Саркофаг супругов (фронтальная панель).
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик, 18.
102 n. Саркофаг с изображением бракосочетания (илл. 27)
Высота 1,00 м, длина 2,045 м, ширина 1,05 м. Крупнокристаллический желтоватый мрамор.
Горизонтальная трещина идет снизу по всей передней стороне. Все находящиеся на передней стороне лица почти полностью разрушены; также отсутствуют такие фрагменты, как предплечья Гименея с началом и концом факела, часть левого предплечья женщины слева от Гименея, правая нога Амура и часть его левой ноги, левая передняя нога быка. Боковые стороны сохранились лучше; в обеих сверху проделаны отверстия для закрепления крышки (в правой отверстие с. 291 сквозное). На верхнем крае левой стороны два современных железных крюка, на верхнем крае правой — остаток одного крюка. Фрагмент края справа сзади выломан.
На передней стороне находится горельеф: в середине — круглый алтарь с дугообразно свисающей гирляндой, на алтаре в изобилии лежат фрукты. Справа от него стоит фигура в тоге (togatus), намеревающаяся что-то положить правой рукой на алтарь, в то время как левая рука со свитком спокойно расположена перед левым бедром (ср. о значении свитка, который обозначает союз как легитимный «зафиксированный письменно» брак: Birt, die Buchrolle i. d. Kunst S. 67). Справа от тогатуса прислуживающий во время жертвоприношения маленький камилл с длинными волосами в удлиненной подпоясанной дважды тунике; мальчик держит перед собой обеими руками открытый ящик (acerra). Он частично закрывает собой обнаженную фигуру Виктории с высоко подвязанными лентой волосами, обнаженная фигура одета только в плащ, обернутый вокруг левого плеча и бедер — на левом бедре его придерживает левая рука; поднятой правой рукой она возлагает венок на слегка наклоненную вперед бородатую голову тогатуса. Очевидно, его взгляд был направлен на плотно закутанную женщину, которая стоит слева от алтаря. Между этими двумя фигурами на заднем плане видна до пояса Юнона Пронуба (на ней закрытое одеяние и диадема в волосах), обнимающая правой рукой плечи женщины.
Слева от невесты стоит обнаженная Венера с диадемой, одетая лишь в легкую накидку, которую она придерживает за край опущенной правой и поднятой левой рукой; у левой, судя по всему, вытянуты два средних пальца. Слева от нее внизу стоит амур и смотрит вверх; должно быть, он держал обеими руками факел. Далее стоит крылатый юноша в застегнутой на правом плече хламиде, который выступает влево, но голова его обращена к центру — это Гименей. Слева от него следуют еще две развернутые прямо, но также смотрящие в центр подружки невесты в подпоясанных дважды туниках; правая из них держит обеими руками платок, только что взятый ею из ларца, который вторая подружка держит открытым перед собой; она прикладывает правую руку к груди.
Справа от Виктории бородатый виктимарий подводит жертвенного быка с треугольным наголовником, с. 292 левой рукой он держит на плече топор. Непосредственно рядом с ним стоит еще один юноша в сапогах, подпоясанной дважды тунике и застегнутом на правом плече плаще, край которого свисает, оставляя открытой левую руку; он что-то держит на плече, очевидно, фасции, и следовательно является ликтором.
На правой боковой стороне (обе стороны выполнены в барельефе) мужчина в подпоясанной тунике и развевающемся военном плаще (paludamentum) едет в левую сторону верхом на коне с украшенным бахромой чепраком, левой рукой он держит на плече копье, правая рука открыта и вытянута вперед. Коня ведет вперед широко шагающий юноша в плаще, который правой рукой держит на плече копье и смотрит назад. Справа находится скалистый грот.
На левой боковой стороне на фоне занавеса (parapetasma), с каждой стороны привязанного к дереву, стоят лицом друг к другу мужчина в тоге (слева) и женщина с покрытой головой, протягивающие друг другу руки; в левой руке мужчина держит свиток.
Правая боковая сторона должна, точно так же как и Виктория, указывать на военную карьеру мужчины, ликтор — на его высокое служебное положение, группа левой стороны должна обозначать прощание супругов в случае смерти одного из них; свиток тогатуса содержит завещание, свиток на передней стороне — брачный контракт (ср. Birt, loc. cit. S. 67, 74). Предположению Росбаха (в указ. ниже месте) о том, что правая боковая сторона по аналогии с этрусскими памятниками представляет переход мужчины в иной мир, противоречит то, что ведущий лошадь охарактеризован явно как человек, то есть не может представлять собой демона смерти: однако жест всадника остается для нас необъяснимым.
