Саркофаг супругов (фронтальная панель)
Мрамор. Эпоха Антонинов, ок. 180 г. н. э.Инв. № 1089.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик, 18 Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг супругов (фронтальная панель).

Мрамор. Эпоха Антонинов, ок. 180 г. н. э.
Инв. № 1089.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик, 18.

Описание:

102 n. Сар­ко­фаг с изо­бра­же­ни­ем бра­ко­со­че­та­ния (илл. 27)

Высота 1,00 м, дли­на 2,045 м, шири­на 1,05 м. Круп­но­кри­стал­ли­че­ский жел­то­ва­тый мра­мор.

Гори­зон­таль­ная тре­щи­на идет сни­зу по всей пере­д­ней сто­роне. Все нахо­дя­щи­е­ся на пере­д­ней сто­роне лица почти пол­но­стью раз­ру­ше­ны; так­же отсут­ст­ву­ют такие фраг­мен­ты, как пред­пле­чья Гиме­нея с нача­лом и кон­цом факе­ла, часть лево­го пред­пле­чья жен­щи­ны сле­ва от Гиме­нея, пра­вая нога Аму­ра и часть его левой ноги, левая пере­д­няя нога быка. Боко­вые сто­ро­ны сох­ра­ни­лись луч­ше; в обе­их свер­ху про­де­ла­ны отвер­стия для закреп­ле­ния крыш­ки (в пра­вой отвер­стие с. 291 сквоз­ное). На верх­нем крае левой сто­ро­ны два совре­мен­ных желез­ных крю­ка, на верх­нем крае пра­вой — оста­ток одно­го крю­ка. Фраг­мент края спра­ва сза­ди выло­ман.

На пере­д­ней сто­роне нахо­дит­ся горе­льеф: в середине — круг­лый алтарь с дуго­об­раз­но сви­саю­щей гир­лян­дой, на алта­ре в изоби­лии лежат фрук­ты. Спра­ва от него сто­ит фигу­ра в тоге (togatus), наме­ре­ваю­ща­я­ся что-то поло­жить пра­вой рукой на алтарь, в то вре­мя как левая рука со свит­ком спо­кой­но рас­по­ло­же­на перед левым бед­ром (ср. о зна­че­нии свит­ка, кото­рый обо­зна­ча­ет союз как леги­тим­ный «зафик­си­ро­ван­ный пись­мен­но» брак: Birt, die Buchrolle i. d. Kunst S. 67). Спра­ва от тога­ту­са при­слу­жи­ваю­щий во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ния малень­кий камилл с длин­ны­ми воло­са­ми в удли­нен­ной под­по­я­сан­ной два­жды туни­ке; маль­чик дер­жит перед собой обе­и­ми рука­ми откры­тый ящик (acerra). Он частич­но зак­ры­ва­ет собой обна­жен­ную фигу­ру Вик­то­рии с высо­ко под­вя­зан­ны­ми лен­той воло­са­ми, обна­жен­ная фигу­ра оде­та толь­ко в плащ, обер­ну­тый вокруг лево­го пле­ча и бедер — на левом бед­ре его при­дер­жи­ва­ет левая рука; под­ня­той пра­вой рукой она воз­ла­га­ет венок на слег­ка нак­ло­нен­ную впе­ред боро­да­тую голо­ву тога­ту­са. Оче­вид­но, его взгляд был направ­лен на плот­но заку­тан­ную жен­щи­ну, кото­рая сто­ит сле­ва от алта­ря. Меж­ду эти­ми дву­мя фигу­ра­ми на зад­нем плане вид­на до поя­са Юно­на Про­ну­ба (на ней зак­ры­тое оде­я­ние и диа­де­ма в воло­сах), обни­маю­щая пра­вой рукой пле­чи жен­щи­ны.

