Прототип 33—31 гг. до н. э., эта копия переработана.
Общ. высота 43 см, выс. головы 24 см, выс. лица 17,5 см.Ансерюн, Музей
Портрет Августа. Тип «Лувр Ma 1280».
Прототип 33—31 гг. до н. э., эта копия переработана.
Общ. высота 43 см, выс. головы 24 см, выс. лица 17,5 см.
Ансерюн, Музей.
131. Портрет Августа
Тип «Лувр Ma 1280»; переработан.
Илл. 105.
Ансерюн, музей.
Голова.
Белый мрамор.
Обнаружен в Пуале.
Размеры: высота 43 см, высота головы 24 см, высота лица 17,5 см.
Реставрации: стык головы и шеи.
Библиография:
Giry J. Guide du musée d’Ensérune. Paris, 1971. № 6 (Цезарь);
Braemer F. Une tête masculine trouvée à Poilhes // BSAF. 1948—
Braemer F. L’art dans l’Occident romain. Trésors d’argenterie, sculptures de bronze et de pierre, catalogue de l’exposition du musée du Louvre. Paris, 1963. № 775 p. 172 (Цезарь?);
Braemer F. À propos d’un portrait récemment découvert à Puissalicon (Hérault) // Mélanges A. Piganiol. Vol. 1. Paris, 1966. P. 385 (Цезарь);
Chamoux F. Un portrait de Thasos: Jules César // Monuments et mémoires. Fondation E. Piot. Vol. 47. 1953. P. 139 n. 3 (не Юлий Цезарь);
Espérandieu E., Lantier R. Recueil général des bas-reliefs de la Gaule romaine. T. 15. P., 1966. 8801;
Clavel M. Béziers et son territoire dans l’Antiquité. Paris, 1970. P. 499—
Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträt // ANRW. T. II. Bd. 12-2. Berlin; New York, 1981. S. 596 (Август, тип D = Форбс);
Braemer F. Le portrait impérial, son rôle dans la propagande impériale et dans le maintien de la stabilité du gouvernement de l’Empire // Römisches Porträt. Wege zur Erforschung eines gesellschaflichen Phänomens. Berlin, 1982. P. 165, 401, fig. 231 (Цезарь);
Salviat F., Terrer D. Un portrait officiel à Narbonne: Agrippa Postumus? // RAN. Vol. 13. 1980. P. 14 (Юлий Цезарь);
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, I-2). Berlin, 1993. № 272* S. 202 (частный портрет эпохи Августа);
Balty J.-Ch. // Balty J.-Ch., Cazes D. Sculptures antiques de Chiragan (Martres-Tolosane), I. 1, Les portraits romains. Époque julio-claudienne. Toulouse, 2005. fig. 65, p. 139, fig. 68, p. 141 (неизвестный).
Сохранность: утрачена часть черепной коробки в зоне макушки; нос отколот; на поверхности лица много следов переработки; наконец, отбит кусок мрамора на подбородке. Губы, подбородок, надбровные дуги имеют много потёртостей и сколов, так же как и правое ухо, которое почти полностью исчезло.
Описание: Голова, видимо, принадлежала к обнажённому бюсту, судя по форме верхней части плеч; довольно чётко выражен поворот головы вправо. Лицо худощавое и вытянутое, с чуть впалыми щеками и очень глубокими носогубными складками; брови чуть нахмурены, а лоб пересечён двумя мимическими морщинами. Волосы сильно потёрты, но ещё различимо мягкое и лёгкое исполнение прядей, которые в задней части головы едва набросаны. Как часто бывает, уши слабо выступают из массы мрамора. Профиль удивительно похож на профиль Августа из Оза (кат. № 15); в нём обнаруживается такое же обвисание плоти в нижней части лица.
