Ок. 30—13 гг. до н. э.Инв. № 260342.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: Роджер Б. Ульрих
Надгробный рельеф вольноотпущенника Авла Туррания Фавста.
Ок. 30—13 гг. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
48. РЕЛЬЕФ АВЛА ТУРРАНИЯ ФАВСТА (инв. № 260342).
Мелкозернистый белый мрамор; высота 59 см; длина 76 см; глубина 32 см.
Края обрамления частично отбиты; нижние углы отломаны. Лицо сильно повреждено, не хватает носа.
Происхождение неизвестно.
На левой стороне памятника1 изваян триглиф, состоящий из двух целых каннелюр и еще половины справа; длинный бортик внизу состоит из пяти треугольных гутт, выполненных в рельефе.
Эта деталь говорит о том, что памятник предназначался прежде всего для сооружения: он должен был находиться на левой стороне фасада монумента.
В глубокой нише в высоком рельефе фронтально изображен портретный бюст еще молодого человека, в одежде и с жестом, характерным для этого типа погребальных рельефов: он одет в тунику с тогой, из с. 255 sinus’а которой высовывается правая рука, прикрывающая грудь, с пальцами, сложенными таким образом, чтобы удерживать край драпировки.
У фигуры крепкое телосложение, лицо широкое с выступающими скулами и торчащими ушами. Глаза миндалевидной формы, слегка асимметричные. Волосы, выполненные в виде коротких и тонких прядей, спадают на лоб и на виски, прилегая к черепу.
Складки тоги широкие, выполнены схематично.
Стилистически и типологически портрет близок к портрету Айедия на берлинском рельефе (Staatliche Museen zu Berlin — C. Blümel, Römische Bildnisse, Berlin 1933, с. 3, R 7, табл. 4, I), портрету на рельефе с виллы Маттеи (T. Botticelli, in StMisc, 20, 1972, табл. LV, a), и портрету на рельефе в Тор Сапиенца в Риме (Kleiner, с. 231, № 62), датируемыми периодом между 30 и 13 гг. до н. э., к которому относится и рельеф А. Туррания Фавста.
Библиография: D. E. E. и F. S. Kleiner, in Mél., 88, I, 1976, с. 254 сл., илл. 12; Frenz, с. 13, 129, B6; Kleiner, с. 65, илл. 95.
Негатив: DAI 73.768.
Надпись сохранилась полностью; высота букв 4,5 см; между словами разделительные знаки.
Aulus Turranius Aulorum duorum
libertus
Faustus
(Авл Турраний Фавст, вольноотпущенник двух Авлов).
Умерший был вольноотпущенником двух лиц, обоих звали Авл Турраний — возможно, это отец и сын, совместно освободившие Фавста. Палеография надписи мало помогает нам в вопросе датирования. Более полезным здесь оказывается археологический анализ портрета.
ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:
1 На фотографии в каталоге триглиф на правой стороне.
© 1981 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 2. De Luca Editore. Roma, 1981, pp. 254—255, cat. no. III. 48.
© 2012 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.