Сле­ва от неве­сты сто­ит обна­жен­ная Вене­ра с диа­де­мой, оде­тая лишь в лег­кую накид­ку, кото­рую она при­дер­жи­ва­ет за край опу­щен­ной пра­вой и под­ня­той левой рукой; у левой, судя по все­му, вытя­ну­ты два сред­них паль­ца. Сле­ва от нее вни­зу сто­ит амур и смот­рит вверх; долж­но быть, он дер­жал обе­и­ми рука­ми факел. Далее сто­ит кры­ла­тый юно­ша в застег­ну­той на пра­вом пле­че хла­миде, кото­рый высту­па­ет вле­во, но голо­ва его обра­ще­на к цен­тру — это Гиме­ней. Сле­ва от него сле­ду­ют еще две раз­вер­ну­тые пря­мо, но так­же смот­ря­щие в центр подруж­ки неве­сты в под­по­я­сан­ных два­жды туни­ках; пра­вая из них дер­жит обе­и­ми рука­ми пла­ток, толь­ко что взя­тый ею из лар­ца, кото­рый вто­рая подруж­ка дер­жит откры­тым перед собой; она при­кла­ды­ва­ет пра­вую руку к груди.

Спра­ва от Вик­то­рии боро­да­тый вик­ти­ма­рий под­во­дит жерт­вен­но­го быка с тре­уголь­ным наго­лов­ни­ком, с. 292 левой рукой он дер­жит на пле­че топор. Непо­сред­ст­вен­но рядом с ним сто­ит еще один юно­ша в сапо­гах, под­по­я­сан­ной два­жды туни­ке и застег­ну­том на пра­вом пле­че пла­ще, край кото­ро­го сви­са­ет, остав­ляя откры­той левую руку; он что-то дер­жит на пле­че, оче­вид­но, фас­ции, и сле­до­ва­тель­но явля­ет­ся лик­то­ром.



На пра­вой боко­вой сто­роне (обе сто­ро­ны выпол­не­ны в баре­лье­фе) муж­чи­на в под­по­я­сан­ной туни­ке и раз­ве­ваю­щем­ся воен­ном пла­ще (paludamentum) едет в левую сто­ро­ну вер­хом на коне с укра­шен­ным бах­ро­мой чеп­ра­ком, левой рукой он дер­жит на пле­че копье, пра­вая рука откры­та и вытя­ну­та впе­ред. Коня ведет впе­ред широ­ко шагаю­щий юно­ша в пла­ще, кото­рый пра­вой рукой дер­жит на пле­че копье и смот­рит назад. Спра­ва нахо­дит­ся ска­ли­стый грот.

На левой боко­вой сто­роне на фоне зана­ве­са (parapetasma), с каж­дой сто­ро­ны при­вя­зан­но­го к дере­ву, сто­ят лицом друг к дру­гу муж­чи­на в тоге (сле­ва) и жен­щи­на с пок­ры­той голо­вой, про­тя­ги­ваю­щие друг дру­гу руки; в левой руке муж­чи­на дер­жит сви­ток.

Пра­вая боко­вая сто­ро­на долж­на, точ­но так же как и Вик­то­рия, ука­зы­вать на воен­ную карье­ру муж­чи­ны, лик­тор — на его высо­кое слу­жеб­ное поло­же­ние, груп­па левой сто­ро­ны долж­на обо­зна­чать про­ща­ние супру­гов в слу­чае смер­ти одно­го из них; сви­ток тога­ту­са содер­жит заве­ща­ние, сви­ток на пере­д­ней сто­роне — брач­ный кон­тракт (ср. Birt, loc. cit. S. 67, 74). Пред­по­ло­же­нию Рос­ба­ха (в указ. ниже месте) о том, что пра­вая боко­вая сто­ро­на по ана­ло­гии с этрус­ски­ми памят­ни­ка­ми пред­став­ля­ет пере­ход муж­чи­ны в иной мир, про­ти­во­ре­чит то, что веду­щий лошадь оха­рак­те­ри­зо­ван явно как чело­век, то есть не может пред­став­лять собой демо­на смер­ти: одна­ко жест всад­ни­ка оста­ет­ся для нас необъ­яс­ни­мым.

