Портрет Августа. Тип «Лувр Ma 1280».
Белый мрамор.
Прототип 33—31 гг. до н. э., эта копия переработана.
Общ. высота 43 см, выс. головы 24 см, выс. лица 17,5 см.
Ансерюн, Музей

Портрет Августа. Тип «Лувр Ma 1280».

Белый мрамор.
Прототип 33—31 гг. до н. э., эта копия переработана.
Общ. высота 43 см, выс. головы 24 см, выс. лица 17,5 см.

Ансерюн, Музей.

Пуаль.
Происхождение:
Най­ден в Пуа­ле.

Описание:

131. Порт­рет Авгу­ста

Тип «Лувр Ma 1280»; пере­ра­ботан.
Илл. 105.

Ансе­рюн, музей.
Голо­ва.
Белый мра­мор.
Обна­ру­жен в Пуа­ле.

Раз­ме­ры: высота 43 см, высота голо­вы 24 см, высота лица 17,5 см.

Рестав­ра­ции: стык голо­вы и шеи.

Биб­лио­гра­фия:
Giry J. Guide du musée d’Ensérune. Paris, 1971. № 6 (Цезарь);
Braemer F. Une tête masculine trouvée à Poilhes // BSAF. 1948—1949. P. 112—116, pl. 4 (Цезарь);
Braemer F. L’art dans l’Occident romain. Trésors d’argenterie, sculptures de bronze et de pierre, catalogue de l’exposition du musée du Louvre. Paris, 1963. № 775 p. 172 (Цезарь?);
Braemer F. À propos d’un portrait récemment découvert à Puissalicon (Hérault) // Mélanges A. Piganiol. Vol. 1. Paris, 1966. P. 385 (Цезарь);
Chamoux F. Un portrait de Thasos: Jules César // Monuments et mémoires. Fondation E. Piot. Vol. 47. 1953. P. 139 n. 3 (не Юлий Цезарь);
Espérandieu E., Lantier R. Recueil général des bas-reliefs de la Gaule romaine. T. 15. P., 1966. 8801;
Clavel M. Béziers et son territoire dans l’Antiquité. Paris, 1970. P. 499—501, 614, fig. 61 (Цезарь);
Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträt // ANRW. T. II. Bd. 12-2. Berlin; New York, 1981. S. 596 (Август, тип D = Форбс);
Braemer F. Le portrait impérial, son rôle dans la propagande impériale et dans le maintien de la stabilité du gouvernement de l’Empire // Römisches Porträt. Wege zur Erforschung eines gesellschaflichen Phänomens. Berlin, 1982. P. 165, 401, fig. 231 (Цезарь);
Salviat F., Terrer D. Un portrait officiel à Narbonne: Agrippa Postumus? // RAN. Vol. 13. 1980. P. 14 (Юлий Цезарь);
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, I-2). Berlin, 1993. № 272* S. 202 (част­ный порт­рет эпо­хи Авгу­ста);
Balty J.-Ch. // Balty J.-Ch., Cazes D. Sculptures antiques de Chiragan (Martres-Tolosane), I. 1, Les portraits romains. Époque julio-claudienne. Toulouse, 2005. fig. 65, p. 139, fig. 68, p. 141 (неиз­вест­ный).

Сохран­ность: утра­че­на часть череп­ной короб­ки в зоне макуш­ки; нос отко­лот; на поверх­но­сти лица мно­го сле­дов пере­ра­бот­ки; нако­нец, отбит кусок мра­мо­ра на под­бо­род­ке. Губы, под­бо­ро­док, над­бров­ные дуги име­ют мно­го потёр­то­стей и ско­лов, так же как и пра­вое ухо, кото­рое почти пол­но­стью исчез­ло.