с. 364 Комментарий: После идентификации, предложенной Ф. Бремером, это изображение долго считалось портретом Юлия Цезаря; кажется, что достаточно сильно выраженные носогубные складки, морщины в углах губ, а также короткие, не слишком густые волосы, которые выглядят более редкими на висках, указывают на человека зрелого возраста. Однако сравнение с несомненными портретами Цезаря обнаруживает, что портрет из Пуаля не вписывается в их ряд, как по физиономическим, так и по типологическим причинам: действительно, здесь отсутствуют орлиный нос, худое лицо, вытянутые надбровные дуги; что же до расположения прядей, то оно не имеет ничего общего с портретами Цезаря, кроме общего направления чёлки, зачёсанной вправо. Всё это хорошо понимает Д. Бошунг, предложивший считать эту голову частным портретом406, что, однако, представляется мне необоснованным.
Прежде всего следует сделать несколько замечаний относительно фактуры этой работы, которая кажется мне неоднородной: действительно, если на макушке, а также на висках, возле лица, пряди волос изображены довольно лёгкими (они вырезаны не слишком глубоко и не отделены друг от друга) и очень гибкими, то пряди чёлки, напротив, выглядят застывшими, очень сухими и жёсткими, и на лбу наблюдается глубокая борозда, образующая острый угол над внешней стороной левого глаза. Ещё более странно то, что пряди в левой части лба оканчиваются совершенно иначе, чем все остальные: их концы не выглядят как размашистые «запятые» — пряди внезапно обрываются на слишком короткой длине и выглядят так, словно их оригинальные концы обрезаны. Кроме того, на оси внешнего угла правого глаза ещё можно разглядеть кончик маленькой пряди, загнутый влево, словно миниатюрная «клешня». Таким образом, всё указывает на то, что причёска на этом портрете была переработана. Представляется, что об этом же свидетельствует и высота лба, которая особенно бросается в глаза в профиль.
Кроме того, черты лица не принадлежат Цезарю, но, напротив, напоминают другого персонажа, его родственника, и это не кто иной как сам Август: мы обнаруживаем здесь все физиономические характеристики сына Божественного: та же «прямоугольная» форма лица с широкими щеками, рот с мясистыми губами, отпечаток некоторой мягкости, низкие брови над глазами, маленький и круглый подбородок. К тому же, голова явно повёрнута вправо, как и на большинстве портретов императора; лицо особенно похоже на портрет Августа в лавровом венке из Сента (кат. № 33), хотя на портрете из Пуаля носогубные складки более глубоки. Таким образом, не остаётся никаких сомнений в том, что это портрет Августа; эту идентификацию мимоходом уже предлагал У. Хаусман без особой уверенности407; сегодня я выдвигаю её снова.
Если черты лица сохранились и позволяют идентифицировать изображённого, то определение иконографического типа этого произведения, напротив, очень затруднено его переработкой. К счастью, она, видимо, не затронула пряди на висках и на затылке. Направление чёлки, зачёсанной вправо, сразу наводит на мысль о старом типе «Форбс», который Д. Бошунг недавно переименовал в тип «Лувр Ma 1280», принимая во внимание ту голову этой серии, которую он избрал для описания. Эту отправную точку подтверждает расположение прядей на висках, где мы обнаруживаем точное соответствие прядям 36—
с. 365 Дата создания типа «Лувр Ma 1280» точно не известна: формальная близость с типом «Ла Алькудия» предполагает, что он предшествует типу «Прима Порта»; прототип (Urbild), таким образом, был создан незадолго до Акция408. Однако произведение было переработано, и это не позволяет точно датировать реплику. Контекст её обнаружения, к сожалению, неизвестен: согласно Ф. Бремеру, портрет происходит из «одного из многочисленных римских поселений, усеявших прибрежную долину между Нарбонной и Безье, у подножия крепости (oppidum) Ансерюна»409, возможно, с виллы410.
406Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, I-2). Berlin, 1993. S. 202. 407Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträt // ANRW. T. II. Bd. 12-2. Berlin; New York, 1981. S. 596. 408Boschung D. Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht // JRA. Vol. 6. 1993. S. 42. 409Braemer F. À propos d’un portrait récemment découvert à Puissalicon (Hérault) // Mélanges A. Piganiol. Vol. 1. Paris, 1966. P. 385. 410Clavel M. Béziers et son territoire dans l’Antiquité. Paris, 1970. P. 499, 614.© 2006 г. Фото: CNRS; Centre Camille Jullian; no. 119773.
© 2018 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.