Ком­по­зи­ция пере­д­ней сто­ро­ны пре­крас­на, и испол­не­ние, похо­же, тоже было хоро­шим. Сар­ко­фаг с сов­па­даю­щей по всем основ­ным сюже­там пере­д­ней сто­ро­ной был най­ден в 1844 году в Мон­ти­чел­ли неда­ле­ко от Тиво­ли и опуб­ли­ко­ван Брун­ном в указ. ниже месте (Mon. d. I. IV Taf. IX; он посту­пил сна­ча­ла в музей Кам­па­на, а оттуда в Петер­бург: Кизе­риц­кий, Эрми­таж, № 192 [здесь ссыл­ки на более ста­рую лите­ра­ту­ру]). На вати­кан­ском сар­ко­фа­ге в ком­по­зи­ции на две фигу­ры мень­ше и изме­не­ны отдель­ные дета­ли. Там алта­рю в цен­тре соот­вет­ст­ву­ет тре­нож­ник с горя­щим пла­ме­нем, в кото­рое тога­тус с. 293 дела­ет жерт­вен­ное воз­ли­я­ние из чаши. Спра­ва от него сто­ит не толь­ко камилл, но еще и малень­кая камил­ла, дер­жа­щая фрук­ты в склад­ках сво­его оде­я­ния; этой фигу­ры нет на сар­ко­фа­ге в Вати­кане, а фрук­ты, кото­рые, оче­вид­но, обя­за­тель­но долж­ны при­сут­ст­во­вать, уже лежат на алта­ре. К двум подруж­кам неве­сты там добав­ля­ет­ся третья, что наве­ло Брун­на на мысль узнать в них трех гра­ций; и в их одеж­де тоже нет ниче­го рим­ско­го. Одна­ко раз­ни­ца меж­ду жен­ской туни­кой и жен­ским хито­ном нигде не дока­за­на, а девуш­ки заня­ты шка­тул­кой и ее содер­жи­мым — не очень под­хо­дя­щее для богинь заня­тие, и одним толь­ко лишь недо­стат­ком места, веро­ят­но, нель­зя объ­яс­нить то, что скуль­п­тор сде­лал две фигу­ры из весь­ма типич­ной для позд­не­го вре­ме­ни тро­и­цы гра­ций. Там Амур дер­жит кол­чан в опу­щен­ной пра­вой руке и лук в вытя­ну­той левой — атри­бу­ты, кото­рых он здесь явно не имел; здесь фигу­ра про­из­во­дит намно­го более живое впе­чат­ле­ние, чем там, где она спо­кой­но сто­ит, глядя пря­мо перед собой; лишь повто­ре­ние моти­ва нак­ло­нен­но­го факе­ла долж­но было бы вызвать сомне­ния. Стран­но, что Гиме­ней, Вене­ра и Вик­то­рия там обла­че­ны в ниж­нюю одеж­ду; кро­ме того, у Гиме­нея нет кры­льев — образ, в кото­ром он пред­ста­ет в Вати­кане, без сомне­ния, более при­вы­чен (ср. Sauer // Roscher, Mythologisches Lexikon I Sp. 2803 f.). Вик­то­рия обыч­но не встре­ча­ет­ся настоль­ко скуд­но оде­той (ср. Bulle // Roscher, loc. cit. III Sp. 353 ff.); но тот факт, что на дру­гом сар­ко­фа­ге (здесь № 39) боги­ня пред­ста­ет в точ­но таком же виде, дока­зы­ва­ет, что это было обыч­ным для скуль­п­то­ров позд­не­рим­ско­го вре­ме­ни. Вене­ру рим­ляне изо­бра­жа­ли как оде­той, так и обна­жен­ной. Если мы вос­поль­зу­ем­ся вер­ным наблюде­ни­ем Рос­ба­ха (в указ. ниже месте), что у трех фигур в Петер­бур­ге оде­я­ние нис­па­да­ет с пле­ча с уто­ми­тель­ной рав­но­мер­но­стью, в чем, оче­вид­но, была попыт­ка най­ти опре­де­лен­ную кокет­ли­вую пре­лесть, то вряд ли мы смо­жем усо­мнить­ся в том, что все три на том образ­це, кото­рый лежал в осно­ве созда­ния обо­их сар­ко­фа­гов, были изо­бра­же­ны так, как на вати­кан­ском. с. 294 Трак­тов­ка угло­вой фигу­ры как лик­то­ра под­твер­жда­ет­ся петер­бург­ским сар­ко­фа­гом (ср. так­же здесь, Sala delle muse № 522, и об одеж­де лик­то­ра там: Hauser, Österreich. Jahreshefte 1907 S. 153 ff.). На боко­вых сто­ро­нах там изо­бра­же­ны дру­гие кар­ти­ны: спра­ва — охота, сле­ва — кар­ти­на сель­ской жиз­ни. С худо­же­ст­вен­ной точ­ки зре­ния что-то уда­лось луч­ше там, что-то здесь; Юно­на там несрав­нен­но кра­си­вее; фигу­ра неве­сты, напро­тив, здесь менее шаб­лон­на и более выра­зи­тель­на; здесь луч­ше Амур и Гиме­ней, а там, напро­тив, живее изо­бра­же­на груп­па пра­во­го угла, начи­ная с быка. В целом работа здесь про­из­во­дит более про­стое впе­чат­ле­ние. Из того, что на петер­бург­ском сар­ко­фа­ге тога­тус и слу­жи­тель (popa) изо­бра­же­ны без­бо­ро­ды­ми, а в Вати­кане — боро­да­ты­ми, мож­но зак­лю­чить, что тот был сде­лан еще до вре­ме­ни Адри­а­на, а этот поз­же; про­тив более позд­не­го созда­ния гово­рит каче­ство работы.

