Друзилла или Агриппина Младшая.
Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Агриппина Старшая
Гипсовый слепок.Оригинал: Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг.).
Высота 39 см, ширина 22,2 см.Инв. №№ MCR 298 / C 17030 (ориг.).Рим, Музей Римской культуры Фото: О. В. Любимова
Друзилла или Агриппина Младшая. Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Агриппина Старшая.
Гипсовый слепок.
Оригинал: Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг.).
Высота 39 см, ширина 22,2 см.
Оригинал: Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг.).
Высота 39 см, ширина 22,2 см.
Инв. №№ MCR 298 / C 17030 (ориг.).
Рим, Музей Римской культуры.
Происхождение:
Оригинал найден в 1926 г. на террасе святилища в руинах южной стены храма Персефоны в Кирене, Ливия. Хранится в Музее древностей в Кирене, Ливия; инв. № C 17030.
Описание:
с. 475 Голова из Кирены (рис. 20—21), видимо, предназначенная для вставки в статую, жёстче и суше по своему исполнению, как и следует ожидать от провинциальной скульптуры, но, как представляется, соответствует портретам из Цере из коллекции фон Гессена во всех существенных деталях структуры, объёма, контура и, прежде всего, линии профиля69. Причёска немного упрощена, в ней отсутствует чередование глубоких и мелких волн, характерное для типа Цере — фон Гессен, как и для типа Агриппины Младшей Провиденс-Шлосс-Фазанери, а маленькие локоны вдоль линии волос расставлены шире, но обе вариации вполне понятны для реплики, изготовленной далеко от центров моды и скульптурного производства. Такая работа могла быть третьей или четвёртой копией с копии, и в процессе передачи тонкости модной причёски неизбежно могли игнорироваться или трактоваться неправильно. Эта голова, как и статуя из Цере, имеет два спиралевидных локона, падающих на плечи. Почти сразу после обнаружения головы из Кирены Анти счёл её репликой статуи из Цере (рис. 15—17), хотя с тех пор эта взаимосвязь игнорировалась, в основном потому, что предложенная Анти идентификация с Агриппиной Старшей больше не поддерживается.
16, tav. 1—3; Rosenbaum E. A Catalogue of Cyrenaican Portrait Sculpture. London, 1960. P. 43, no. 16, pl. 16. 1—2 с полной предшествующей литературой; Polaschek K. Porträttypen einer claudischen Kaiserin. Rom, 1973. S. 13—14. Полашек отвергает взаимосвязь головы из Кирены с портретом из Мюнхена кат. № 316 и описывает её как уникальный, вероятно, частный портрет, но считает некоторые другие провинциальные работы репликами статуи из Цере, демонстрирующими такое же упрощение причёски: Сарсина, Археологический музей, мраморная голова в диадеме (Polaschek K. Op. cit. P. 28—29, Taf. 12. 1 и 17. 1); Испанское общество Америки, инв. № D203 (см. ниже примеч. 70).
С. Вуд
69Киренский музей, инв. № C17030. Мраморная голова, высота 39 см, высота от подбородка до макушки 26 см, ширина 22,2 см. Бо́льшая часть носа отбита, в остальном сохранность хорошая. Поверхность в пятнах и обесцвечена. Найдена в 1926 г. на террасе святилища среди руин южной стены храма Персефоны. Africa Italiana. Vol. 1. 1927. P. 311, fig. 16; Anti C. Un nuovo ritratto di Agrippina Maggiore // Africa Italiana. Vol. 2. 1928. P. 3—Литература:
Africa Italiana. Vol. 1. 1927. P. 311, fig. 16.
Anti C. Un nuovo ritratto di Agrippina Maggiore // Africa Italiana. Vol. 2. 1928. P. 3—16, tav. 1—3.
Fuchs S. Deutung, Sinn und Zeitstellung des Wiener Cameo mit den Fruchthornbüsten // MDAIR. Bd. 51. 1936. S. 230 f. Amn. 3;
Aurigemma S. Sculture del Foro Vecchio di Leptis Magna raffiguranti la Dea Roma e principi della Casa dei Giulio-Claudi // Africa Italiana. Vol. 8. 1941/1942. P. 63 Ill. 42.