Опи­са­ние: Голо­ва, види­мо, при­над­ле­жа­ла к обна­жён­но­му бюсту, судя по фор­ме верх­ней части плеч; доволь­но чёт­ко выра­жен пово­рот голо­вы впра­во. Лицо худо­ща­вое и вытя­ну­тое, с чуть впа­лы­ми щека­ми и очень глу­бо­ки­ми носо­губ­ны­ми склад­ка­ми; бро­ви чуть нахму­ре­ны, а лоб пере­се­чён дву­мя мими­че­ски­ми мор­щи­на­ми. Воло­сы силь­но потёр­ты, но ещё раз­ли­чи­мо мяг­кое и лёг­кое испол­не­ние прядей, кото­рые в зад­ней части голо­вы едва набро­са­ны. Как часто быва­ет, уши сла­бо высту­па­ют из мас­сы мра­мо­ра. Про­филь уди­ви­тель­но похож на про­филь Авгу­ста из Оза (кат. № 15); в нём обна­ру­жи­ва­ет­ся такое же обви­са­ние пло­ти в ниж­ней части лица.

с. 364 Ком­мен­та­рий: После иден­ти­фи­ка­ции, пред­ло­жен­ной Ф. Бре­ме­ром, это изо­бра­же­ние дол­го счи­та­лось порт­ре­том Юлия Цеза­ря; кажет­ся, что доста­точ­но силь­но выра­жен­ные носо­губ­ные склад­ки, мор­щи­ны в углах губ, а так­же корот­кие, не слиш­ком густые воло­сы, кото­рые выглядят более ред­ки­ми на вис­ках, ука­зы­ва­ют на чело­ве­ка зре­ло­го воз­рас­та. Одна­ко срав­не­ние с несо­мнен­ны­ми порт­ре­та­ми Цеза­ря обна­ру­жи­ва­ет, что порт­рет из Пуа­ля не впи­сы­ва­ет­ся в их ряд, как по физио­но­ми­че­ским, так и по типо­ло­ги­че­ским при­чи­нам: дей­ст­ви­тель­но, здесь отсут­ст­ву­ют орли­ный нос, худое лицо, вытя­ну­тые над­бров­ные дуги; что же до рас­по­ло­же­ния прядей, то оно не име­ет ниче­го обще­го с порт­ре­та­ми Цеза­ря, кро­ме обще­го направ­ле­ния чёл­ки, зачё­сан­ной впра­во. Всё это хоро­шо пони­ма­ет Д. Бошунг, пред­ло­жив­ший счи­тать эту голо­ву част­ным порт­ре­том406, что, одна­ко, пред­став­ля­ет­ся мне необос­но­ван­ным.

Преж­де все­го сле­ду­ет сде­лать несколь­ко заме­ча­ний отно­си­тель­но фак­ту­ры этой работы, кото­рая кажет­ся мне неод­но­род­ной: дей­ст­ви­тель­но, если на макуш­ке, а так­же на вис­ках, воз­ле лица, пряди волос изо­бра­же­ны доволь­но лёг­ки­ми (они выре­за­ны не слиш­ком глу­бо­ко и не отде­ле­ны друг от дру­га) и очень гиб­ки­ми, то пряди чёл­ки, напро­тив, выглядят застыв­ши­ми, очень сухи­ми и жёст­ки­ми, и на лбу наблюда­ет­ся глу­бо­кая борозда, обра­зу­ю­щая ост­рый угол над внеш­ней сто­ро­ной лево­го гла­за. Ещё более стран­но то, что пряди в левой части лба окан­чи­ва­ют­ся совер­шен­но ина­че, чем все осталь­ные: их кон­цы не выглядят как раз­ма­ши­стые «запя­тые» — пряди вне­зап­но обры­ва­ют­ся на слиш­ком корот­кой длине и выглядят так, слов­но их ори­ги­наль­ные кон­цы обре­за­ны. Кро­ме того, на оси внеш­не­го угла пра­во­го гла­за ещё мож­но раз­глядеть кон­чик малень­кой пряди, загну­тый вле­во, слов­но мини­а­тюр­ная «клеш­ня». Таким обра­зом, всё ука­зы­ва­ет на то, что при­чёс­ка на этом порт­ре­те была пере­ра­бота­на. Пред­став­ля­ет­ся, что об этом же свиде­тель­ст­ву­ет и высота лба, кото­рая осо­бен­но бро­са­ет­ся в гла­за в про­филь.

