2012 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф надгробие памятник портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина рельефы рельефный мрамор авл турраний фавст фауст aulus turranius faustus вольноотпущенник тога aulorum duorum libertus a tvrranivs l favstvs инв № 260342