Poulsen V. Studies in Julio-Claudian Iconography // Acta Archaeologica. Vol. 17. 1946. S. 27, Anm. 111.
Hafner G. Zum Augustus Relief im Ravenna // MDAIR. Bd. 62. 1955. S. 167, Anm. 28.
Furnée–van Zwet L. Fashion in women’s hair-dress in the first century of the Roman Empire // BABesch. Bd. 31. 1956. S. 21 Ill. 34.
Giuliano A. La ritrattistica dell’Asia Minore dall’89 a.C. al 211 d.C // RIA. Vol. 8. 1959. P. 156, n. 13.
Rosenbaum E. A Catalogue of Cyrenaican Portrait Sculpture. London, 1960. P. 43. Cat. no. 16. Pl. 16, 1–2.
Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 63. Anm. 507.
Polaschek K. Studien zu einem Frauenkopf im Landesmuseum Trier und zur weiblichen Haartracht der iulisch-claudischen Zeit // TrZ. Bd. 35. 1972. S. 209. Anm. 28;
Polaschek K. Porträttypen einer claudischen Kaiserin. (Studia Archaeologica, 17). Rom, 1973. S. 11, Anm. 3.
Polaschek K. Studien zur Ikonographie der Antonia minor. (Studia Archaeologica 15). Rom, 1973. S. 11, Anm. 4.
Wood S. Diva Drusilla Panthea and the Sisters of Caligula // American Journal of Archaeology. Vol. 99, No. 3. 1995. P. 475, fig. 20—21.
Anti C. Un nuovo ritratto di Agrippina Maggiore // Africa Italiana. Vol. 2. 1928. P. 3—
Fuchs S. Deutung, Sinn und Zeitstellung des Wiener Cameo mit den Fruchthornbüsten // MDAIR. Bd. 51. 1936. S. 230 f. Amn. 3;
Aurigemma S. Sculture del Foro Vecchio di Leptis Magna raffiguranti la Dea Roma e principi della Casa dei Giulio-Claudi // Africa Italiana. Vol. 8. 1941/1942. P. 63 Ill. 42.
Poulsen V. Studies in Julio-Claudian Iconography // Acta Archaeologica. Vol. 17. 1946. S. 27, Anm. 111.
Hafner G. Zum Augustus Relief im Ravenna // MDAIR. Bd. 62. 1955. S. 167, Anm. 28.
Furnée–van Zwet L. Fashion in women’s hair-dress in the first century of the Roman Empire // BABesch. Bd. 31. 1956. S. 21 Ill. 34.
Giuliano A. La ritrattistica dell’Asia Minore dall’89 a.C. al 211 d.C // RIA. Vol. 8. 1959. P. 156, n. 13.
Rosenbaum E. A Catalogue of Cyrenaican Portrait Sculpture. London, 1960. P. 43. Cat. no. 16. Pl. 16, 1–2.
Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 63. Anm. 507.
Polaschek K. Studien zu einem Frauenkopf im Landesmuseum Trier und zur weiblichen Haartracht der iulisch-claudischen Zeit // TrZ. Bd. 35. 1972. S. 209. Anm. 28;
Polaschek K. Porträttypen einer claudischen Kaiserin. (Studia Archaeologica, 17). Rom, 1973. S. 11, Anm. 3.
Polaschek K. Studien zur Ikonographie der Antonia minor. (Studia Archaeologica 15). Rom, 1973. S. 11, Anm. 4.
Wood S. Diva Drusilla Panthea and the Sisters of Caligula // American Journal of Archaeology. Vol. 99, No. 3. 1995. P. 475, fig. 20—
Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись; Arachne.
© 1995 г. Описание: Wood S. Diva Drusilla Panthea and the Sisters of Caligula // American Journal of Archaeology. Vol. 99, No. 3. 1995. P. 475.
(сс) 2018 г. Перевод: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись; Arachne.
© 1995 г. Описание: Wood S. Diva Drusilla Panthea and the Sisters of Caligula // American Journal of Archaeology. Vol. 99, No. 3. 1995. P. 475.
(сс) 2018 г. Перевод: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).