Друзилла или Агриппина Младшая. Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Агриппина Старшая
Гипсовый слепок.
Оригинал: Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг.).
Высота 39 см, ширина 22,2 см.
Инв. №№ MCR 298 / C 17030 (ориг.).Рим, Музей Римской культуры Фото: О. В. Любимова

Друзилла или Агриппина Младшая. Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Агриппина Старшая.

Гипсовый слепок.
Оригинал: Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг.).
Высота 39 см, ширина 22,2 см.
Инв. №№ MCR 298 / C 17030 (ориг.).

Рим, Музей Римской культуры.

Кирена, Музей древностей.
Происхождение:
Ори­ги­нал най­ден в 1926 г. на тер­ра­се свя­ти­ли­ща в руи­нах южной сте­ны хра­ма Пер­се­фо­ны в Кирене, Ливия. Хра­нит­ся в Музее древ­но­стей в Кирене, Ливия; инв. № C 17030.

Описание:
с. 475 Голо­ва из Кире­ны (рис. 20—21), види­мо, пред­на­зна­чен­ная для встав­ки в ста­тую, жёст­че и суше по сво­е­му испол­не­нию, как и сле­ду­ет ожи­дать от про­вин­ци­аль­ной скульп­ту­ры, но, как пред­став­ля­ет­ся, соот­вет­ст­ву­ет порт­ре­там из Цере из кол­лек­ции фон Гес­се­на во всех суще­ст­вен­ных дета­лях струк­ту­ры, объ­ё­ма, кон­ту­ра и, преж­де все­го, линии про­фи­ля69. При­чёс­ка немно­го упро­ще­на, в ней отсут­ст­ву­ет чере­до­ва­ние глу­бо­ких и мел­ких волн, харак­тер­ное для типа Цере — фон Гес­сен, как и для типа Агрип­пи­ны Млад­шей Про­виденс-Шлосс-Фаза­не­ри, а малень­кие локо­ны вдоль линии волос рас­став­ле­ны шире, но обе вари­а­ции вполне понят­ны для реп­ли­ки, изготов­лен­ной дале­ко от цен­тров моды и скульп­тур­но­го про­из­вод­ства. Такая работа мог­ла быть третьей или чет­вёр­той копи­ей с копии, и в про­цес­се пере­да­чи тон­ко­сти мод­ной при­чёс­ки неиз­беж­но мог­ли игно­ри­ро­вать­ся или трак­то­вать­ся непра­виль­но. Эта голо­ва, как и ста­туя из Цере, име­ет два спи­рале­вид­ных локо­на, падаю­щих на пле­чи. Почти сра­зу после обна­ру­же­ния голо­вы из Кире­ны Анти счёл её реп­ли­кой ста­туи из Цере (рис. 15—17), хотя с тех пор эта вза­и­мо­связь игно­ри­ро­ва­лась, в основ­ном пото­му, что пред­ло­жен­ная Анти иден­ти­фи­ка­ция с Агрип­пи­ной Стар­шей боль­ше не под­дер­жи­ва­ет­ся.

С. Вуд
69Кирен­ский музей, инв. № C17030. Мра­мор­ная голо­ва, высота 39 см, высота от под­бо­род­ка до макуш­ки 26 см, шири­на 22,2 см. Бо́льшая часть носа отби­та, в осталь­ном сохран­ность хоро­шая. Поверх­ность в пят­нах и обес­цве­че­на. Най­де­на в 1926 г. на тер­ра­се свя­ти­ли­ща сре­ди руин южной сте­ны хра­ма Пер­се­фо­ны. Africa Italiana. Vol. 1. 1927. P. 311, fig. 16; Anti C. Un nuovo ritratto di Agrippina Maggiore // Africa Italiana. Vol. 2. 1928. P. 3—16, tav. 1—3; Rosenbaum E. A Catalogue of Cyrenaican Portrait Sculpture. London, 1960. P. 43, no. 16, pl. 16. 1—2 с пол­ной пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой; Polaschek K. Porträttypen einer claudischen Kaiserin. Rom, 1973. S. 13—14. Пола­шек отвер­га­ет вза­и­мо­связь голо­вы из Кире­ны с порт­ре­том из Мюн­хе­на кат. № 316 и опи­сы­ва­ет её как уни­каль­ный, веро­ят­но, част­ный порт­рет, но счи­та­ет неко­то­рые дру­гие про­вин­ци­аль­ные работы реп­ли­ка­ми ста­туи из Цере, демон­стри­ру­ю­щи­ми такое же упро­ще­ние при­чёс­ки: Сар­си­на, Архео­ло­ги­че­ский музей, мра­мор­ная голо­ва в диа­де­ме (Polaschek K. Op. cit. P. 28—29, Taf. 12. 1 и 17. 1); Испан­ское обще­ство Аме­ри­ки, инв. № D203 (см. ниже при­меч. 70).

Литература:
Africa Italiana. Vol. 1. 1927. P. 311, fig. 16.
Anti C. Un nuovo ritratto di Agrippina Maggiore // Africa Italiana. Vol. 2. 1928. P. 3—16, tav. 1—3.
Fuchs S. Deutung, Sinn und Zeitstellung des Wiener Cameo mit den Fruchthornbüsten // MDAIR. Bd. 51. 1936. S. 230 f. Amn. 3;
Aurigemma S. Sculture del Foro Vecchio di Leptis Magna raffiguranti la Dea Roma e principi della Casa dei Giulio-Claudi // Africa Italiana. Vol. 8. 1941/1942. P. 63 Ill. 42.
Poulsen V. Studies in Julio-Claudian Iconography // Acta Archaeologica. Vol. 17. 1946. S. 27, Anm. 111.
Hafner G. Zum Augustus Relief im Ravenna // MDAIR. Bd. 62. 1955. S. 167, Anm. 28.
Furnée–van Zwet L. Fashion in women’s hair-dress in the first century of the Roman Empire // BABesch. Bd. 31. 1956. S. 21 Ill. 34.
Giuliano A. La ritrattistica dell’Asia Minore dall’89 a.C. al 211 d.C // RIA. Vol. 8. 1959. P. 156, n. 13.
Rosenbaum E. A Catalogue of Cyrenaican Portrait Sculpture. London, 1960. P. 43. Cat. no. 16. Pl. 16, 1–2.
Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 63. Anm. 507.
Polaschek K. Studien zu einem Frauenkopf im Landesmuseum Trier und zur weiblichen Haartracht der iulisch-claudischen Zeit // TrZ. Bd. 35. 1972. S. 209. Anm. 28;
Polaschek K. Porträttypen einer claudischen Kaiserin. (Studia Archaeologica, 17). Rom, 1973. S. 11, Anm. 3.
Polaschek K. Studien zur Ikonographie der Antonia minor. (Studia Archaeologica 15). Rom, 1973. S. 11, Anm. 4.
Wood S. Diva Drusilla Panthea and the Sisters of Caligula // American Journal of Archaeology. Vol. 99, No. 3. 1995. P. 475, fig. 20—21.

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись; Arachne.
© 1995 г. Описание: Wood S. Diva Drusilla Panthea and the Sisters of Caligula // American Journal of Archaeology. Vol. 99, No. 3. 1995. P. 475.
(сс) 2018 г. Перевод: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина голова римский имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii юлия друзилла g182 iulia julia drusilla re567 римская императрица агриппина младшая g200 агриппины младшей agrippina minor re556 випсания старшая g152 vipsania maior senior скульптура скульптурный sculptura римские бюст мрамор гипс гипсовый слепок женская прическа инв № mcr 298 c 17030 ориг