Портрет римлянина в тоге (голова — от другой статуи)
Мрамор.
130—140 гг. н. э. Голова: 30—20 гг. до н. э.
Инв. № 2355.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 11 Фото: И. А. Шурыгин

Портрет римлянина в тоге (голова — от другой статуи).

Мрамор.
130—140 гг. н. э. Голова: 30—20 гг. до н. э.
Инв. № 2355.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 11.

Частная коллекция, Джустиниани.
Описание:

11. Ста­туя муж­чи­ны в тоге с голо­вой от дру­гой ста­туи.

Ранее нахо­ди­лась в собра­нии Джу­сти­ни­а­ни в Вене­ции (вме­сте с Авгу­стом из Вел­ле­три, ныне в Лув­ре), где была при­об­ре­те­на англи­ча­ни­ном Бра­у­ном и пере­ве­зе­на в Рим. Посту­пи­ла в рас­по­ря­же­ние скуль­п­то­ра Аль­ба­чи­ни, кото­рый в 1780 г. реста­ври­ро­вал ее и пере­дал в музеи Вати­ка­на, где пона­ча­лу она была выстав­ле­на в Гале­рее ста­туй. В 1797 г. была пере­ве­зе­на в Париж, откуда вер­ну­лась в 1815 г., обо­зна­чен­ная как «Юлий Цезарь — пон­ти­фик». Голо­ва выпол­не­на как еди­ное целое с пок­ры­ва­лом; нос, верх­няя губа и шея выда­ют воз­раст: это порт­рет пожи­ло­го чело­ве­ка, изо­бра­жен­но­го с реа­лиз­мом, тра­ди­ци­он­ным для рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи, сти­ли­сти­че­ски соот­вет­ст­ву­ю­щий работам нача­ла эпо­хи Авгу­ста (ок. 30—20 гг. до н. э.). Веро­ят­но, в совре­мен­ную эпо­ху порт­рет был отде­лен от высо­ко­го над­гроб­но­го релье­фа и пере­ра­ботан в круг­лую скульп­ту­ру. Пер­со­наж, совер­шаю­щий свя­щен­но­дей­ст­вие, одет в тогу, голо­ва пок­ры­та накид­кой, в пра­вой руке он дер­жит пате­ру, левая дра­пи­ро­ва­на. Тога с глу­бо­кой U-образ­ной склад­кой в пере­д­ней части поз­во­ля­ет дати­ро­вать фигу­ру 130—140 гг. н. э.

G. Spinola

Литература:
Inv. 2355;
G. Lippold, Die Skulpturen des Vaticanischen Museums, III 2, Berlin 1956, p. 72 n° 612 e p. 535 tavv. 37—38;
A. Giuliano, Catalogo dei ritratti romani del Museo Profano Lateranense, Città del Vaticano 1957, p. 39;
W. H. Schuchharot, in Göttingen Gelehrte Anzeiger, 213, 1960, p. 177;
W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, I, (4a ed.) Tübingen 1963, n° 500;
H. R. Goette, in Archäologischer Anzeiger, 1983, p. 243 nota 22a;
C. Pietrangeli, I Musei Vaticani, Roma 1985, pp. 110, 115;
A. Claridge, in Aa. Vv., Ancient Marble Quarrying and Trade, BAR 453, 1988, pp. 149—150 fig. 13;
H. R. Goette, Studien zu römischen Togadarstellungen, Mainz am Rhein 1990, p. 135 n° Bb 96;
K. Fittschen, (ed.), Verzeichnis der Gispabgüsse des archäologischen Instituts der Georg-August-Universität Göttingen, Göttingen 1990, p. 225 n° A 1186.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2004 г. Описание: Giandomenico Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 5. Il Museo Pio Clementino, 3. Città del Vaticano, Roma, 2004, с. 58—59, кат. № SBi 11.
© 2017 г. Перевод: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский скульптура скульптурный sculptura римская римские статуя статуи statua statuae в тоге тогатус одетая тогу тогах тога togatus togati toga стоящая мрамор жертвенное возлияние libatio римлянин римлянина коллекция джустиниани giustiniani с покрытой головой под покрывалом покрывале capite velato caput velatum складка изгиб синус sinus балтей пояс balteus патера patera напуск умбон нодус у тоги umbo nodus sbi 11 инв № 2355