Сар­ко­фаг посту­пил в Вати­кан из вил­лы Папы Джу­лио, так­же как и сар­ко­фаг с ама­зон­ка­ми № 49. Рису­нок XVI века с ука­за­ни­ем места сох­ра­нил­ся в Кобург­ском кодек­се (Codex Coburgensis).

Gerhard-Platner S.131 Nr. 15;
Gerhard Antike Bildwerke Taf. LXXIV;
Idem. Prodromus S. 313;
Brunn Ann. d. I. 1844 S. 186 ff. = Kleine Schriften I. S. 4 ff. mit Abb.;
Roßbach Römische Hochzeits- und Ehedenkmäler S. 105 ff. Nr. 1;
Matz Monatsberichte der Kgl. preuß. Akad. d. Wiss. zu Berlin 1871 S. 497, 236 Nr. 89;
A. Herzog Stati epithalamium S. 33 ff.

Под ним: две под­став­ки (Taf. 25), из кото­рых толь­ко левая частич­но антич­ная; льви­ная лапа с кры­лья­ми и голо­вой (Выс. 0,44 м, шир. 0,15 м, глуб. 0,31 м. Мел­ко­зер­ни­стый жел­то­ва­тый мра­мор. Вос­ста­нов­ле­на ниж­няя часть с лапой и почин­ка­ми на левом кры­ле); пло­хая работа.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Текст: музейная аннотация.
© 1908. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1908. Band II. S. 290—294. Kat. Nr. 102n.
© 2017 г. Перевод с нем.: О. Л. Жалейко.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor богиня юнона юноны dea juno iuno гименей гименея hymenaios hymenaeus саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi конкордия согласие concordia биографический vita humana мрамор мраморный свадебный супругов супружеской пары со сценами бракосочетания церемония рукопожатие супруг супруга супружеская пара жертвоприношение жертвенное возлияние пронуба жертвенный бык жрец камилл инв № 1089