Композиция передней стороны прекрасна, и исполнение, похоже, тоже было хорошим. Саркофаг с совпадающей по всем основным сюжетам передней стороной был найден в 1844 году в Монтичелли недалеко от Тиволи и опубликован Брунном в указ. ниже месте (Mon. d. I. IV Taf. IX; он поступил сначала в музей Кампана, а оттуда в Петербург: Кизерицкий, Эрмитаж, № 192 [здесь ссылки на более старую литературу]). На ватиканском саркофаге в композиции на две фигуры меньше и изменены отдельные детали. Там алтарю в центре соответствует треножник с горящим пламенем, в которое тогатус с. 293 делает жертвенное возлияние из чаши. Справа от него стоит не только камилл, но еще и маленькая камилла, держащая фрукты в складках своего одеяния; этой фигуры нет на саркофаге в Ватикане, а фрукты, которые, очевидно, обязательно должны присутствовать, уже лежат на алтаре. К двум подружкам невесты там добавляется третья, что навело Брунна на мысль узнать в них трех граций; и в их одежде тоже нет ничего римского. Однако разница между женской туникой и женским хитоном нигде не доказана, а девушки заняты шкатулкой и ее содержимым — не очень подходящее для богинь занятие, и одним только лишь недостатком места, вероятно, нельзя объяснить то, что скульптор сделал две фигуры из весьма типичной для позднего времени троицы граций. Там Амур держит колчан в опущенной правой руке и лук в вытянутой левой — атрибуты, которых он здесь явно не имел; здесь фигура производит намного более живое впечатление, чем там, где она спокойно стоит, глядя прямо перед собой; лишь повторение мотива наклоненного факела должно было бы вызвать сомнения. Странно, что Гименей, Венера и Виктория там облачены в нижнюю одежду; кроме того, у Гименея нет крыльев — образ, в котором он предстает в Ватикане, без сомнения, более привычен (ср. Sauer // Roscher, Mythologisches Lexikon I Sp. 2803 f.). Виктория обычно не встречается настолько скудно одетой (ср. Bulle // Roscher, loc. cit. III Sp. 353 ff.); но тот факт, что на другом саркофаге (здесь № 39) богиня предстает в точно таком же виде, доказывает, что это было обычным для скульпторов позднеримского времени. Венеру римляне изображали как одетой, так и обнаженной. Если мы воспользуемся верным наблюдением Росбаха (в указ. ниже месте), что у трех фигур в Петербурге одеяние ниспадает с плеча с утомительной равномерностью, в чем, очевидно, была попытка найти определенную кокетливую прелесть, то вряд ли мы сможем усомниться в том, что все три на том образце, который лежал в основе создания обоих саркофагов, были изображены так, как на ватиканском. с. 294 Трактовка угловой фигуры как ликтора подтверждается петербургским саркофагом (ср. также здесь, Sala delle muse № 522, и об одежде ликтора там: Hauser, Österreich. Jahreshefte 1907 S. 153 ff.). На боковых сторонах там изображены другие картины: справа — охота, слева — картина сельской жизни. С художественной точки зрения что-то удалось лучше там, что-то здесь; Юнона там несравненно красивее; фигура невесты, напротив, здесь менее шаблонна и более выразительна; здесь лучше Амур и Гименей, а там, напротив, живее изображена группа правого угла, начиная с быка. В целом работа здесь производит более простое впечатление. Из того, что на петербургском саркофаге тогатус и служитель (popa) изображены безбородыми, а в Ватикане — бородатыми, можно заключить, что тот был сделан еще до времени Адриана, а этот позже; против более позднего создания говорит качество работы.
Саркофаг поступил в Ватикан из виллы Папы Джулио, также как и саркофаг с амазонками № 49. Рисунок XVI века с указанием места сохранился в Кобургском кодексе (Codex Coburgensis).
Gerhard-Platner S.131 Nr. 15;
Gerhard Antike Bildwerke Taf. LXXIV;
Idem. Prodromus S. 313;
Brunn Ann. d. I. 1844 S. 186 ff. = Kleine Schriften I. S. 4 ff. mit Abb.;
Roßbach Römische Hochzeits- und Ehedenkmäler S. 105 ff. Nr. 1;
Matz Monatsberichte der Kgl. preuß. Akad. d. Wiss. zu Berlin 1871 S. 497, 236 Nr. 89;
A. Herzog Stati epithalamium S. 33 ff.
Под ним: две подставки (Taf. 25), из которых только левая частично античная; львиная лапа с крыльями и головой (Выс. 0,44 м, шир. 0,15 м, глуб. 0,31 м. Мелкозернистый желтоватый мрамор. Восстановлена нижняя часть с лапой и починками на левом крыле); плохая работа.
Текст: музейная аннотация.
© 1908. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1908. Band II. S. 290—294. Kat. Nr. 102n.
© 2017 г. Перевод с нем.: О. Л. Жалейко.