Кро­ме того, чер­ты лица не при­над­ле­жат Цеза­рю, но, напро­тив, напо­ми­на­ют дру­го­го пер­со­на­жа, его род­ст­вен­ни­ка, и это не кто иной как сам Август: мы обна­ру­жи­ва­ем здесь все физио­но­ми­че­ские харак­те­ри­сти­ки сына Боже­ст­вен­но­го: та же «пря­мо­уголь­ная» фор­ма лица с широ­ки­ми щека­ми, рот с мяси­сты­ми губа­ми, отпе­ча­ток неко­то­рой мяг­ко­сти, низ­кие бро­ви над гла­за­ми, малень­кий и круг­лый под­бо­ро­док. К тому же, голо­ва явно повёр­ну­та впра­во, как и на боль­шин­стве порт­ре­тов импе­ра­то­ра; лицо осо­бен­но похо­же на порт­рет Авгу­ста в лав­ро­вом вен­ке из Сен­та (кат. № 33), хотя на порт­ре­те из Пуа­ля носо­губ­ные склад­ки более глу­бо­ки. Таким обра­зом, не оста­ёт­ся ника­ких сомне­ний в том, что это порт­рет Авгу­ста; эту иден­ти­фи­ка­цию мимо­хо­дом уже пред­ла­гал У. Хау­сман без осо­бой уве­рен­но­сти407; сего­дня я выдви­гаю её сно­ва.

Если чер­ты лица сох­ра­ни­лись и поз­во­ля­ют иден­ти­фи­ци­ро­вать изо­бра­жён­но­го, то опре­де­ле­ние ико­но­гра­фи­че­ско­го типа это­го про­из­веде­ния, напро­тив, очень затруд­не­но его пере­ра­бот­кой. К сча­стью, она, види­мо, не затро­ну­ла пряди на вис­ках и на затыл­ке. Направ­ле­ние чёл­ки, зачё­сан­ной впра­во, сра­зу наво­дит на мысль о ста­ром типе «Форбс», кото­рый Д. Бошунг недав­но пере­име­но­вал в тип «Лувр Ma 1280», при­ни­мая во вни­ма­ние ту голо­ву этой серии, кото­рую он избрал для опи­са­ния. Эту отправ­ную точ­ку под­твер­жда­ет рас­по­ло­же­ние прядей на вис­ках, где мы обна­ру­жи­ва­ем точ­ное соот­вет­ст­вие прядям 36—40 на схе­ме Д. Бошун­га. Кро­ме того, на лбу до сих пор виден край пряди 1.

с. 365 Дата созда­ния типа «Лувр Ma 1280» точ­но не извест­на: фор­маль­ная бли­зость с типом «Ла Аль­кудия» пред­по­ла­га­ет, что он пред­ше­ст­ву­ет типу «При­ма Пор­та»; прото­тип (Urbild), таким обра­зом, был создан неза­дол­го до Акция408. Одна­ко про­из­веде­ние было пере­ра­бота­но, и это не поз­во­ля­ет точ­но дати­ро­вать реп­ли­ку. Кон­текст её обна­ру­же­ния, к сожа­ле­нию, неиз­ве­стен: соглас­но Ф. Бре­ме­ру, порт­рет про­ис­хо­дит из «одно­го из мно­го­чис­лен­ных рим­ских посе­ле­ний, усе­яв­ших при­бреж­ную доли­ну меж­ду Нар­бон­ной и Безье, у под­но­жия кре­по­сти (oppidum) Ансе­рю­на»409, воз­мож­но, с вил­лы410.

406Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, I-2). Berlin, 1993. S. 202.

407Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträt // ANRW. T. II. Bd. 12-2. Berlin; New York, 1981. S. 596.

408Boschung D. Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht // JRA. Vol. 6. 1993. S. 42.

409Braemer F. À propos d’un portrait récemment découvert à Puissalicon (Hérault) // Mélanges A. Piganiol. Vol. 1. Paris, 1966. P. 385.

410Clavel M. Béziers et son territoire dans l’Antiquité. Paris, 1970. P. 499, 614.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 363—364, кат. № 131, илл. 105.
© 2006 г. Фото: CNRS; Centre Camille Jullian; no. 119773.
© 2018 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова мужской мужская мужчины мужчина белый мрамор тип лувр ma 1280 пуал пуаль из пуаля